Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование нового человека. Современная типология молодых людей

ЭТО НУЖНО ВКЛЕИТЬ ПЕРЕД ЛЕКЦИЕЙ!!!!

 

1. Парадоксы

2. Эпидерсия

3. Пердимонокль

 

Формирование нового человека. Существуют различные типологии выделения молодежи.

Человек- индивид- личность.

Человек рождается трижды: как биологическое существо, как социальное существо, а потом человек рождается духовно.

2 подхода:

1) человек - смертный Бог(ненаучный контекст);

2) человек- это общественное существо, которое обладает разумом, сознанием и является субъектом общественной жизни(научная точка зрения).

Индивид характеризует человека как некую особь и как личность, то есть с теми чертами, которыми от отличается от других людей. Личность- конкретное выражение сущности человека, которое он реализовал в своей индивидуальности благодаря интеграции в себя социально значимых черт. Томим Карлейль(1795-1881). Законом общества является, что человеку нужно дать возможность сделаться тем, кем он способен быть, дабы он мог развернуться во весь рост, преодолевал все препятствия.

Слово человек насчитывает около 4 основных значений: греческое (взгляд, запрокинутый ввысь); иудейская (красная земля, глина, прах); индогерманское (мыслящий, наделенный духом); русское (чело и век, то есть время жизни разума).

Современный человек- больное существо, у которого биологическое начало подвалено социальным началом, которое является примитивной формой артериального выживания.

2 закона:

1) сохранение материального неравенства;

2) нарушение единения неравенства людей.

 

 

Типология молодых людей.

3 основных принципа проблемы изменения человека:

1) на протяжении последнего века научное знание обозначило ряд разных подходов в изучении человека: антропологический, биологический, социальный, культорологический.

 

Так типология человеческой личности по мнению Фромма объясняется его социальным характером. Социальный характер- матрица, которая отражает общие черты жизнедеятельности той или иной общественной группы. Эта жизнедеятельность определяет действия человеческой личности. Современные индустриальные общества не получили бы своего развития, если бы оно не сумело посредством социального характера мобилизовать людей в сфере труда или другой общественной деятельности.

С точки зрения Герберта Маркуза, идея гармоничной универсально развитой личности человека является определенной утопией и доступна не многим. И на его взгляд основное ядро в развитии личности основано на гуманистической традиции, на позитивном отношении человека к человеку.

Согласно Фрейду, у человека доминирует не социальное, а природно- биологическое. Человек- пучок инстинктов, а личность- это секс.

 

Второе положение, каждая эпоха, историческое время, формирует свой тип человека и свою типологию молодых поколений. Для одних исследователей отличие летными чертами советского человека были служение них интересам общества, атеизм, приверженность к дружбе народов, особое отношение к семье, женщине. Для других советский человек был вор, пьяница, конформист, савок.

Третий методологический принцип гласит, что за время существования человека, человечество претерпело целый ряд взрывов:

1) появление человека разумного с четырьмя основными расовыми типами;

2) появление у человека бикамерного мышления. (7-5 тыс лет назад)

 

У меня правое полушарие- творчество.

3) духовный взрыв- новый тип рационального человека (6-5 век до нашей эры)

- сформировались группы крови

1 группа крови- охотники

2 группа крови- земледельцы

3 группа крови- скотоводы

4 группа крови- цыгане.

 

4) 16-17 век. Становление индивидуальности и личность человека. Появление человека, который отделился от рода, от своего сообщества, появляется чувство тоски, любви и одиночества.

5) 19-20 века. Демографический взрыв.

6) современный тип человека. В 21 веке восприятие человека изменилось, физиология восприятия человека тоже изменилось. Восприятие стало дисплейным. Оно состоит из разнородных картинок.

3 типа молодых людей:

1) молодежь мэйн-стрима. Те, кто воспроизводит популярные идеи в обществе.

2) Молодежь андеграунда. Книга Андеграунд или герой нашего времени. Маканин

 

 

Это молодежь, которая против оставляет себя мэйн- стриму.

3) индифферентная молодежь. Им наплевать на то, что происходит.

 

Другое деление- это люди, которых породила современная эпоха.

1) Человек массовый. Это тип потребителя. Это усредненный атом, который не отличается от других атомов. Основные черты: подавление эмоциональности, имитация жизни, отсутствие собственной мысли.

2) Геймеры. Игроки.

3) Аранусы. Пелевин " generation p"

4) Урбаносы (горожане, жители)

5) Кидалты (взрослые дети)

6) Спреды (то, что можно размазать, биосоциокультурная смесь)

7) Биды (покупки) и аски - конъюктурщики и обманщики)

8) Экстремалы, нацисты, коммунисты

 

Привет ксюнькааааа тра та тра критерий идиотизма:глупость невежество бессмысленность!

1) либеральные идиоты

2) Консервативные идиоты

3) Нейтральные идиоты

4) Агрессивные идиоты

5) Видят в государстве некоторое количество менеджеров

6) Которым ничего не надо

7) Те, кто считают идиотами других

 

 

По внешнему виду: взять интервью у одной из групп

1) фальшивые рэпперы

2) Хордкорщики- геймеры, для которых игры- стиль жизни

3) Альтернативщики

4) Эмо

5) Ретро- гламурщики

6) Фанатки

7) Маскарадный гот

8) Скримеры

9) Шлюшки

С точки зрения солидарности:

1) гопники

2) Лохи- пацаны, которые не живут по пацанским понятиям

 

Социотипы молодых людей:

1) 1998: семьянины, общительные, развлекательные

Лекция 3. 27.02.2012

Парадокс, эпидерсия и пердиномокль.

В ходе исследования наших работ выделяется 2 идеологемы — Ремарк (представитель романтического направления) и фигура Гитлера. На третьем месте — англо-саксонская идеологема (Форд), затем французы и больше всего ссылки давались на Жан-Жака Руссо (романтическое осмысление молодежи), далее Италия, Испания. На последнем месте Россия (Киманбаев — казахский мыслитель).

 

Эти понятия обозначают различные противоречия человеческой цивилизации, выражающие 2 вектора ее самосохранения — это развитие через усложнение и через деградацию (упрощение и манипулирование). 2 принципа ее познания — научное и ненаучное.

В контексте изучения молодежи, они характеризуют ее необычное состояние в условиях качественных изменений современного общества, поэтому имеют разную форму проявления.

 

Первое понятие — эпидерсия — лат. Эпи — нечто находящееся над чем-то или поверх чего-то; само слово можно переводить как нечто отведенное, производное от чего-то и существующее около него или над ним. Определяется как некая нестандартная ситуация, новая, неожиданная, необычная или как непознаное социальное явление, вещь. В молодежном сленге употребляется, как некая ерунда, чушь, отстой.

 

Второй термин — пердиномокль — от франц. глагола пердю — потерянное одно стекло; от лат. - Утраченный один глаз; обозначает некое восприятие мира, связанное с его особым проявлением, такое как, например, глаза расширяются.

 

Парадокс — лат. Неожиданный, странный и употребляется в значении некоего особого мнения, которое расходится с общепринятым мнением и зачастую противоречит этому мнению и здравому смыслу. Неожиданное явление, которое не соответствует обычным представлениям или загадка. В конце 20 века английский ученый Чарльз Хендин написал книгу «Век парадокса»: капитализм не показал себя гибким механизмом, Правительства не проявили особой мудрости, дальновидности, а для многих жизнь предстает как борьба, а для большинства как загадка. Венгерский философ Эрих Ласло — «теория поля Акаши», делает вывод, что сегодняшняя человеческая цивилизации находится в неком системном кризисе и ее дальнейшее развитие связано с выходом на новый уровень (глобальный прорыв — макрошифт — англ. Большая перемена, сдвиг; выведет человечество на новый виток развития) или всеобщая катастрофа. Основные правила принятия верных решений — правило правой и левой руки.

Правило правой руки гласит, что мыслить надо глобально, где должен доминировать опыт над инстинктом. Правило левой руки гласит, что человек всегда должен поступать ответственно, выбирать такой вид деятельности, который приносит пользу другим людям; надо жить так, чтоб и другие могли жить. Человечество выживет не благодаря силе, а сотрудничеству между собой и ссылается на высказывание Индиры Ганди: «Если ты хочешь изменить мир, то вначале измени самого себя».

 

Различные парадоксы человеческой цивилизации.

Первый. Человечество за время своего существования постоянно находилось в состоянии войны, за последние 5 тыс лет произошло 14 тыс 500 войн. Примерно 300 мирных лет. В России с 1400 года участвовала в 135 значительных войнах, из них 64 наступательные, 50 оборонительных, 11 вовлечение в конфликты других государств. Последняя в Грузии 2008 год. На войну затрачено в 20 веке столько средств, что можно было решить все социальные проблемы человечества. Хотя некоторые рассматриваю войну как благо, средство для развития человечества.

Второй. Чем больше общество развивается прогрессирует, тем больше производит рисков, опасностей. Каждые 15 сек автомобиль убивает человека.

Третий. Изобретение оружий стало препятствовать физическому совершенствованию человека. Слабый стал сильнее и хитрее.

Четвертый. Человечество создало особый словесный субъективный мир вооруженного насилия, старческого моразма над здравомыслием молодежи.

Пятый. Парадокс молодости. Молодость не ценит своего здоровья, а старые стремятся быть молодыми. Отсюда операции пластические. Каждое поколение стареет по-своему. Самая физически красивая молодежь проживает в России, но самое безобразное в России — это положение старости. На Западе наоборот. С момента рождения и социокультурного развития человек получает 3 основных элемента — тело (здоровье и внешность), ум (интеллект, волю) и получает какую-то частную собственность. Они дают возможность человеку себя развивать и совершенствоваться. За последние 20 лет в России суицид вырос почти в 4 раза. Особое место занимает суицид подростков. Всплеск их происходит в феврале перед Днем влюбленных.

Шестой. Парадокс восприятия — философский продукт. Мы видим других, но не видим самого себя. Когда что-то воспринимаешь, не видишь себя. Отсюда возникает субъективизм, этим обусловлен парадокс индивида.

Седьмой. Парадокс времени. Мы живем в одно время 2012 года, в таком мире мы живем, потому что мы таковые. Оно неоднозначно. Отсюда время приобретает свое значение для разной категории. Эта значимость для всех разная. В контексте христианства время идет к страшному суду. Социальное время имеет другой контекст. Человек 80% живет в прошлом времени, 15% в настоящем и 5% в будущем, по мнению психологов. Настоящее время человека всего лишь 6-8 секунд.

Восьмой. Парадоксы общества. В России ничего не производится, а бизнес развивается. По словам Путина, Россия — богатая страна бедных людей, 2000 год. Мы вообще страна парадоксов. Россия по Конститции — социальное государство, молодежь — одна из самых незащищенных групп.

Девятый. Парадоксы человеческого знания. 3 вида знания — традиционный, современный и самознание.

Традиционные практически утрачены. Современные — информация не для размышления, отсюда теоретическое знание не всегда соответствует реальности.

 

Социальная рефлексия предполагает рассмотрение социальных проблем молодежи.

Понятие проблемы — лат. Задача, задание; это теоретический и практический вопрос, который требует разрешения. Для этого требуется умение ставить вопросы. Такие как зачем, почему — раскрывают сущность происходящего; что — дает возможность понять цель и содержание наших идей; кто — кто является субъектном действия; где и когда — времени и места; как — формы и средства действия. С точки зрения логики все вопросы разбиваются на 3 основных типа:

• уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие — закрытые вопросы, которые направлены на выяснение истинности или ложности суждения или явления. Восполняющие — связаны с выяснением новых знаний относительно явлений и событий. Грамматически через такие вопросительные слова — где, что, почему.

• По составу могут быть сложными и простыми. Простые не мб разбиты и включать другие вопросы. По форме различаются вопросы — корректные и некорректные (неправильно поставленные).

• По характеру — нейтральные, благожелательные, неблагожелательные и провокационные.

Понятие актуальности — лат. Деятельность; то, что проявляется в действительности, жизненно необходимые действия.

 

Соотношение понятий социальная социологическая проблема. Используются постоянно, редко уточняются, часто отождествляются. Словосочетание Социальная проблема появилось в западно-европейском обществе в начале 19 века, как обозначение одной конкретной проблемы — неравномерно распределение богатствами и в дальнейшем стало использоваться как нежелательная ситуация, которую необходимо изменить.

Существует 4 основных подхода социального понимания проблемы.

-традиционный. Как социальная дезорганизация общества. Основная черта — объективизм, то есть понимание соц проблем как объективно существующих. Все соц проблемы рассматриваются как отклонение от некой нормы — аномия. Соц дезрганизация — неотъемлемая часть соц изменений (молодежная преступность, наркомания).

 

-теория функционализма. Исходное положение — существуют некие дисфункциональные условия, которые идут вразрез с потребностями соц системы и не способствуют поддержанию стабильности и устойчивости общества. По Мертону отсюда проблема девиантного поведения — есть результат рассогласованности между целями общества и средствами.

 

-субъективисткий. Соц проблемы — то, что люди считают соц проблемами, они не возникают сразу, а находятся в неком процессе развития. Одно из разновидностей субъективизма — подход наклеивания ярлыков, состоит в том, что определение неким субъектов как девиантных приводит к тому, что они становятся такими.

 

-конструкционистский подход. Связан с тем, что предполагает рассмотрение соц проблем как нежелательных, пагубных, опасных. Постановка соц проблем не предполагает поиска ответа на вопрос. По словам Бека, основная проблема современной социологии — неверная постановка вопросов. Социологическая проблема — такая, которая не соответствует о недостаточности практического решения

 

Лекция 4. 05.03.2012

Книги пелевина и маканина сравнивают 2 поколения в современной России (на примере интеллигенции). Поколение П -жизнь надо прожить там, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы. Детям стыдно за поколение своих отцов. Однако, детям никогда не должно быть стыдно за своих родителей.

Эти книги объединяет безысходность. Уход в мистику и подполье. современная интеллигенция выступает флюсом в обществе. Реализует себя, поклоняясь силе и тому, кто больше заплатит. Однако отличительная черта русской интеллигенции — оппозиция власти.

Интервью. Формулировка цели интервью.

На первом месте стоит субкультура эмо, на втором - реперы, на третем - фанаты, на четвертом — готы, на пятом — геймеры.

Социальная рефлексия молодежи. Существуют различные классификации молодежных проблем:

1. Проблемы развиваются по сферам жизнедеятельности7 это труд, образование,быт семейно-брачные отношения, культура, общественная жизнь. В сфере образования молодежные социальные проблемы определяются степенью доступности форм образования для различных категорий молодежи, а также качеством образования и и отношением молодых людей к учебе. Проблемная ситуация в сфере быта возникает у молодежи в связи с их материальными трудностями (конфликтные отношения с родителями). проблемы влияют на отношение социально-брачных отношений. В сфере культуры молодежные социальные проблемы связаны с ограничением возможностей потребления и воспроизводства культурного достояния различными категориями молодежи.на этой основе происходит отчуждение от традиционной культуры и воспроизводятся низкопробные образцы массовой культуры. В общественной жизни проблемы молодежи проявляются в различных формах социального исключения — оотржение групп молодежи от средств жизнеобеспечения: рынок труда, собственности.

2. анализирует положение молодежи с точки зрения статуса.

2 большие группы проблем:

1. специфические молодежные социальные проблемы, которые вытекают из сущности молодежи как социально-демографической группы, ее особенностей, мечта и роли в воспроизводстве общества и положение в социальной структцре/ они так же определяются противоречиями, которые связаны со спецификой потребностей, ценностей, интересов, способов деятелности молодого поколения.

2. Общесоциологические проблемы, которые распространяются на молодежь как часть общества, а с другой стороны напрямую касаются молодежи (проблемы образования), а также находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, политическая активность, место молодежи в структуре власти).

3. в зависимости от того или иного дисциплинарного анализа. Во временном, территориальном контексте/ рассматривает проблемы молодежи в зависимости от того или иного подхода в изучении молодежи:

1. по территориальному признаку (проблемы сельской молодежи, городской, этнонациональные проблемы, проблемы, присущие отдельным регионам)

2. проблеммы по временному признаку.«Вечные проблемы молодежи»: конфликт поколений, порожденный конкретной эпохой.

3. Системный признак: делят проблематику с точки зрения конкретного общества

4. рассматривает проблемы в контексте современного общества риска

2 основные проблемы:

1. молодежь- объект, который подвержен воздействию негативных факторов.

2. Молодежь рассматривается как субъект, как непосредственный носитель угроз и опасностей. Х.Пилкентон «Молодежь России и ее культура». В этой работе показано с какого времени молодежь стала нести угрозу тому обществу, в котором она находилась

5. негативно-пессимистическая точка зрения, отрицающая молодежную проблематику

исходит из того, что молодежи как некой целостности не существует, то все обсуждения молодежной проблематики являются бессмыслицей и ненаучной постановкой вопроса.

2 статьи: Антоненко и Тарасов, которые глазами своего поколения пытаются дать свое понимание молодежной проблематики в России. Антоненко «Философия кекса». Кекс-пироженное, сладкий хлеб с изюмом. Этоте молодые люди, которые могут разделять взгляды своей тусовки, добровольно примыкают к ней, но не дают судить себя по их законам. Философия кекса рассматривает мир, не оценивая его, а по шкале «интересно-неинтересно». У этого поколения не существует генетических привязок, право на выбор — личный извол. Молодежь как поколение совершенно темный объект. Молодежь в ее классическом смысле больше не существует, т.к. Сегодня совершенно невозможно определить ее возрастные, социальные, интеллектуальные границы. Отнесение себя к молодежи как способа общественного самоопределения сегодня потеряло всякий смысл. Молодость- это период становления, в то время, когда человека оценивают по его возможностям, которые он проявит в бцдцщем. В современных условиях жизни, кто-то может реализовать себя в 20 лет, а кто-то лишается этой возможности в 15. люди перестали верить социально-политическим мифам, так как политические лидеры забывают все свои обещания. Молодежь хочет жить не завтра, а сегодня.

Тарасов «Проблемы молодежи? Нет — образ жизни тяжело больного общества и образ действий

1. когда говорят о проблемах молодежи, то не знаешь как реагировать, ибо это словосочетание утратило смысл и превратилось в ритуальное выражение, как стабильность, инновация. и связано это с тем, что в стране нет молодежи. Ненаучно людей, входящих в одну возрастную группу в силу этого факта выделять. Это демагогия. Молодежь — это разнородная группа, которая не представляет единого целого, у молодежи разные стартовые условия, они находятся в рамках конкуренции и поэтому политические интересы заставляют их быть враждебными по отношению друг к другу. Противоречия породили современную власть, которая заинтересована в классовом расслоении молодежи на 2 группы:

1. дети номенклатуры: конформизм, клановость, стукачество, карьеризм. У этой молодежи нет никаких проблем.

2. Бедная молодежь: социальное неравенство, бедность, отсутствие возможности развития.

4 методологические принципа:

1.молодежная проблематика — отклонение от системной устойчивости, нормативности, как нарушения социального порядка

2.молодежные проблемы — это проблемы поиска средств, механизмов встраивания молодежи в стабильные социальные практики

3.нарастание и обострение молодежных проблем неразрывно связано с процессом социальных изменений.

4. так как молодежь не представляет собой социальное явление, то молодежной проблематики не существует.

 

6. рассмотрение молодежной проблематики в контексте принципа антиномии.

Антиномия (с греч. «Противоречие в законе» или «противоречащие друг другу законы»). антиномизм — один из методов и принципов научного познания. Он основан на широком использовании парадоксов, противоречий. Антиномичный метод был одной из самых характерных особенностей русской религиозной философии (Флоренский, Булгаков). Согласно Канту антиномии возникают тогда, когда человек пытается мыслить мир как единое целое, абсолют. Но мир состоит из разных противоположностей. Согласно принципу антиномии, все противоречия, исключающие друг друга являются относительными истинами. Те проблемы, которые поставлены противоречащими законами тождественны друг другу. Отсюда следует, что окружающий мир — это не только мир систем, но и мир антисистем. Эти два мира образуют целостную систему. В основе сверхсистемности лежит софийность и соборность. (высокая мудрость к единению). противоположности — это разный опыт знания, миропонимания, каждый обладает ценностной значимостью. В социологическом контексте, антиномия как проблема — выражение противоречий между современным обществом и молодежью, которые на уровне видимости есть выражения несовместимых свойств. Можно выделить 4 антиномии взаимосвязи между обществом и молодежью:

1молодежь исключается из общества, но общество не может существовать вне молодежи.

2Ощество может как позитивно, так и негативно воздействовать на молодежь

3 молодежь может как сохранять и передавать традиции, так и разрушать их и создавать новые. общество в своем массовом проявлении ориентировано на привитие молодежи неких упрощенных стандартов. А с другой стороны молодежь активно противостоит массовым танденциям, пытаясь выработать креативные жизненные стратегии. Отсбда возникают молодежные проблемы, которые имеют следующие свойства:

1.молодежь выступает особой формой парадокса. Молодежь как проблема общества и общество как проблема молодежи.

2. эти проблемы проявляются в эпидерсиях, как особые случаи отклонения от нормы, когда отклонение — это норма, а норма — отклонение. Коррупция стала нормой.

3. Отличаются нарастанием пердимоноклей, то есть искаженным мировосприятием и неопределенным миропониманием (когнитивный диссонанс).

4. На уровне знания это проблема противопоставления научного и ненаучного знания. Обучение строится на рациональной основе, но большинство студентов не верят, что человек произошел от обезьяны.

Молодежь как антиномия. Само понятие молодежь — это антиномия. Молодежь — это нечто, которое переплетает разные противоположности: возможное и невозможное, уродливое и прекрасное и т.д. С точки зрения метода антиномичности современная молодежь воспроизводит себя как в неких устойчивых взаимосвязях, так и порождает неустойчивые взаимосвязи современной эпохи. В современной эпохе можно выделить динамику проблем молодежи России:

1. «лихое время» - 1991 по 1999г. - это период формирования антиномий между обществом и молодежью, что нашло выражение в дезинтеграции их взаимосвязей.

Исследователи выделили проблемы молодежи:

связана с жизнью и здоровьем молодых людей.

Связан с жизненными перспективами молодежи (проблемы профессии, карьеры).

2. «нулевое время» 200-2010- это период создания антиномичных средств, механизмов, интеграция молодежи в общество. Она была в исключена из общества как активный субъект.

Наиболее значимые проблемы:

проблема положения молодежи в социальной структуре общества.молодежь как субъект и объект государственной политики.

Несоответсвие жизненных установок потребностям старны.

3. «Активное гражданское время» - начиная с 2010 года, когда молодежь пытается обрести новые качества, национально-гражданские.

 

 

Лекция 5. 12.03.2012

Поколенческие проблемы в социальной динамике - на протяжении последних 20 лет мы разбили на три периода:

1)лихие годы

2)нулевые годы

3)протестный период

Проблемы молодежи подразделяются на три основные группы.

1) проблемы, которые выделяются в федеральной целевой программе Молодежь России на 2011-15 годы:

1. Несоответствие жизненных установок, ценностей, моделей поведения молодежи потребностям страны

2. Отсутствие комплексно системы выявления и продвижения инициативной талантливой молодежи

3. Отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества

4. Социальная изолированность молодых людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации

5. Отсутствие национальной и социокультурной идентификации молодежи

6. Отсутствие знаний о других народах, культурах, религиях; наличие негативных этнических и религиозных стереотипов

7. Несоответствие кадрового состава работающих с молодежью людьми

 

2) нерешенные переходные проблемы

1. Невысокий уровень доходов. Сложности в доступности качественного высшего образования и т.д.

2. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку

3. Снижение социальной мобильности молодежи и изменение ее тренда. Миграционная тенденция имеет односторонний характер: из села - в город, из города - за пределы России

4. Проблемы организации досуга молодежи, снижения социальной активности, слабая работа органов молодежного самоуправления

3)работа органов муниципальных и региональных по делам молодежи

1. Молодежь рассматривается как объект попечения и воспитания, но не как активны социальный и личностно-значимый субъект, включенный в решение социальных проблем. В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года молодежь рассматривается как основной носитель инновационного потенциала. Но там выделяются такие проблемы молодежи, как лень, скука, отсутствие интереса молодежи к саморазвитию.

 

4)На форуме в интернете о проблемах молодежи представлены:

Субъективность движений, созданных старшими; наркомания; наличие полицейского государства; одиночество и отсутствие понимания родителей; общая нестабильная финансово-экономическая обстановка России

 

Индивидуально-личностные проблемы.

Индивид(лат.) - неделимый. Личность - лик, маска, персона. Применительно к молодому человеку понятие индивид фиксирует представление о его единичности, неповторимости как о своего рода социальном атоме. Здесь возникают 3 индивидуальные проблемы:

1. Проблема преобразования социального бытия и взаимодействия с окружающим миром

2. Проблема возраста, переход из одной группы в другую

3. Проблема самореализации на основе индивидуализма, особого мировоззрения и обретения нового социального статуса

По словам известного российского психолога Сергея Рубинштейна, человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых черт. Человек есть личность, ибо он сознательно определяет свое отношение к окружающему миру. Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо. В условиях рыночных отношений доминирующей становится идеологема, что человек есть товар. Отсюда, проблема личности - это проблема определения молодым человеком своего места в жизни. По словам итальянского ученого Грамши, стать господином собственной судьбы, то есть сделать себя самого, создать собственную жизнь - значит стать личностью. Согласно психологам, у людей существует два Я. Я-реальное и Я-идеальное. Между ними существует большое расстояние, которое может привести к большим внутренним противоречиям. Но это противоречие есть источник творческой деятельности человека. В социальной психологии есть такое понятие как энигматичность - некая загадочность, которая определяется внутренним человеческим началом. В противовес энигматичности есть прагматическая деятельность - напр. на достижение какого-либо результата. Возникают два качества:

Ресентимент(фр. изменение внешних чувств) - внутренний протест против окружающей действительности в формировании те или иных жизненных стратегий молодежи.

Ремонтантность(фр. цветущий несколько раз в год) - употребляется для обозначения чувства влюбленности человека. Новая молодежь очень влюбчива в силу расхождения между реальным и идеальным "я".

Согласно Вильгельму Райхону, человек как социокультурной существо представляет из себя трехслойную структуру:

1)социальность - внешний поверхностный слой, его искусственной маска, роль, которую он принудительно играть или надевать на себя. Она проявляется в неискренности, вежливости, общительности.

2)сокрыт под маской человека - индивидуализм, индивидуальность. Сдерживатся таие качества как садизм, жестокость, жадность, извращение, зависть. Это слой модет ощущаться человеком на уровне сознания как пустота и тоска

3)природный слой - естественная(родовая) основа человека. Эта основа не осознается человеком и всегда вызывает у него страх.

Подведем итоги рассмотрения молодежи.

На протяжении изучения молодежи были сформирована различные подходы к понимаю молодежной проблематики. Были сформирована как классические, так и неоклассические взгляды на характеристику молодежи.

Мы выделили основную антиномию, которая заключается в том, что молодежь является проблемой общества и общество является проблемой молодежи.

 

Перейдем к рассмотрению социологической рефлексии о молодежи.

Социологическая рефлексия о молодежи непосредственно связана с рассмотрением 2 взаимосвязанных аспектов:

1- это проблема состояния науки в 21 веке:

проблема формирования новой парадигмы социально-гуманитарного знания

проблема социологии как науки и социологического знания (множественность ликов социологии, специфика социологического знания, выявление тенденций современного развития социологии, этапы, периоды развития социологической науки)

2 аспект - это проблема выделения критерия социологического знания о молодежи, она включает в себя: определение ее места в структуре социально- гуманитарного и социологического знания, формирование концертуального аппарата, постановка социологической проблематики молодежи в современном российском обществе.

1 аспект - проблема науки:

Наука происходит от латинского слова, обозначающего знание, это понятие достаточно многозначно: оно обзначает систему знаний, социальный институт. Наиболее распространено определение науки как особой формы знаний, которое воспроизводится и одобряется научным сообществом. В 1974 г в документах юнеско было сказано, что слово наука означает деятельность, с помощью которой человечество предпринимает организован ную попытку объективного изучения наблюдаемых явлений для выявления причинных связей.

Это деятельность, ограниченная областью природных явлений.

Как отмечал Садовничий, "науку часто смешивают со знанием, но это грубое недоразумение, ибо наука есть не только знание, но и сознание, те умение пользоваться знанием, а это уже мудрость".

Сьянс - отдельна отрасль знаний, в то же время - стипендии. Особая форма знаний, которая воспроизводит в научно сообществе. В 1974 года в документах юнеско бло сказано, что слова наука означает назначаете Деятоность, которая предпринимает организованной попытку объектиновгообсуждеиыобсуждаемых явлений для выявления причинной свои. В американком толковом слове наука - теоретичсекое описание явлений. Наука часто смешиваете сознание. Наука руководит не только знанием, но и сознанием, а это уже мудрость.

Федор Геренов считает, что науку изобрели аутисты и шизофреники. Исходя из этого, он делает 3 основных вывода:

1- наука не способ деятельности человека, не социальный институт Это воображаемый экскурс в то, что может оказаться истиной.

2- современная наука стала неотъемлемым элементом социальной реальности и утратила разрыв между воображаемым и реальным миром.

3- наука стала массовой профессией, и ученый перестал отличаться от обычного клерка. В современной науке нет места таким гениям, как Эйнштейн. Современная наука - это бизнес. Самые гениальные - маленькие дети, до 7 лет, но сегодня психология детей изменилось.

Современной науке не хватает объяснительных средств.

Термин парадигма означает некоторые общепринятые принципы, содержащие закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, в совокупности дающее объяснительные модели, из которых возникают традиции конкретных научных исследований.

Сегодня современное социально-гуманитарное знание стоит на своей научной парадигмы с конца 19 лека: эмпиризм, материализм. этой системе не хватает вопросов о состоянии обстав приме. Ноэомоу сегодня наука, уходя от решения реальных проблем уходит в технологическая мифологию.

 

Множественные лики социологии. Родилось слово социология для обозначения нового способа познания социальной реальности. Первое значение слова социология - метод познания социальной реальности; второе значение включает в себя те области наработанного социального знания, организованные в относительно самостоятельные научные дисциплины; 3- специальные социальные институты, функционирую щие в рамках социологии; 4- социология как знание и как социальный институт существует в более широком контексте социальной связи всего общества, она превращается в индикатор качества социальной связи.

Пять точек зрения на предмет социологии:

1. Негативная оценка: социология не является наукой, поскольку истинно научным может считаться только добросовестного накоплений фактов.

2. Качественно-новое понимание социологической науки в ее целевом предназначение в контексте формировании новой идеологемы. Социология - это идеология современности. (А. Турен). Гирц: эта идеология есть выражение социальной реальности, по которой создается коллективное сознание. Тощенко: социология как новая наука о движущих силах сознания и поведения гражданского общества

3. Социология в результате своего дробления, появления множества социологических дисциплин, утратила свой предмет исследования

4. Сегодня социология - это некая интегративная суперрелятивистская наука, которая основана на неком плюрализме истины

5. Социология сегодня находится в неком переходом состоянии. Это находит выражение в сокращении объема часов для нее в государственном стандартной образовании, отмена экзамена по этой дисциплине.. С другой стороны - это поиск новой парадигмы социологического знания, который должен быть основан на национальных традициях русской социологии, которая должна вырабатывать свой новый подход в решении проблем современного общества.

 

Проблемы низкого статуса социологии в современном обществе. Причины.

Социологию поменяют демоскопией. Отсюда, результаты одного опроса могут не опровергать или опровергать результаты другого опроса; в институциональное плане - отрыв исследований от университетского преподавания. Инструментальное отношение власти к социальным исследованиям.

Согласно западному социологу Элброу, социология прошла пять этапов развития:

1. Универсализм: стремление получить общезначимые знания для человека и общества.

2. Это национальная социология

3. Раскол социологии на две идеологемы - социалистическая и буржуазная

4. Индигенизация - усиление национальных школ в социологии

5. Глобализация социологии

 

С точки зрения периодизации социологии как общественной науки, ориентированной на решение теоретико-методологических задач и проблем конкретного национального общества, наиболее популярно деление на

-классическую(выяснение социальных фактов)

-неклассическую(выявление социальных взаимосвязей, новая методология)

-постклассическую(изучение разных субъективных реалий)

Второй вариант включает в себя деление на два этапа:

-классический - ранняя(середина 19 века до 1939; период школ одного фактора) и поздняя классика(осмысление итогов мировой войны и образования СССР, период между двумя войнами)

-современный - послевоенная социология(появление теорий среднего уровня - отраслевых), новейшая социология(социология как наука, принимающая активное участие в управлении обществом).

См. Кравченко - Парадигмы и темы.

На следующем занятии - контрольная работа.

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 8. 02.04.2012

Понятие социальной рефлексии молодёжи.

Лежит в основе социологического воображения (Гидденс, Штомка, Миллс) – умение мыслить социологически, направлено на расширение своего поля зрения и развития воображения. На их взгляд оно помогает исключить себя из рутины повседневной жизни, то есть подняться над ними и оценить происходящие явления в ней по-новому. Связано с общими проблемами общества. Отражает ваше положение в обществе, отсюда следует 4 основных положения понимания социологической рефлексии.

1. То, что вы есть сейчас – то, что общество вложило в вас и то, во что вы сами себя превращаете – это антиомия взаимодействия, которая проявляет себя в пердимонокле, эпидерсии. Каждый из вас выстраивает своё поведение и отношение в определённой упорядоченности, которая зависит от тех или иных социальных ценностей и индивидуальных предпочтений.

2. Она даёт возможность (рефлексия) увидеть и сравнить различные точки зрения и позиции по тем или иным проблемам, которые себя взаимодополняют.

3. Социальная рефлексия помогает оценить практику решения разных проблем в её позитивном и негативном вариантах во благо или во вред развитию человеку, групп, обществ.

4. Благодаря социальной рефлексии человек развивает своё критическое мышление, которое помогает глубже понять себя и проникнуть в смысл своего собственного я. Такой подход позволит более адекватно ставить перед собой цели и выбрать реальные средства для их достижения Иначе говоря, человек становится творцом своей судьбы – значит он несёт полную ответственность за те поступки, которые он совершает, несёт полную ответственность за своё будущее.

Социальная рефлексия, умение мыслить социологически – учить жить сегодня и даёт возможность найти приемлемые варианты решения жизненно важных проблем. По словам Питера Штомки, рефлексия – это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в социальной жизни со всеми структурными и историческими условиями, а также с действиями, которые принимаются как отдельных так и коллективных социальных субъектов, которые образуют социум общества.

В самом общем плане – это качественный критерий осознания индивидом самого себя, действий, в контексте развития всего общества; умение понять своё настоящее и определить будущее развитие и своё место в нём.

5 критериев выделения социологического знания о молодёжи:

1. Исторический – классический и современный период в развитии зарубежной социологии и особенности развития и становления социологии молодёжи в России

2. Онтологический – включает социологическое осмысление сущности молодёжи и социологии молодёжи как науки об обществе молодёжи

3. Гносеологический – даёт выявить особенность познания молодёжи в современных условиях.

4. Институциональный – становление предметной области и формирование социологии молодёжи как науки о молодёжи. 2 аспекта – организационный и познавательный.

5. Ценностный\ нормативно-правовой и моарльно-этический – на какой ценностной основе строится наука о молодёжи.

 

Понятие критерия – греч. «признак», на основании которого производится оценка и определение того, что мы изучаем. Корневая основа – критик – означает искусство разбирать, судить. Обозначим предметное поле.

 

Исторический критерий – описание истории становления социологии молодёжи, как самостоятельной науки и отдельной отрасли социологического знания. Перевод слова история – описание.

2 аспекта – общий (контекст развития зарубежной социологии, 2 периода: классический и современный и подпериоды) и специфический (особенности развития социологии в Росии, 3 периода: дореволюционный, советский, и совремнный\постсоветсткий).

Основанием для становления социологии молодёжи, как научного знания, можно считать отдельные философские размышления о неё – Сократа (казнен за развращение молодёжи), Платон (о месте молодёжи в идеальном государстве), эпоха Просвещения – Руссо (говорил о проблеме целесообразности естественного воспитания детей и о различиях между детьми и взрослыми). Проблема педагогики и воспитания – труды Герберта, Песталоцце, Дистерверс.

Первые работы – Конт: проблема взаимосвязи социального порядка и прогресса со сменой поколений. Спенсер: проблема детства и положения молодёжи в обществе. Труды Маркса, Энгельса: согласно теории марксизма, молодёжи присуще её диалектическое противоречие её классовых и возрастных свойствах, что определяет её участие в политической борьбе.

Целостные классические работы – не социологические, биологические, психологические и антропологические. Холл – «Молодёжь» 1904. Гросс «К психологии молодёжи переходного возраста». Бертфельд «О понятии молодёжи» 1914. Шпрангер «Психология молодёжи». Ещё Фрейд, Юнг и Адлер.

Более социологические работы: Карл Мангейм «проблема поколений» 1928, где предпринята попытка концептуальная социологического подхода к исследованию молодого поколения. Если в ранний период классики происходила постановка проблемы объекта и предмета науки о молодёжи. В поздний период появляются проекты создания единой науки о молодёжи – Нимерко «Проект интегральной науки о молодёжи» и Малер «Ювентология и …».

Особенности исторического развития социологии молодёжи в Росии, то она была определена 3 основными моментами:

1. Она неразрывно связана с формированием социологии как науки и развивалась в контексте 2х направлений – классического (аккумулировала опыт мировой социологии) и национального классического (выделяла свои специфические проблемы), отличалась публицистичностью и философско-религиозным осмыслением той социальной реальности, которая была в России.

2. В теоретико-методологическом плане широко использовала западные концепции молодёжи, но формально подвергала их критике с позиций марксизма.

3. В содержательном отношении доминировала эмпирические и различного рода прикладные исследования и осуществлялась разработка методического инструментария, то есть сбор первичной информации о молодёжи.

В российской социологии интерес к молодёжи впервые возник на рубеже 19-20 века, связан, с одной стороны, с развитием капитализма в России и разрушением традиционной семейной социализации. По словам русского философа Николая Фёдорова (1828-1903) – разрыв традиционных связей между старшими и младшими поколениями в конце 19 и привёл к противопоставлению мира взрослых с молодёжью, что послужило одной из причин революционных событий 1917 года. Сорокин «Кризис современной семьи» 1916. С другой стороны, в конце 19 века изменился характер массового профессионального образования – статья в «Вехах» по проблеме студенчества и молодой интеллигенции. Работа Сперанского и Кауфмана «О бюджете учебного и внеучебного времени учащейся молодёжи».

В организационно-методическом плане исследования обусловлены открытием российского социологического общества Ковалевского и периодическим изданием социологических трудов трудов зарубежных и отечественных авторов. Однако научная дисциплина не была представлена до 17 года. Начиная с советского периода открыты кафедры, в 1919 институт, а в 29 году отделение социологии возглавил Сорокин.

Как показал анализ документов, то на первом месте стояли проблемы трудового воспитания молодёжи, проблема коммунистического мировоззрения молодых людей. 29 год – социология – буржуазная лженаука, проблематика социологии молодёжи: реальные проблемы молодёжи не изучались, началось в 60х годах: создание социологической группы для практического решения проблем воспитания молодёжи; созданы специальные группы для перевода на русский классиков зарубежной социологии, которые имели ограниченный доступ; проводились эмпирические исследования молодёжи. 68 – институт конкретных социологических исследований. А в 76 – научно-исследовательский центр по проблемам молодёжи. Проведено 1 широкомасштабное исследование молодёжи – 67 год (от 14 до 28 лет). К концу 60х уже действовало более 400 социологических лабораторий и занимались изучением проблем молодёжи.

В советсткое время 60-80 гг на основе развития советского социального быта сформирована 4уровневая модель знания:

- общесоциологическая теория (исторический материализм)

- социологическая социальная теория социалистической формации – теория коммунистического воспитания и образования;

- специальная социологическая теория, выделена дисциплина социология молодёжи;

- конкретные социологические исследования

Поскольку социология была лишена самостоятельного статуса, её считали прикладной частью исторического материализма или научного коммунизма.

Эта модель знания, ориентированная на реализацию идеологического заказа. 4 школы – новосибирская, ленингралская, эстонская., свердловская.

Московская не представляла собой целостной школы, определяла характер социального заказа. Ленинградская, Лесовский – 1 книга по социологии молодёжи. Новосибирская – исследования Шубкина – изучение жизненного старта молодёжи, методика лонгэтюдных исследований молодёжи. Свердловская – Рубкевич – воспроизводство социальной структуры общества. Эстонская – Титман – использовал западные методики – дифференциация жизненного самоопределения молодёжи в рамках национально-территориальных общностей. Молодёжные субкультуры – белорусская.

В современных условиях с 90х годов в силу востребованности знания, приобрели значимость и получили разработку. Сегодня имеется около 100 учебников по социологии молодёжи, несколько тысяч монографий – разное понимание обществом молодёжи – это ничто, надежда и опасность.

В общем плане в настоящее время в социально-гуманитарном знании имеются 3 основных проекта научного знания о молодёжи:

- как отраслевая

- наука о молодёжи как междисциплинарные исследования

- ювенология – наука о молодости, есть и юнология, ювентология

Среди современных исследований можно выделить – Брайна Уилсона «Борьба, полёт или комфортность: субкультуры молодёжи и рейв в 21 веке», Роберт Вуд «Линейкой молодёжи: сложность и противоречивость субкультуры», через философию линейки, насколько в субкультурах индивид умеет противостоять некой коллективной общности, все поддаются или нет. Дунайер и Винн «Образование и риск: смотрим в будущее» 2001 г. Винн «Молодёжь и общество» 2004.

В Росии – Луков, Икоников, Чупров.

 

Второй критерий: онтологический. Онтология — сущее. Новое знание должно находиться в рамках определенной парадигмы эпохи. Это знание должно служить развитию общества и решать его проблемы. исторически, в научном знании сформировано 2 представления о понятии реальности окружабщего мира. Объективное и субъективное представление. Объективное представление — все процессы и явления в природе рассматриваются как свойства и качества модели органической и неорганической, которые существуют вне зависимости от нашего восприятия и нашего убеждения. Такой взгляд дает наибольшую возможность постигнуть сущность изучаемых явлений. Поэтому он получил название онтологический, так как не зависит от действий исследователя. Гофман «7 лекций по социолгии»: Общество людей, группа и взаимодействие людей - это специфическая реальность, которая занимает особое место в системе мироздания. Молодежь — значимый структурообразующий элемент этой специфической реальности, так как она целенаправленно, рационально конструируется основными институтами общества (образование, культура, СМИ, религия). Молодежь наиболее полно определяет не только его будущее развитие, но и его настоящее состояние (общество). Социолгия изучает общество как целостнуб, противоречивую систему? Которая может оказывать позитивное (способствовать развитию молодежи) так и негативно (препятствовать развитию и процессу самореализации). Происходит это тогда, когда общесоциальные, общенародные ценности о риентиры замещаются групповыми и частными интересами определенных субъектов власти. Россия — единственная страна, где не созданы нормальные условия для молодежи с целью создания семьи. Отсюда онтологический критерий — это проблема определения сущности молодежи не только как какегории будущего и настоящего, которое раскрывается через характер антиномных связей между обществом и молодежью, но и конкретные исторические средства конструирования ее реальности. Онтология — наука об обществе молодежи. В этом контексте она выступает как один из стуркутрообразующих элементов системы, обуславливающих ее целостность, что находит проявление в реальном положении молодежи которое релизуется в различного рода моделях социального поведения (жизненных стратегий) и зависит от того, какие ценности задает система с точки зрения своего сохранения, воспроизводства и развития общества. Онтологический критерий социологии молодежи дает нам возможность понять и раскрыть социальную сущность молодежи, которая заключается в том, что она определяет будущее, которое конструирует ее настоящее, сцелью сохранения и воспроизводства других поколений. В метафизическом контексте, молодежь — это время перехода от мира правды к миру лжи.

Третий критерий: гносеологический.

Объективному взгляду противопостовляется позиция субъективизма или гносеологическая позиция. Гносеология — учение о знании. Как критерий он обозначает имеющийся уровень научных знаний о молодежи и характеризует ту или иную направленность в познании молодежи, где предпочтения отдаются общепринятым, установившимся истинам, аксиомам (то, что принято без доказательства). Оценка существующей реальности на основе аксиом. Отсюда догматизация научных знаний, законов, которые не способствуют научномк познанию. Здесь следует отметить, что уровень того или иного знания всегда соответсвует уровню общественного развития человечества, так как на основе имеющегося знания решабтся значимые проблемы. Каждой эпохе соответствует свой усредненный уровень знаний, который соотвествует ее развитию и необходим самосохранению. В современных условиях проблемы между развитыми и развивающимися странами особенно задевают молодежь, которая в силу онтологической сущности и своего неусточивого социально-психологического состояния находятся в зоне повышенной опасности, что оказывает непосредственное влияние на ее поколенческое и индивидуальное становление. Россия оказалась наиболее слабым звеном в цепи демократических преобразований, что способствует росту протестных движений а разных формах и под разными идеологемами/ а с другой стороны, молодежь занимает особое место в обществе и рассматривается как активный субъект и как средство для реализации различного рода стратегий. Возникает проблема формирования новой, познавательной модели знания, социологии моложеди, ориентированной на раскрытие антиномных взаимосвязей между обществом и молодежью. Гносеологический критерий связан с пониманием социологии молодежи как такого уровня знаний, которое характеризует общую субъективныю направленность в ее изучении и ставит проблему поиска нового подхода в познании молодежи на основе целостного знания о ней. В 3 концептуальных направления теоретического осмысления молодежи:

1. характеризует молодежь как носительницу особых психо-физических свойств, где предметом исследований выступал юношеский возраст.

2. Рассматривает молодежь через совокупность присущих ей культурных свойств и функций. Предмет изучения — культурная группа (группа сверстников).

3. Трактует молодежь как объект и субъект процесса приемственности и смены поколений.

С начала 21 века превалируют юновенологичекие, феноменологические направления. Западная социология изучает индивидуальные стратегии молодежи. В этом контексте можно выделить 4 исследовательских подхода:

1. молодость как проблема (Чикагская социологическая школа) — начало 20 века до второй мировой войны.

2. Молодость как развлечение. Молодежь — гомогенная, однородная группа и чем она отличается от других групп. 50-60 годы.

3. Изучалась студенческая молодежь в контексте революционных движений. Теория конфликта поколений. Середина 60-х годов

4. 80-90 годы. Проблема идентичности, молодежные субкультуры.

5. Социально-экономические проблемы.

Россия:

1. молодежь как объект социалистического воспитания.

2. Молодежь как субъект общественной жизни, ее интересы и ценности.

3. Социально-профессиональные проблемы молодежи.

4. Изучени формальных и неформальных объедидений молодежи.

В современных условиях в силу различных проектах о молодежи существуют:

макросоциальный подход к молодежи

гуманистическая концепция (Ильинский)

концепция социализированной нормы (Ковалева)

концепция социального вопроизводства.

В России 3 подхода к изучению социологии молодежи:

1. научный — изучение молодежи в ее становлении и развитии.

2. Негативистский — критически осуждающий молодежь.

3. Восторженно-оптимистический — идеализация и захваливание молодежи.

Рынок труда, потребительское поведение, социальная защита, образование исследуются при изучении молодежи. К концу 20 века научное познание молодежи базировалось на представлении традиционном и неклассическом представлении.

1. молодежная проблематика — отклонение от устойчивости, нормативности. Изучение молодежи направлено на изучение средств встраивания общества в структуру общества.

2. Молодежь — результат субъективных представлений о молодежи, который существует в обществе.

3. Продлема молодежи и сама молодежь становится актуальной тогда, когда ее проблематика ставит под сомнение нормальное развитие общества.

Четвертое: институциализационный критерий. Определение предметных границ. Нортон: институты — это созданные чловеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми. Институциональные изменения определяют то, как общество развивается во времени. По мнению специалистов, современная социология включает в себя свыше 50 специальных теорий, имеющих разный статус (фундаментальный, прикладной). Их положение полностью не осмысленно. Институционализация социологии молодежи (становление ее предметной области) проходило по 3 направлениям:

1. прикладные исследования молодежи в рамках различных дисциплин.

2. Теоретико-методологические исследования.

3. Организационно-практические исследования.

Начало процессу институционализции социологии молодежи как особой области научного знания связано с двумя фактами конца 60 годов. По всей Запалной Европе прокатилась волна молодежных протестов и появление молодежных субкультур. В 1970 году на социологическом конгрессе в стурктуре международных социологич организаций был создан исследовательский комитет по социологии молодежи. Возраст, социальный статус, соц-психологические свойства молодежи — предмет социологии молодежи. 1972 год: предметное поле социологии молодежи было уточнено и были выявлены новые их особенности:

1. социология молодежи — особая область общей теории социализации. Социология молодежи всегда зависит от того, какие общественные и политические взгляды доминируют в данный момент. Молодежь подчиняется методам и целям властных элит.

2. Социология молодежи должна заниматься кругом социологических проблем молодежи, а не амальгамы разных напралений исследования молодежи. Репродукция, проблема образования и социального расслоения общества — объект изучения. Согласно Розенмайеру, вмпредметном поле социологии молодежи можно выделить 4 особенности:

1. см — направленность на поиск системных свойств и закономерностей анализа взаимодействий подростков и юношей с другими возрастными

2. группами,организациями. задача см — исследовать воздействие общества в целом, его отдельных институтов на молодежь.

3. Предмет см — характер изменения социального статуса молодежи, повышение, сохранение или понижение статуса. Если происходит снижение соц статуса молодежи, то происходит отклоняющееся поведение.

4. См не должна заниматься восхвалением государства и нацелена на согласие между имущими и подвластными. Американская социология в качестве предметной области см выделяла те факторы срвременной социальной дествительности, которые определяли проблему поколений — разрыв между убеждениями и делами молодых людей и ожиданиями взрослых. Современное поле исследования см:

1.1 молодежная культура и новые социальные движения в условиях цифровой революции

1.2 молодежь в странах с переходной экономикой (проблема противостояния этнического большинства и меньшинства)

1.3 массовое образование и проблема трудоустройство

1.4молодежь и конструирование студенческой индивидуальности

1.5молодежь в условиях глобализации

1.6проблема работы с молодежью

1.7взаимодействеи поколений

1.8насилие среди несовершеннолетних.

 

5. этико-нравственные, морально-правовые основы целостной науки о молодежи.

Я родилась в 1991 году, как раз в то время, когда распался Советский Союз. Я не знаю, как жили люди в то время и могу судить по тому, как была выстроена жизнь большинства граждан лишь на основе фильмов, книг и рассказов бабушки. Мы всегда идеализируем прошлое, и это качество, присущее всем людям. Я росла в стране, которая находилась на перепутье, когда было не понятно, что теперь хорошо, а что плохо, какие у общества идеалы, нормы и ценности.

Лекция 11. 23.04.12

Социология молодежи как научная и учебная дисциплина.

 

1. разные точки на предмет социологии

2. соцмол как отраслевая со

3. место см в структуре соц-гуманит и социологич знания

4. наука о молодежи

5. см как структурообразующий базовый элемент

6. широкое и узкое понимание предмета см.

 

в связи вышеотмеченных проектов особое место занимает см как самостоятельная научно-учебная дисциплина и особая область научного знания о молодежи. В соврем научной литературе разные точки зрения на понимание предмет области см, такие как специ социологич теория, как особое научное знание, как направление и как отраслевая. Все точки зрения о молоежи можно разделить на 2 вида:

 малораспространенные. См как спец социологич теория, направлена на изучение сознания, поведения данной соц общности, особенности социализации и процесса преемственности, взаимод со старшими поколениями. См как спец социологич теория изучает молодежь как группу общества и выделяет ее на основе возрастного критерия от 14 до 30 лет и рассматривает в этом контексте различные ее характеристики → объект - молодежь выделяется как возрастная группа или как соц общность, а предметом — особенности ее сознания, поведения и социализация.

 См как направление в соц, в качестве предмета своего исследования выделяет выяснение места и роли юношества в динамике соц структуры общества, которая рассматривается как специфич и большая соц группа, нахоящ в процессе формирования и становлении реализации своих качеств.

 См как наука изучает молодежь, ее общие и конкретные черты, особенности интересов, потребностей, проблему социализации, те соц облик молодежи. Объект — молодежь, предмет — ее соц облик.

 

Доминирующая точка зрения, это рассмотрение см как отраслевой социологии. Выделяется нескоко пониманий, что такое отраслевая см;

1. см — отрасль социологии, которая изучает весь комплекс соц проблем молодого поколения, а ее предмет — целостное изучение молодежи как со-демографич группы. С точки зрения ее места и роли в общественном воспроизводстве. Объект — соц-демографич группа, предмет — место ее в.

2. изучает молодежь как особенности социализации, вступающих в жизнь, особенности образа жизни, формирование жизн целей. Объект — соц общность, предмет — особенности социализации.

3. изучает поведение молодежи как группы, которая находится на переходной стадии от детства к миру взрослых и переживает важный этап формирования соц и професс ожиданий, ролей и статусов.

4. изучает соц жизнь молодежи во всем ее многообразии проявлении, те объект — молодежь, предмет — соц жизнь.

5. изучает предмет молодежи во всей ее целостности с точки зр положения в соц структуре форм проявления и механизмов действия. Объект — молодежь, предмет — соц структуры.

6. см — самост отрасль область соц знания, исследующая на основе теоретич и эмпирич представл соврем молоежь как соц общность. Об — соц общность, пр — теоретич и эмпирич знание о молодежи.

 

Вывод — на основе анализа этих точек зрения, см — особая область научного знания.

1) в целом см рассматривается ка отраслевая соц, как часть соц науки, иногда ка спец соц теория и наука вообще.

2) В качестве объекта рассматривается молодежь как соц-демогр группа и как соц общность. Потом выделение как возрастной группы или когорты.Выступает как феномен соц жизни и субъект соц отношений.

3) Предмет см включает в себя изучение ее места и роли в соц структуре и в общ воспроизводстве, а потом особенности ее социализации и образ жизни.

4) Возраст дифференциация общва накладывает свой отпечаток на дифференциацию молодежи, соприкасается с областями знания, как детство, соц разных поколений, соц воспитания, те связана с подобными дисциплинами.

 

Наука о молодежи основана на междисциплинарном комплексном и интегративном знании в изучении молодежи. Поэтому предмет образует совокупность различных дисциплин. Особое место занимает в этой совокупности занимает соц которая пытается превратить ее в целостную науку об обществе и молодежи. Как показывает история становления соц знания о молодежи, оно выступает в качестве интегрирующего и структурообразующего элемента в формировнии новой науки о молодежи которая будет частью новой науки о молодежи. Поэтому см — базовый элемент общенаучного знания о молодежи, которая связана с выяснением противречивой ролью молодежи как инновац фактора развития общва в условиях возрастающих кризисных явлений.

Наука о молодежи и см — ведущий элемент формирования общей социогуманит науки об общве, которая будет включать 3 уровня изучения — высший/фоц-философский (общее осмвсление предмета познания и его сути), средний/социологич (теоретико-методолгич рефлексия, создание общей и спец теорий по молодежи) и низший уровень — эмпирич/конкретно-практич уровень познания связан со сбором первичного материала о молодежи, его систематизации и классификации. У силу неопределенности состояния соврем соц, з

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Развитие идеи гражданского общества в истории социально-философской мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.354 сек.