Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 31. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда




VI РАЗДЕЛ. Зарубежный опыт антикризисного управления.

ТЕМА 30. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.

В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. «За пять лет промыш­ленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть». Ни один из представителей монополистического капиталане мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

На президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882—1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс».

Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирова­ния капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать ре­формы с решения кредитно-финансовых проблем.

Направления политики Рузвельта:

1. По инициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках»:

А. Федеральная резервная система предоставляла займы банкам;

Б. министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов;

В. законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым»;

Г. экспорт золота запрещался;

Д. специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золо­тых запасов на сумму свыше 100 долларов;

Е. одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золо­том;

Ж. вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго (наложение ареста, запрещение) на золото, цир­кулирующее между США и заграницей.

2. Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской дея­тельности,принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпора­ция страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту.

Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат стра­хованию на 100%, от 10 до 50 тыс. — на 75%, а свыше 50 тыс. дол. — на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавли­ваться.

3. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%.

4. Была начата чеканка серебряноймонеты, в стране вводился биметаллизм.

Девальвация доллара, изъятие монетного золотаиз частных рук, облег­чение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики,одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других от­раслях. Это то, что называют реструктуризацией экономики.

5. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вво­дился налог на их продажу.

6. Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагери на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветера­нов. В лагерях они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Ра­боты проводились под наблюдением инженерно-технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина.Эффект от соз­дания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расшире­ны вдвое — до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 3 млн. человек. Силами лагерноймолодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое.

7. Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним пред­принимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добро­вольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», кото­рые:

• во-первых, устанавливали бы размер производства;

• во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;

• в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурента­ми.

На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавлива­лось применение положений антитрестовского законодательства.

Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администра­ция по оздоровлению промышленности во главе с генераломX. Джонсоном.

Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отно­шения:

• Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и проф­союзах;

• В законе определялись три основных условия труда:

а) минимальная зара­ботная плата в размере 12—15 дол. в неделю;

б) максимальная продолжи­тельность рабочего дня — 8 ч;

в) запрещение детского труда.

• Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников.

• Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

8. «Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений.

В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддер­жания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

• Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения,выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов.

• Одновременно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился,ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

9. Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создать специальное Управление долины р. Теннеси (TVA), Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 20-е годы доход семьи там не достигал и половины среднего дохода семьи по стра­не. По мысли Рузвельта, государственной корпорации TVА предстояло нала­дить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростан­ций), обуздать эрозию почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам.

Деятельность TVА была весьма успешной:

• К пяти плотинам на Теннеси добавилось еще 20;

• Река стала судоходной;

• Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, подня­лись молодые леса;

• Доходы населения этого региона резко пошли вверх;

• Соревнование между TVA и частными компаниями окончилось поражением последних.

10. Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровож­даемое активной фискальной политикойадминистрации Рузвельта, способ­ствовало резкому изменению структуры федеральных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правитель­ства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о «непроизво­дительной» или малопроизводительной части рабочей силы — о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли уг­розу собой, прежде всего, социальной стабильности США.

11. Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля на­логов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отража­ло стремление администрации Рузвельта возложить большее налоговое бре­мя на крупный бизнес как истинного виновника Великой депрессии, а не на рядовых американских граждан.

Осуществляя реформы «нового курса», администрация Рузвельта рассчи­тывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных Великой де­прессии потрясений и кризисов.

Однако эти цели полностью достигнуты не были.

Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., составив 17% рабочей силы.

В то же время опыт антикризисного реформирования экономики, финансов, со­циальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его командой, име­ет не только национальное, но и большое международное значение.

 

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».

Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство состав­ляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало налич­ные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентирован­ными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения город­ского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обост­рился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего эко­номического и социального кризиса. Благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее го­сударство, в ведущую экономическую страну мира.

Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась раз­работанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая ради­кально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

1. Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.

2. Первым мероприятием, проведенным в июле 1948 г., была денежная ре­форма. Ее цель — избавление от обесцененных денег и создание твердой ва­люты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги — дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбе­режений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1:10, а вторая по­ловина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете раз­меры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были со­кращены более чем в 14 раз.

3. Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на сво­боду цены, отменялись административное распределение ресурсов и много­численные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и на­логовой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимоно­польные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ.

4. Важнейшим элементом экономической политики Эрхарда было укрепле­ние ФРГ на мировом рынке удалось втрое увеличить экспорт.

5. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промыш­ленной продукции.

6. Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффек­тивной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие обще­ственных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, — создание благоприятных условий для активного развития силь­ным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.

7. Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикатив­ное (договорное) планирование. Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в ус­ловиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздей­ствия на все сферы жизнедеятельности страны.

Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы:

1. высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки;

2. разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, от­сутствие какого-либо догматизма и узости подходов;

3. твердость и последовательность профессионального государственного ап­парата, который, нередко действуя в условиях крайней политической неста­бильности, целеустремленно реализовывал принятые программы;

4. выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспек­тивы.

8. Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем, таких, как состояние массо­вого сознания, особенностей мышления, изменение образа жизни, мышле­ния и поведения миллионов немецких граждан. Для социального рыночного хозяйства, по словам Эрхарда, опре­деляющее значение не в последнюю очередь имеют «не только технические, автоматические механизмы поддержания сбалансированности на рынке, но и духовные и нравственные представления.Одного поддержания равновесия между спросом и предложением через свободное формирование цен мало для оправдания общественного строя или наполнения его идейного багажа».

9. Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны.

10. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный совет по пер­спективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необ­ходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.