Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 по Северному Возрождению

Ренессанса в 15 веке ВНЕ Италии НЕ сещуствует.

- Ар-ра остается полнотстью готической

- скульптура тоже

ИДЕОЛОГИЯ.

ГУМАНИЗМ с этической категорией гуманности ничего общего не имеет - от термина studia gumantatis - гуманитарный - клуб любителей античных текстов - от этого говорят "обращение к античности" в открытой форме 2) на основании античных текстов строили свои философские этические концепции. Человек активный, действующий, независимый от божественного провидения. Человек, занимающий достойное место в этом мире - стремление к успеху и славе. (Еще с Петрарки и затем флорент гуманисты 14 века) 3) достойное такого человека НОВОЕ общество.

Человек и мир созданы по одним законам - от этого происходит ренессансный универсалис - поняв как устроен один предмет, можно понять как устроены другие. Поняв как устроен человек понять как устроен мир.

Идеальный человек иделаьные пропорции и идеальная форма. При этом система не была атеистичной, но человек в своей деятельности следует его (Бога) законам и становится равным ему. (В общем, просто Пико делла Мирандола повторить). Эта концепция будет принята во всех странах не в 15 веке (хотя Кузанский жил в середине 15 века, он был связан с итальянским миром более) Эразм Ротердамский и Томас Мор появляются уже в 16 веке - так что Ренессанс на севере появляется в 16 веке и то далеко не везде.

Для севера 15 века взгляды были сформулированы Эзатрехтом? (Новое благочестие Беноцио Мадерно?) - здесь человек не претендует на равенство богу, мистическоя и средневековая по своей сути концепция. Человек молитвой и созерцанием и повторением жизни Христа может приблизиться к Богу. СТремится к моральному сосредоточению не уходя от мира. В портретах Мемлинга следы влияния этой концпепции мы видим "Диптих Мартена Ньювенхове". Отражающаяся в зеркале Мадонна и ребенок - это визуализация чуда.

Проторенессанс 1250ый середина 13го - классицизирующие формы в скульптуре Франции - Реймская скуьптура во Франции и Николо Пизано в Италии и его пизанская кафедра (хотя исторически восходит к Штауфенскому ренессансу - романского времени - при дворе Фридриха II - такая мимикрия под античность антониевского времени, что даже различить сложно (саркофаг в Неаполе и входная арка Палаццо Нуово там же)

Для итальянского ренессанса была важна античность в том числе и через романику. Для севера был важнее 13 век, который сам независимо открыл для себя человека. Три "Марии" Рейского портала - три раскрытия одного и того же человека - этого античности и Италии не было дано, потому что у них был идеализированный человек, а тут - полифония образа. Итальянский ренессанс тоже рождается и из западного средневековья - на 50 процентов - Джованни Пизано очень даже готичен и, наконец, Джотто - его концепция линости произрастает из средневековья, античности тут мало.

Поцелуй Иуды Джотто из Капеллы Скровеньи рассматривают как протогуманистическую идеюо том, что человек САМ выбрал - Иуда не знал, что будет, в отличие от Христа - Иуда сам выбрал путь зла, это результат его морально выбора - одна из основ гуманистического учения. Северу такое не интересно - не очень он верит в самостоятельность человеческой личности. Так же: Если Пизано (Джованни) клацисизирует готику, то на севере с 14 века возникает такое декоративное искусство Джентиле де Фабиано "Поклонение волхвов" и Часослов Братьев Лимбург. Есть реальные детали, но пространство условное. Тут еще рамки различия национальных стилей, но с 14 века в рамках готического искусства идет накопление знаний. Но одновременно в 1420 появилось нечто ОГОГО: 1) перспектива 2) масляная живопись (Ван Эйк). Перспективу придумал Брунелесски с математиком Манетти - в общем это была теория и абстракция математическая, явленная в живописи. Но тоже вопрос, они его ПРИДУМАЛИ или УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ? но эффект был сильным. Противопоставим Мазаччо "Капелла Бранкаччи" и "Портрет четы Арнольфини" - кто лучше? Вопрос! Ян Ван Эйк "Мадонна каноника Ван дер Пале". Не умели так подробно писать итальянцы и поэтому ринулись на север учиться к Рогиру ван дер Вейдену и Гуго ван дер Гусу.

А на перспективку северным художникам было как-то фиолетово. В противовес итальянцам - перспектива фрески "Троица" Мазаччо, где христинаские истины передаются средствами перспективы. (по Янсону) Нам устанавливают уровень нашего взгляда - мы становимся в центре конструкции, если ее разложить в пространстве, то получится, что фигуры находятся на очень разном расстоянии.Чем дальше от нас, тем сакральнее и менее реальное. Ближе к нам Донаторы, дальше всего Христос и Господь над ним. Все это объединяется кругом, а можно и квадрат получить - совершенные фигуры мироздаия. Так скарльный смысл передается через "научные" "реальные" формы. Теперь перспектива Ван Эйка (кстати, везде шахматный пол что у северных художников что у итальянцев) - три точки зрения солгасно перспективе - мы на разные части реальности смотрим с разных позиций - наша позиция зависит от символического значения - вот как тут смыслы переданы. Однако пейзаж - не нидерландский, а совмещенный - это пейзаж фантазии - так конкретное совмещено с символическим - синтезирующее свойство севера. Отдельные подробности важны в контексте общего.

Чего совсем нет на севере - это отношение к человеку гуманизма. Лука Синьорелли "Воскресение умерших" (капелла Сан-Бриццо в Орвьето конец 15го) Кстати, для Италии - монументальная фреска, а для севера - алтарь полиптих и …. живопись). Страшный Суд Рогира Ван дер Вейдена - какикие тут грешники испугавшиеся и какие они у Лукки возникающие возражающие.

Портреты: итальянский сначала повторял римскую монету, поэтому все в профиль - Пьеро делла Франческа "Сиджизмондо Малатеста" и Рогир ван дер Вейден "П-т Антуана Бургундского" с неуверенным лицом и в фас но на нас не смотрящего.

Осознание окружающего мира в италии наступило раньше - аллегории доброго и злого правления в Сиене - 1330е,а часослов Герцога Беррийского - 1410е. Но стремление к точному люованию подробностями мира свойствены более северному искусству. Это идея Модены: человек отражает христинаские смыслы, он видит параллели между реальным миром и Евангелием. Каждая бытовая деталь наделена символическим смыслом - чета Арнольфини например - собачка, тапочки, зеркало - это традиция христинаского искусства. Далее - античные сюжеты северные люди тоже знали, но все это медиевизировано - взятие Трои в "янаре" часосолова - в жизни не поверим, тогда как в италии Мантенья (втор пол 15го) они античность видят в античных формах.

Дюрер. Уже с 1500 года действительно появляется северное возрождение - но снова ошибка - оно уже не имеет границ. Ученики ездят друг к другу - с севера пришло масло и книгопечатание без которого итальянский гуманизм и не смог бы существовать. Приходит гравюра! Присутствие северных художников в Италии в середине 16 века- важнейший фактор развития итальянской культуры.

Далее - север - это вообще то ОТДЕЛЬНЫЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ - Германия, Фландрия, Франция, Испания. Протяженность В. во франции занимает 4 стадии, а в Германии это всего одно поколение с начала 16го до начала Реформации, во Фландрии - с конца 16го, Англия - колеблется вместе с политикой, Испания - свое.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Где - вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений | Лекция 1. Глобализация экономики. Место и перспективы России в системе внешне-экономических отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.