Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия существования организмов




Тема 3. Среда и условия существования организмов.

Популяции и сообщества.

 

Цель лекции - ознакомить с понятием экологической среды и закономерностями изменения в пространстве и времени основных факторов физической среды и адаптации живых организмов к ним. Изложить, используя системный подход, закономерности взаимодействия и развития в биосистемах различного уровня организации.

План

1. Условия существования организмов.

2. Адаптация к абиотическим факторам среды.

3. Динамика популяций.

4. Взаимодействие популяций в сообществах.

 

Уже в первом известном определении экологии (Э.Геккель,1866г.), как науки, к окружающей среде отнесены все условия существования в широком смысле этого слова. Поэтому понятие «окружающая среда» включает социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы. В экологии под средой понимают совокупность взаимодействующих переменных, которая поддерживает или приостанавливает процесс жизнедеятельности.

Живой организм - растительный или животный - зависит от среды, а среда преобразуется в результате деятельности организмов. Связь «организм - среда» имеет четкий двухсторонний характер в соответствии с принципом единства организма и среды (И. М. Сеченов,1861г.).

При этом, уровни организации жизни составляют своеобразный биологический спектр - ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество. На каждом уровне в результате взаимодействия с окружающей физической средой возникают функциональные системы, содержащие живые компоненты (биотические) и неживое окружение (абиотические компоненты), называемые БИОСИСТЕМАМИ.

Укрупненно основные компоненты физической (конкретной) среды обитания включают: почву, атмосферу, воду (гидросферу), естественные животные и растительные организмы, а также объекты, вещества, материалы и организмы, созданные человеком. Физическая среда является источником или носителем взаимодействующих факторов, совокупность которых и составляет понятие среды в экологии. При этом сложность окружения каждого организма настолько велика, что нельзя дать не только исчерпывающего описания факторов, но, зачастую, даже простого их перечня. Не все из факторов имеют одинаковое значение и оказывают одинаковое влияние на организмы. Перечень факторов, имеющих существенное значение, называют функциональной средой. Контингент факторов, входящих в состав функциональной среды живых организмов, непостоянен и специфичен для различных организмов. Исследованием взаимодействий в системе особь - среда занимает факториальная экология (аутоэкология).

В соответствии с рис.3.1 наиболее общая классификация факторов среды состоит в их делении на биотические и абиотические факторы. В исследованиях по охране окружающей среды выделяют также группу антропогенных факторов, связанных с деятельностью человека. Они включают как абиотические, так и биотические факторы.

Биотические факторы составляют предмет изучения динамики популяций (демэкология) и биоценологии и будут рассмотрены в третьем и четвертом учебных вопросах настоящей лекции.

Абиотические факторы классифицируются на физические и химические, к которым относят целый ряд факторов, в том числе и климатические.

Именно климатические факторы решающим образом определяют условия жизни в любом месте на Земле, а их цифровые значения дают сравнительную характеристику среды. К таким факторам принадлежат: солнечное излучение, температура, вода (как фактор, а не физическая среда), давление атмосферы и гидросферы.

 

Биотические компоненты Организмы Популяции Сообщества
Органы Органы Организмы Организмы Популяции Популяции
Абиотические компоненты Вещество, энергия, поля
             

 

Рис.3.1

А. Излучение Солнца - служит первичным источником энергии, без которого невозможна жизнь. По некоторым данным, на долю этого источника приходится до 99 % энергии, находящейся в обращении на Земле. Солнечное излучение, проходящее через верхние слои атмосферы и достигающее поверхности Земли, состоит из электромагнитных волн длиной примерно от 0,3 до 10 мкм. Участки спектра этого излучения - ультрафиолетовый, видимый и инфракрасный - несут различное количество энергии (табл.3.1).

Таблица 3.1

Участок спектра Длина волны, мкм Энергия излучения, %
Ультрафиолетовый < 0,4  
Видимый 0,4 - 0,7  
Инфракрасный > 0,7  

 

Полное количество солнечного излучения, падающего на 1 см2 поверхности верхней границы атмосферы в течении 1 мин., называется СОЛНЕЧНОЙ ПОСТОЯННОЙ. Она равна примерно 8,3 Дж/см2 мин. Эта величина означает, что если бы энергия, достигающая с солнечными лучами верхней границы атмосферы, беспрепятственно проникала до Земли и полностью ею поглощалась, то температура поверхности односантиметрового слоя воды увеличивалась бы со скоростью 20С в минуту. Однако солнечное излучение частично поглощается атмосферой, частично ею же отражается, а значительная его часть подвергается рассеянию (рис.3.2).


Солнце


Sc SH

 

   
 
 
 


Атмосфера

 
 

 

 


SL S3 (ик) Sa (ик)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.