Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи, изучение литературных и фондовых материалов

ИССЛЕДОВАНИЯ И КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

ПОЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

Лекция 3

Законченный цикл экспедиционных комплексных физико-гео­графических исследований включает в себя три этапа работ: под­готовительный, полевой и камеральный. По продолжительности эти этапы традиционно относились друг к другу примерно как 1:1:2.

В последние десятилетия проявилась тенденция к сокращению сроков полевых работ и удлинению подготовительного и камераль­ного периодов.

Этот процесс вполне закономерен. Он отражает растущую тех­ническую оснащенность экспедиций и дальнейшее совершенство­вание методов и приемов полевых работ. Все больше увеличивает­ся объем информации, которую можно использовать в процессе подготовки к полевым работам (более подробные и качественные топографические карты, аэрофото- и космические материалы, материалы предшествующих отраслевых и комплексных исследо­ваний); расширяется программа камеральных работ за счет усиле­ния их аналитической части, применения математических мето­дов анализа полевой документации, использования компьютеров для математической обработки материалов и построения различ­ных графических моделей, включая составление ландшафтных карт и карт физико-географического районирования.

Соотношение этапов исследования по времени может меняться и в зависимости от задач исследования, и масштаба работ. Так, по А.А. Видиной, для крупномасштабного ландшафтного кар­тографирования подготовительный период (предполевой), поле­вой и камеральный (послеполевой) относятся друг к другу в сред­нем как 2:1:3.

Это значит, что примерная доля полевого периода, традицион­но составляющая 25 % общего объема работы, в условиях более высокой обеспеченности различными материалами при крупно­масштабном картографировании может составлять уже около 15 %. Вероятно, среднемасштабное ландшафтное картографирование, а тем более мелкомасштабное, может производиться с еще более сокращенным полевым периодом.

 

 

Началом исследования является получение или самостоятель­ная постановка задания, которое достаточно ясно определяет ос­новную цель исследования и разработку программы.

Далее производится поиск (мобилизация) материалов, каса­ющихся избранной территории и направления работ. Все обнару­женные опубликованные и фондовые источники фиксируются на библиографических карточках (или иным способом) еще до нача­ла полевых работ, чтобы избежать ненужного дублирования и бо­лее целеустремленно организовать собственные исследования. Боль­шую помощь может оказать микрофильмирование, ксерокопиро­вание, сканирование, создание компьютерной базы данных, со­держащей графические, цифровые и текстовые материалы. Для непосредственного фиксирования полевого материала уже начали применяться портативные компьютерные аппараты Notebook («Блокноты» или «Записные книжки»), в том числе с дополни­тельными устройствами для автоматической фиксации координат точек, удобные как для камеральных работ, так и для поля.

После мобилизации материалов производится их изучение. Осо­бое внимание уделяется выявлению закономерных связей между геологическим строением, включая тектонику, и рельефом; релье­фом, климатом и водами; рельефом, литологией и почвами; поч­вами и растительностью и т.д. Помимо обычного для любой рабо­ты конспектирования или копирования источников производятся сопоставления, как указано выше, и, таким образом, уже в под­готовительный период выявляются типичные для территории при­родные территориальные комплексы (ПТК), а при наличии соот­ветствующих сведений отмечается и их хозяйственное использо­вание.

При изучении литературных и фондовых источников разного времени и разных авторов неизбежно встречаются противоречивые данные. Такие случаи берутся на заметку для полевой проверки.

В составляемых конспектах важно фиксировать не только нали­чие на изучаемой территории тех или иных объектов (природных комплексов, форм рельефа, типов почв, характерных пород, ви­дов растений и т.д.), но и их физиономическую характеристику, чтобы узнавать их в поле. Необходимый для полевых работ карто­графический материал с отображением различных компонентов природы или природных комплексов следует отсканировать либо ксерокопировать, сфотографировать или скопировать на кальку, если нет возможности взять в поле оригинал. Предпочтение отда­ется более новым картам и картам по масштабу более близким к масштабу исследования. Впрочем, старые источники нередко пред­ставляют интерес, особенно при рассмотрении изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности человека. При этом о достоверности источников, их объективности и точ­ности передачи фактического материала приходится помнить все­гда - и при использовании старых источников, и при знакомстве с новыми материалами.

Вместо копирования картографического материала можно рекомендовать также «укладку» этого материала на основы, приго­товленные для работы в поле. Это занятие более сложное, чем прос­тая копировка, но целесообразное, так как сводит разрозненные материалы к одному масштабу, облегчая их сопоставление. На эти же карты можно наносить некоторые данные, взятые из текстовых описаний. Все это можно с успехом делать с помощью компьютера. Многие материалы уже введены в геоинформационные системы. Имеются специальные программы для их обработки.

Перед работой в поле полезно ознакомиться с гербарием расте­ний, образцами почв и пород, характерных для будущего района исследования.

Завершением предполевого изучения материалов может явить­ся предварительная ландшафтная карта или карта физико-геогра­фического районирования, составленная в камеральных условиях и позволяющая более целеустремленно проводить полевые иссле­дования.

Процесс составления ландшафтной карты - это многократно повторяющиеся циклы анализа и синтеза: анализ компонентов и процессов и синтез природных территориальных комплексов как целостных систем с постоянной корректировкой их контуров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение целей, задач и методов исследования | Работа с топографическими, аэрофото-, космическими и другими материалами для предварительного выделения ПТК
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.