Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация




Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предмет и метод бухгалтерского финансового учета

Учетный процесс можно отразить в виде следующей процедуры:

1. Наблюдения объектов учета и их измерение в денежном выражении.

2. Регистрация по результатам наблюдения и измерения факторов хозяйственной жизни в первичных документах (ПД).

3. Обработка информации первичных документов, ее группировка и обобщение в определенных разрезах; формирование регистров бухгалтерского учета.

4. Формирование на основе регистров бухгалтерского учета отчетной документации (ОД), необходимой для пользователей учетной информации, - внутреннюю и внешнюю отчетность.

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из 4 уровней:

1. Законодательный уровень представлен федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ГК РФ, НК РФ и др. федеральные законы.

2. Второй уровень системы нормативных документов – стандарты по бухгалтерскому учету. Они представляют свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или совокупности объектов. По состоянию на 01.01.2011 г. Действуют 23 номерных положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и одно положение без номера.

3. Третий уровень – методические рекомендации, инструкции, указания. Они конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. Разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Например, «План счетов» и «Инструкция по его применению» от 31.10.2000 N 94, «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств» от 13.10.03 N91- н.

4. Четвертый уровень нормативных документов – рабочие документы предприятия. Они определяют особенности ведения учета в организации. Одним из важнейших таких документов является приказ об Учетной политике предприятия.

У четная политика разрабатывается на основе стандарта с одноименным названием (ПБУ 1/2008). Учетная политика – это совокупность методики, техники ведения бухгалтерского учета и организации бухгалтерской службы, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Формирование учетной политики ведется на основе выбора одного из способов, предлагаемых существующими законодательными и нормативными актами. Если по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то предприятие вправе самостоятельно разработать эти способы, руководствуясь общими принципами. Учетная политика должна быть оформлена приказом руководителя до начала календарного года. Учетная политика разрабатывается на длительный срок для сопоставимости отчетных данных различных налоговых периодов и может быть изменена в течение года в исключительных случаях).

 

В учетной политике предприятия должны быть отражены вопросы:

1. организационные –

· кто будет вести бухгалтерский учет (собственная бухгалтерская служба, специализированная организация, бухгалтер, главный бухгалтер, лично руководитель);

· при наличии бухгалтерской службы – организационное построение ее аппарата, состав и соподчиненность отдельных учетных групп, порядок взаимодействия с другими подразделениями;

· разработка должностных инструкций работников учетного аппарата;

 

2. технические -

· разработка рабочего плана счетов, содержащего синтетические и аналитические счета учета;

· выбор формы бухгалтерского учета;

· технология обработки учетной информации;

· формы первичных документов, график документооборота;

· организация внутрипроизводственного контроля и отчетности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств;

3. методические –

· критерий отнесения объектов к основным средствам и инвентарю и хозяйственным принадлежностям;

· методика начисления амортизации основных средств;

· порядок учета и финансирования ремонта основных средств;

· порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

· формирование учетных групп материально-производственных запасов;

· способ отражения на счетах операций заготовления, приобретения, оценки материальных ценностей;

· методика группировки и списания затрат на производство, способы распределения косвенных расходов, оценка незавершенного производства, метод калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг;

· способ учета выпуска продукции, работ, услуг;

· порядок создания оценочных резервов;

· способ учета курсовых разниц;

· создание резервов;

· начисление дивидендов;

 

Отдельным разделом составляется учетная политика для целей налогообложения. В нем необходимо определить методы ведения налогового учета по тем вопросам, решение по которым в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ налогоплательщики принимают самостоятельно:

· метод определения доходов и расходов (метод начисления и кассовый);

· порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (определение базы, пропорционально которой рассчитывается доля прибыли подразделения);

· налоговый учет амортизируемого имущества (порядок определения срока полезного использования и специальных коэффициентов к норме амортизации);

· метод оценки сырья и материалов при их списании в производство (для целей налогового учета устанавливается единый для всех групп сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов;

- средней стоимости;

- стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО));

· метод оценки покупных товаров при их реализации, (по стоимости единицы средней стоимости, ФИФО, ЛИФО);

· метод оценки ценных бумаг при их реализации и ином выбытии (по стоимости единицы, средней стоимости, ФИФО, ЛИФО);

· формирование резервов сомнительных долгов (факт создания резерва и порядок инвентаризации дебиторской задолженности);

· формирование резервов расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год (факт создания резерва, предельную сумму отчислений, ежемесячный процент отчислений);

· формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

Разработка приказа об Учетной политике – очень ответственная задача и осуществляется главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным и утверждается руководителем предприятия.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета в организации руководствуются следующими допущениями и требованиями.

К допущениям относятся:

1. Имущественная обособленность организации, т.е. имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

2. Непрерывность деятельности организации, т.е. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.

3. Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому.

4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от времени поступления денежных средств, связанных с этими фактами.

К требованиям относятся:

1. Полнота отражения фактов хозяйственной деятельности.

2. Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности.

3. Осмотрительность, т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов.

4. Приоритет содержания перед формой (т.е. оценивать факты хозяйственной деятельности не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания).

5. Непротиворечивость, т.е. тождественность данных по аналитическим и соответствующим им синтетическим счетам.

6. Рациональность.

 

Основные элементы метода бухгалтерского учета:

1. Документирование.

2. Инвентаризация.

3. Оценка имущества и обязательств.

4. Калькулирование.

5. Система аналитических и синтетических счетов.

6. Двойная запись на счетах.

7. Составление баланса.

8. Отчетность.

Документирование – это способ оформления хозяйственных операций. Под документированием понимается сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций с целью получения данных, необходимых для бухгалтерского учета. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции в денежном выражении. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно.

Инвентаризация – это фактическая проверка наличия имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.

Оценка – это способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета.

Калькулирование – это способ исчисления в денежной форме себестоимости отдельных хозяйственных процессов и их единиц. Форму, в которой производят расчет, называют калькуляцией.

Синтетические счета служат для отражения обобщенных данных об однородных объектах.

Аналитические счета служат для подробной характеристики каждого отдельного вида имущества и обязательств.

Сущность способа двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и источникам формирования в денежном выражении на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

 

Статья 9. Первичные учетные документы (№402-ФЗ)

 

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В настоящее время разработаны альбомы унифицированных документов для различных объектов учета (кассовые документы, по учету труда и заработной платы, для учета основных средств и нематериальных активов, для учета торговых операций и т.д.). Организация может воспользоваться уже разработанными формами, утвердив их в приказе об Учетной политике, или разработать формы первичных документов самостоятельно, выполнив требования Закона об обязательных реквизитах.

Утрата первичного документа или неправильное его составление ведет к искажению и неполному отражению хозяйственной деятельности, что является недопустимым. Так как документирование хозяйственных операций стоит начальным этапом в учетном процессе, то полнота, своевременность и достоверность бухгалтерского учета напрямую зависит от качества составления первичных документов.

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

 

 

Инвентаризация – один из методов бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность информации об имуществе организации и ее обязательствах, путем сопоставления данных бухгалтерского учета и фактического наличия имущества. Порядок проведения инвентаризации регламентируется документом «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приказ Минфина от 13.06.95 № 49).

При инвентаризации проверяется все имущество предприятия: основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, финансовые вложения, займы, кредиты и пр., все то, что отражено на счетах и субсчетах организации. Подлежит проверке и имущество, не принадлежащее организации, но учтенное на забалансовых счетах. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Данные о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи, составляемые по всем видам имущества.

К началу инвентаризации все материально ответственные лица дают расписки о том, что все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а все – выбывшие, списаны в расход. Инвентаризационные описи или акты составляются не менее, чем в двух экземплярах. Сам процесс инвентаризации прост: один из членов комиссии считает, взвешивает, обмеривает и т.п., а другой составляет опись. Материально ответственное лицо просто присутствует. Инвентаризационные описи (акты) после их оформления и заверения подписями всех членов комиссии передают в бухгалтерию, где их сравнивают с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения обобщаются в сличительных ведомостях, которые составляются в отношении того имущества, по которому были выявлены отклонения от учетных данных.Выявленные излишки ценностей приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачисляются в состав операционных доходов. Недостачи и порчи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки обращения и производства (только в случае фактических недостач), сверх норм – относятся на виновных лиц. Когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на операционные расходы организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.