Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении




В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Одной из важнейших задач высшего образования в России в настоящее время является объединение фундаментальной профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов. Гуманитарные науки являются средством получения ценных мировоззренческих знаний, способствуют развитию интеллекта и эрудиции, формируют культуру личности.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в области физической культуры;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебный материал дисциплины "Физическая культура" включает в себя следующие разделы программы:

- теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический раздел, содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину "Физическая культура" в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

Распределение обязательных учебных часов по курсам выглядит следующим образом: 1 – 2 курс – 2 раза в неделю по 2 часа; 3 – 4 курс – 1 раз в неделю по 2 часа.

В каждом семестре планируется выполнение студентами зачетных тестов по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности (не ниже средней оценки «удовлетворительно»). Оценка определяется по таблице 1.1 при условии выполнения каждого из запланированных тестов не ниже, чем на одно очко (таблицы 1.2,1.3)

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре проводится в конце 8 семестра, в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить:

- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовки специалиста;

- знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

- мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное.

Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видом спорта, организованном в вузе.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболеваний, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

Таблица 1.1

Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий.

 

Оценка тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности Удовлетворительно Хорошо Отлично
Средняя оценка тестов в очках 2,0 3,0 3,5

 

Таблица 1.2

Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 5000 м (мин, сек) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, сек) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
или 10 км (мин, сек) 50.00 52.00 55.00 58.00 б/врем.
Плавание 50 м (сек) 40,0 44,0 48,0 57,0 б/врем
или 100 м (мин, сек) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30
Прыжки в длину с места (см)          
Прыжки в длину с разбега (см)          
или высоту (см)          

 

Таблица 1.2

Продолжение

Тест Оценка в очках
         
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)          
Переворот силой в упор на перекладине (кол-во раз)          
В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)          
Женщины
Бег 3000 м (мин, сек) 19.00 20.15 21.00 22.00 22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, сек) 18.00 18.30 19.30 20.00 21.00
или 5 км (мин, сек) 31.00 32.30 34.15 36.40 38б/врем.
Плавание 50 м (мин, сек) 0.54 1.03 1.14 1.24 б/врем.
или 100 м (мин, сек) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10
Прыжки в длину с места (см)          
Прыжки в длину с разбега (см)          
или высоту (см)          
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (кол-во раз)          
Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (кол-во раз на каждой)          

 

Таблица 1.3

Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

 

Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 100 м (с) 13,2 13,8 14,0 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)          
Бег 3000 м (мин, с) 12.00 12.35 13.10 13.50 14.00
Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения "лежа на спине", руки за головой, ноги закреплены (число раз)          
Бег 2000 м (мин, с) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.15

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.