Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные организации в идеологических процессах




Средства массовой информации и информационная политика в Беларуси.

Политическая культура и идеологические процессы в трансформирующемся белорусском обществе.

ЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.

1-й вопрос: Политическая культура и идеологические процессы

в трансформирующемся белорусском обществе.

 

В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура –это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности» (Новая философская энциклопедия. – М., 2001, т.2. С.348.).

Иногда политическую культуру представляют в виде суммы политических культур индивидов исходя из того, что ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят к культуре «политической элиты». Но это не научный подход. Действительно, носителями и творцами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры. Но политическая культура – это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими политические доктрины, а надинтивидуальное, т.е. обособившееся от носителей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания по своим собственным законам. Это духовное образование может быть зафиксировано в рукописях, книгах, объектировано в конкретных государственных институтах, законодательных актах, усвоено в процессе социализации личности. Но оно может оказаться по тем или иным причинам невостребованным.

Политическая культура – лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения) (Новая философская энциклопедия.– М., 2001, т.2. С.348) Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации.

К числу основных функций политической культуры относятся:

- когнитивная (приобретение политического знания);

- аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов);

- эмоциональная (формирование политических чувств);

- интегративная (объединяющая граждан в сообществе);

- коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между гражданами);

- регулятивная (управление политическими процессами);

- воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле слова)

- и др.

При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процессов, политической жизни. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизне-деятельности общества различные формы духовной культуры «действуют сообща», практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.

Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь – более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но и включает в себя ее антиподы. Политическая жизнь – это всестороннее взаимодействие субъектов политики – народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, преследующих политические цели.

В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И тем не менее не все так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. Нашему государству предстоит пройти еще долгий путь становления гражданского общества и формирования политической культуры.

В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциями в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации. Многие проблемы в Беларуси в 90-е годы ХХ века проистекали именно из-за того, что политической деятельностью стали активно заниматься не овладевшие азами политической культуры люди – журналисты, писатели, ученые-естествоиспытатели. Это они, став депутатами Верховного Совета БССР, второпях приняли позаимствованные на Западе законодательные акты, не позволившие нашему государству без серьезных потерь реформировать экономику. Политическая социализация не сводится лишь к усвоению наличного политического опыта. Она предполагает формирование у субъекта собственной политической культуры, отражающей новые социальные реалии (иначе он не сможет предвосхищать политические события).

Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др.

Если говорить о Беларуси то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача – формирование политической и правовой культуры у молодежи – не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры. Как себе представляет молодежь (в том числе студенческая) политику и политичес-кую культуру? Зачастую, как несанкционированные митинговые страсти, уличные баталии, не подкрепленные фактами претензии и громогласные публичные заявления по отношению к власти. Получается, прав тот, кто громче всех крикнул? Или же устроил публичный политический скандал? Но это не политическая и не правовая культура. Это антикультура. И не следует заблуждаться на этот счет. Противостояние приводит общество к хаосу, анархии и заканчивается, как правило, социальным взрывом. Сформированная же политическая культура не разобщает, а, наоборот, консолидирует общество.

Жизнь убеждает нас в том, что процесс формирования политической культуры у молодежи (политическую социализацию) нельзя пускать на самотек. Такой пренебрежительный подход к политической социализации был характерен для 90-х годов прошлого века, и его последствия неутешительны. Формирование у индивида политической культуры – непрерывный процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Он начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях и т.д.

 

2-й вопрос: Средства массовой информации и информационная

политика в Беларуси.

 

Возникновение самой журналистики как социального и политического ин-ститута во многом определялось потребностями общества, отдельных общнос-тей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность – чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журна-листика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологи-ческой ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информаци-онный процесс универсального типа, идущий параллельно идеологическому процессу.

Что бы ни говорилось о противоречивости самих процессов идеологизации, деидеологизации, реидеологизации и переидеологизации в обществе XXI сто-летия, массовая информация на практике всегда имела и будет сохранять идео-логическую компоненту. Следовательно, идеологические процессы, в свою очередь, также будут всегда требовать информационного обеспечения и сопровождения, так как, прежде всего, СМИ способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории, давая ей систематически и последовательно соответствующим образом подобранную и обработанную социально-политическую информацию, призванную формировать «параллельный» мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности СМИ является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу.

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:

- внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель – главный редактор – журналисты);

- отношения между СМИ и источниками информации;

- права журналистов на распространение информации;

- отношения между СМИ и аудиторией;

- объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;

- осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

СМИ должны исходить из того, что политическая идеология – это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить полити-ческие процессы. Политическая идеология при этом обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью: она создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности. Это позволяет ут-верждать, что политическая идеология – неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляется политический процесс и его субъекты.

Рассмотрение СМИ как формы политической коммуникации позволяет утверждать, что все функции журналистики в той или иной мере содержат идео-логическую компоненту, или, в широком смысле слова, являются идеологическими, так как имеют политически релевантный характер. Существует достаточно много типологизаций функций СМИ, но, как правило, они опираются на классификацию, предложенную известным английским социологом Д. Макквейлом в его работах: «К социологии массовых коммуникаций» (1969), «Социология массовых коммуникаций» (1972) и «Коммуникация» (1975). Макквейл рассматривал все проблемы журналистики как социального института и с учетом этого предложил выделять следующие социальные функции СМИ:

а) информационную, содержанием которой является информирование о социально-политической, экономической и т.п. ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;

б) корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего, в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм; политическая социализация; координация действий отдельных субъектов политического процесса и достижение между ними компромиссов и соглашения на основе зафиксированных с СМИ их статусов (электоральных и социальных) и идеологических приоритетов;

в) континуитивную, построенную на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;

г) развлекательную, ориентированную на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью – сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе (используя СМИ как «клапан для выпускания пара»);

д) мобилизационную, суть которой в организации и обеспечении проведения кампаний политического характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации, как агитация и пропаганда.

 

Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

1. Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления.

2. Государственно-общественные СМИ.

3. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаива-ющие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.

4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.

5. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.

6. СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.

С точки зрения количественных характеристик, по состоянию на 1 апреля 2003 года информационное поле Беларуси включало 1393 печатных периодических издания, 7 информационных агенств, 56 программ телевещания, 130 программ радиовещания. В структуре периодических печатных изданий самая большая группа – массово-политические печатные СМИ (более 300), подавляющее большинство из которых – региональные массово-политические газеты, в том числе 135 государственных и более 50 – представляющие структуры гражданского общества, коммерческие и альтернативные СМИ.

Необходима сбалансированная система взаимоотношений и взаимодействия государства и СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации. Кроме того, взаи-модействие СМИ и органов государственной власти и управления, в пределах своей компетенции, координируют:

- пресс-служба главы государства;

- ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь»;

- РУП «Международный центр интеграционной информации. Обществен-ный пресс-центр Дома прессы»;

- пресс-службы министерств и ведомств, исполнительных комитетов.

В частности, пресс-службы и пресс-центры действуют в 27 министерствах и ведомствах, в 17 из них работа СМИ включена в функции управлений и отделов. В 22 министерствах и ведомствах введена должность пресс-секретаря. В 32 центральных органах государственного управления функции ответственных за работу со СМИ возложены на помощников министров, консультантов и советников.

Наличие и эффективное функционирование подобной системы предпола-гает, что идеология белорусского государства должна строиться не на противо-поставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Если первая создает нормативно-правовые рамки деятельности СМИ в Беларуси, то вторая охватывает все аспекты организации общенационального информационного поля на основе учета интересов и информационных потребностей всех социальных и политических институтов, всех социальных групп белорусского общества. Разрабатываться национальная политика в области СМИ должна на основе данных социологического мониторинга процессов, происходящих в белорусской журналистике, взаимодействия СМИ с массовой аудиторией и структурами власти. Общенациональная политика в сфере СМИ должна состоять не из директив и административных рамок, а из научно обоснованной оценки ситуации в национальном информационном про-странстве, в СМИ и рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения жизни общества, по улучшению информационного климата в стране, по формированию социологической и политической культуры у белорусских журналистов.

Идеология белорусского государства будет действенной, если будет опираться на оптимальную структуру национальной системы СМИ и информационного поля Беларуси, которые обеспечат возможность любой аудитории выбрать информацию, удовлетворяющую ее потребности в этой сфере по принципу достижения максимальной информированности. С другой стороны, в основе любого идеологического процесса лежит позитивное или негативное взаимодействие со СМИ, которое либо усиливает влияние определенной идеологии, либо снижает ее воздействие на массовую аудиторию, то есть это взаимодействие неизбежно носит характер либо политического сотрудничества, либо политического соперничества. Поэтому сущностной основой функционирования белорусской журналистики должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, основой которого являются конституционные нормы (статьи 4 и 5 Конституции Республики Беларусь) признания идеологического и политического многообразия. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории. Правилом идеологически ориентирующей деятельности белорусских СМИ должно быть соблюдение социальной, национальной, политической, культурной толерантности – терпимости к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.

 

 

3-й вопрос: Общественные организации в идеологических

процессах.

 

Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения, т.е. социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права.

Рассмотрение третьего вопроса лекции целесообразно осуществить на примере одной из общественных организаций – профсоюзов, которые являются самой массовой общественной организацией страны, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов – обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Преобразования в конституционно-правовом и социально-экономическом устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство провозглашено демократическим социально-правовым. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение а в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для их профессионально-общест-венного самоопределения.

Место профсоюзов в политической системе государства определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное общественное объединение в нашей стране), но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров.

Федерация профсоюзов Беларуси, действуя в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других актов законодательства Республики Беларусь, выступает за:

- последовательное построение демократического социального правового государства;

-неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;

- строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;

- совершенствование социального партнерства;

- сохранение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе;

- организационно-финансовое и кадровое укрепление профессиональных союзов.

Можно добавить и некоторые другие аспекты деятельности профсоюзов в Республике Беларусь, свойственные именно для нашей страны. Это культурно-массовая и спортивная работа, организация досуга и оздоровления работников. И, наконец, вопросы приватизации и участия работников в распределении прибыли.

На современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще совсем недавно – во второй половине девяностых годов – в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Бела-руси были втянуты в политическую борьбу, утратили завоеванное ранее влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам. Профсоюзы потеряли влияние на массы, усилилось социальное напряжение в обществе, трудящиеся перестали чувствовать себя защищенными. Понадобится много времени и усилий, чтобы не просто вернуть утерянные позиции профсоюзов, но и доверие к ним трудящихся.

Переломным моментом в развитии профсоюзного движения Республики Беларусь можно считать Пленум ФПБ, который прошел 16 июля 2002 года в Минске и избрал нового руководителя ФПБ, а также внеочередной IV Съезд Федерации профсоюзов Беларуси, переизбравший все руководящие органы ФПБ – Президиум, Совет, Ревизионную комиссию. Главным направлением работы профсоюзных организаций республики прошедший 18-19 сентября 2002 года съезд определил организационное укрепление профсоюзов, курс на консолидацию, укрепление единства и солидарности профсоюзного движения; определил первичную профсоюзную организацию основной единицей всей профсоюзной структуры. Съезд принял решение о проведении политики соци-ального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей, переходе от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государством, от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.

Профсоюзы не могут стоять в стороне от идеологии и идеологического воспитания граждан, поскольку они объединяют трудоспособные, социально активные группы населения – самую многочисленную категорию граждан рес-публики. В профсоюзах в нашей стране состоит 4 миллиона человек – абсолютное большинство экономически активного населения. С учетом того, что большинство из них является родителями, мы можем говорить, что практически все население в той или иной степени связано с профсоюзами.

Следуя принципиальным требованиям к организации идеологической работы, руководство ФПБ предпринимает активные шаги по формированию единого информационного пространства профсоюзов, призванного направлять трудящихся на решение задач, стоящих перед государством и обществом, а также активно противодействовать деструктивному влиянию политиканов, существующих на дотации от зарубежных спонсоров. Созданы единая Служба информации ФПБ, профсоюзное радио (радиостанция «Новое радио»), выпус-кается газета «Беларускi час».

Профсоюзы могут и должны стать действенным инструментом в трудовом и патриотическом воспитании трудящихся, пропаганде здорового образа жизни, очагом культурно-массовой работы среди населения. Глава белорусского государства – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко – подчеркивал: «Жизнь и здоровье трудящихся должны стать приоритетными ценностями в общественном сознании, в стратегии и тактике государственной социально-экономической политики».

Понимая желание людей быть причастными к большим и важным делам общества, ФПБ постоянно осуществляет ряд крупных проектов. Среди них: участие в реконструкции мемориального комплекса «Курган Славы"» проведение мероприятий, посвященных 100-летию профсоюзного движения Беларуси. Большая часть проводимых ФПБ мероприятий несет идеологическую нагрузку и направлена на упрочение связи поколений и патриотическое воспитание молодежи.

Для обеспечения достойной жизни каждой социальной группы населения в

республике при активном участии профсоюзов реализуются программы по поддержке пенсионеров, молодежи, детей, малоимущих, инвалидов, чернобыль-цев и т.д.

Следовательно, идеологическая составляющая работы профсоюзов тесно связана с общими задачами по социальной защите трудящихся, всего населения республики и имеет общегосударственное значение.

 

Литература:

 

1. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

2. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете, Минск, 14 марта 2003 г. – Мн.: БГУ, 2003.

3. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при

Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

4. Ананич Л.С., Воробьев В.П. Информационное пространство Беларуси. – Мн.: МФЦП, 2003.

5. Дмитриев Е.И. Включенность населения Беларуси и ее отдельных регионов в аудиторию средств массовой информации // Социально-политическая ситуация в Беларуси: региональный аспект: Сб. науч. тр. – Мн.: ИСПИ, 2001. С. 67-95.

6. Лутохина Э.А. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

7. Майхрович А.С. Идеология: Сущность, назначение, возможности. – Мн., 2001.

8. Слука А.Г. Нацыянальная iдэя: Сiстэмны аналiз праблемы. – Мн., 2001.

9. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений / Под ред. В.Н.Киселева. – М., 1997.

10. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.