Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 10. Международное морское право

1. Понятие и основные принципы международного морского права

Международное морское право является одной из ста­рейших отраслей международного права и представляет со­бой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Международное морское право - это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регу­лирующих межгосударственные отношения, связанные с дея­тельностью в Мировом океане. Источники международного морского права можно разделить на специальные и общие. Среди специальных источников выделяются две группы меж­дународных соглашений:

1) универсальные: Конвенция о международных прави­лах предупреждения столкновения судов (1972 г.), Междуна­родная конвенция по поиску и спасанию на море (1979 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.;

2) локальные: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах (1973 г.). Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана (1992 г.) и др.

Общими источниками международного морского права являются Женевские конвенции по морскому праву (1958 г.) и Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране жи­вых ресурсов открытого моря. Женевские конвенции 1958 г. кодифицировали общепризнанные принципы и нормы мор­ского права: принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных ис­следований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территори­альное море.

В Конвенциях сформулированы и новые нормы морско­го права: режим континентального шельфа, виды прилежа­щих зон, обязанности государств по предотвращению загряз­нения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Конвенция по морскому праву - самая масштабная ко­дификация в истории международного права вообще. В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако самые крупные морские государства отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды и др.). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но рати­фикация была произведена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновремен­но с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН в 1994 г. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам к ней присоеди­ниться.

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архи- пелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, международный район морского дна, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и ар- хипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключитель­ная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Таким образом, международное морское право регла­ментирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различ­ного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Для международного морского права характерны сле­дующие принципы:

• принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем;

• принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

• принцип общего наследия человечества;

• принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

• принцип охраны морской среды.

2. Виды морских пространств

Внутренние воды. Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

• водоемы, полностью окруженные берегами одного госу­дарства или все побережье которых принадлежит одно­му государству;

• акватории портов, очерченные линией, проходящей че­рез наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

• воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, принятых для отсчета территориальных вод (см. далее);

• морские бухты, заливы, лиманы, берега которых при­надлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских мили. В случае если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось воз­можно большее пространство. Водная территория, рас­положенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством со­ответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), кото­рые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного госу­дарства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Кар­ское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Воды портов являются частью внутренних вод прибреж­ного государства; при этом в качестве берегов рассматривают­ся наиболее выдающиеся в море постоянные портовые соору­жения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посе­щения открытых портов, как правило, не требуется запраши­вать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внут­ренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может ус­танавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий, не хуже тех, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулиру­ет судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследова­ниями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдик­ция прибрежного государства (если иное не установлено ме­ждународным договором - например, соглашениями о торго­вом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

Территориальные воды (территориальное море). Тер­риториальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и ис­кусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего боль­шинства государств составляет 12 морских миль. Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное про­странство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст.ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международно­го права признается право мирного прохода иностранных не­военных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существует три основных способа отсчета территори­альных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибреж­ного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее вы­дающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине тер­риториального моря (12 миль).

Объем суверенных прав прибрежного государства в тер­риториальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств поль­зуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через тер­риториальное море с целью:

• пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пре­делами внутренних вод;

• пройти во внутренние воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Кон­венции 1982 г.).

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных су­дов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Архипелажные воды.Конвенция 1982 г., впервые введя понятие архипелажных вод, определила их правовой режим с учетом разумного сочетания интересов государства- архипелага с потребностями международного судоходства. Она провозгласила суверенитет государства-архипелага на его архипелажные воды, воздушное пространство над ними, по­верхность и недра их дна, а также их ресурсы. Вместе с тем для целей беспрепятственного транзита через воды государства- архипелага Конвенция предоставила иностранным судам право архипелажного прохода, по морским коридорам, уста­новленным для этих целей.

Архипелажный проход по морским коридорам, прин­ципиальные положения которого полностью соответствуют режиму транзитного прохода через международные проливы, представляет собой осуществление права нормального судо­ходства и пролета летательных аппаратов единственно в це­лях транзитного прохода (пролета) через архипелаг из одной части открытого моря или экономической зоны в другую часть открытого моря или экономической зоны. При этом под правом нормального судоходства и пролета подразумеваются судоходство и воздушная навигация, которым государство- архипелаг не должно чинить помех и препятствий. Такой проход или пролет не должен приостанавливаться государст­вом-архипелагом.

Государство-архипелаг, устанавливая морские коридо­ры, может также предписывать системы разделения движения в них для безопасного прохода судов по узким фарватерам, а когда этого требуют обстоятельства, после надлежащего о том оповещения, заменять любые морские коридоры или системы разделения движения, установленные или предписанные ра­нее, другими морскими коридорами или системами разделе­ния движения, которые должны соответствовать общеприня­тым международным правилам. Введение государством- архипелагом морских коридоров, систем разделения движе­ния в них должно быть соответствующим образом предано гласности и обозначено на официально изданных морских картах. На таких картах морские коридоры обозначаются се­рией непрерывных осевых линий от точек начала путей про­хода до их конечных точек.

Открытое море. За внешней границей территориаль­ного моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государ­ства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, науч­ных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государст­ва (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в откры­том море право на:

- свободу судоходства;

- свободу полетов;

- свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

- свободу рыболовства;

- свободу возводить искусственные острова и другие уста­новки, допускаемые международным правом;

- свободу научных исследований.

Открытое море резервируется для мирных целей. Ника­кое государство не вправе претендовать на подчинение какой- либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рас­сматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанав­ливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвен­ции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный ко­рабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

• что судно занимается пиратством или работорговлей;

• что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Прилежащая зона. Прилежащая зона - это зона открыто­го моря ограниченной ширины, примыкающая к территори­альному морю прибрежного государства. Государство в при­лежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обес­печения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых от­меряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по мор­скому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль. Цель установления прилежащей зоны - предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совер­шенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф. Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Со­гласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (вклю­чая его недра), простирающиеся от внешней границы терри­ториального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природ­ных богатств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает опреде­ление границ континентального шельфа. Это:

• морское дно и недра подводных районов, простираю­щихся за пределами территориального моря на всем протя­жении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на та­кое расстояние;

• если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер­риториального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское про­странство над континентальным шельфом продолжает оста­ваться открытым морем, все государства имеют право осуще­ствлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать под­водные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и раз­работки природных ресурсов шельфа возводить соответст­вующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить ус­тановки и проводить бурильные работы, сооружать искусст­венные острова.

Исключительная экономическая зона. Термин «исключи­тельная экономическая зона» стал использоваться в междуна­родных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х - начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных ли­ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

• суверенные права в целях разведки, разработки и сохра­нения природных ресурсов, как живых, так и неживых,


находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономиче­ской разведке и разработке ресурсов зоны;

• сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, ус­танавливать вокруг них зоны безопасности;

• определять время и места лова, устанавливать допусти­мый улов живых ресурсов, устанавливать условия полу­чения лицензий, взимать сборы;

• осуществлять юрисдикцию в отношении создания искус­ственных островов, установок и сооружений;

• разрешать морские научные исследования;

• принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свобо­дой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного госу­дарства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Международный район морского дна. Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна. Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможно­стей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добы­чи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по мор­скому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.

Район был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным орга­ном по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа - Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществ­ляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предос­тавленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреж­дены Ассамблея, Совет и Секретариат. Международные каналы и проливы.

Проливы играют важную роль в международном море­плавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы од­ного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международно­го судоходства:

• проливы между одной частью открытого моря или эко­номической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;

• проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;

• проливы между одним районом открытого моря и тер­риториальным морем государства, в которых также при­меняется право мирного прохода;

• проливы, правовой режим в которых регулируется спе­циальными международными соглашениями (Черно­морские проливы, Балтийские проливы и т.д.). Граничащие с международным проливом государства

вправе в пределах, предусмотренных международными со­глашениями, регулировать транзитный и мирный проход су­дов и летательных аппаратов через пролив, в частности, уста­навливать правила относительно:

- безопасности судоходства;

- предотвращения загрязнения с судов;

- недопущения рыболовства;

- погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Международные каналы представляют собой соединяю­щие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства-владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, су­щественно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмеша­тельство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискрими­нации; обязанность пользователей соблюдать нормы междуна­родного права и национального законодательства государства- владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характери­зуется следующими основными чертами:

• каналы в мирное время открыты для всех невоенных су­дов и военных кораблей всех государств;

• администрации канала предварительно сообщается на­звание и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается про­хождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов; • устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале за­прещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется нацио­нальным правом соответствующего государства и междуна­родными договорами, например Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 9. Ответственность в международном публичном праве | Воздушного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.