КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура
Общественный строй Природно-климатические условия Казахстана - малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положило начало: общества к патриархальной общине; б)зарождению семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства; в)понвлению социальных слоев - родовые вожди, жрецы, военачальники Андроновское общество не было однородным: • Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций; • В особую группу выделяются - войны, что свидетельствуют богатые захоронения воинов; • Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка; Об имущественном расслоении свидетельствует могильники. Так в эпоху бронзы появились одиночные погребения с большей величиной и глубиной могил, сложными деревянными конструкциями, большим количеством керамических горшков с пищей, остатки колесниц, кости коней, украшения, оружия и каменные булавы, служившие знаком власти. Среди рядовых захоронений выделяются грандиозные курганы диаметром до 4 м и высотой до 2.5 м, обнесенные двойным или тройным кольцом ограды из монументальных плит.
Жилище. Основным жилищем андроновцев были - землянки и полуземлянки. прямоугольной и 'овальной формы. Котлованы для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк. В Центральном Казахстане в XII-IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалось для содержания скота. В эпоху поздней бронзы (X11-IX вв. до н. э.) на основе жилищ андроновцев появляется - юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка. Атасу, Бугылы. В эпоху бронзы появлются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города: Развитая система фортификаций - укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений; 2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение; 3. Вся территория поселения делится на несколько зон - жилую, производственную и общественную. Религия. Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков. 1.Существовало сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют погребальные ритуалы В раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) - покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе е личными вещами помешался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме. В средней п поздней бронзе - умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку головой на запад или на юго-запад. 2. Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев: • Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом. • Домашний очаг был семейной святыней. Разрушить очаг считалось самым страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего.
Рисунки на камнях. В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире. Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Рисунки Тамгалы. Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район - Семиречье (урочище Тамгалы).
Основные сюжеты наскальных рисунков: • Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии. • Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии. • Изображение сцен поклонения богу солнца - Митре. Например, в урочище Тамгалы показан солнцеголовый человек, вокруг которого распологаются хоровод из пляшущих человеков, а также одиночные и парные танцоры. Все они исполняют ритуальный танец. Хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе. • Изображение двухгорбого «еролюда- бактриапа в статичной форме и нередко занимал во многих сценах центральное место. • Изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау насчитываются 49 гравировок двухколесных охотничьи и боевых колесниц. • Изображение сцен боя. битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками и чеканами (клевцами Изображение сцен пахоты, связанного с празднованном нового года. Право проведения первой борозды предоставлялось царю (Сведения из «Авесты») Рисунки на камнях (петроглифы) - это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировозрении. • Антропологический тип андроновцев - европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане). • Язык андроновцев - индо-иранская языковая группа.
Лекция № 6 Тема: Бегазы- дандыбаевская культура. Форма занятия: теоретическое. Продолжительность занятия: 90 минут. Тип занятия: комбинированный урок. План урока: 1. Бегазы – Дандыбаевская культура. 2. Особенности бегазы – дандыбаевкой культуры.
Цели занятия: Образовательная -обеспечить усвоение учащимися понятие «бегазы – дандыбаевская культура», особеностях бегазы – дандыбаевской культуры. Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление. Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности. После изучения темы учащиеся должны: - иметь представление оархеологической культуре эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. - знать характерные черты бегазы – дандыбаевской культуры. - уметь определять эпоху бронзы, выявлять отличительные черты культуры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |