Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постижения социалистического строя

Утверждение сталинизма

Хронологическая карта занятия

Лекция № 45

Тема: Казахстан в период укрепления тоталитарной системы, политические репрессии.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

 

План урока:

1.Утверждение сталинизма.

2. Массовый террор 1937-1938 гг.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися общественно – политическую жизни в 20-30 гг. ХХ века

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения темы учащиеся должны:

- иметь представление о судьбах казахской интеллигенции 20-30 гг. ХХ века.

- знать об массовых террорах, волн репрессий 1937-1938 гг., узниках ГУЛАГА, Карлага.

- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и социальные противоречия.

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

В 30 - е годы в стране повсеместно установились социалистические отношения. Тоталитарный и казарменный характер социализма:

-Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены;

-Утверждение общественной собственности на средства производства;

-Отчуждение крестьянства от земли.

-Провозглашенный союз рабочего класса и крестьянства по существу не имел экономической основы.

-Утверждение бюрократической централизации.

-Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра, в том числе союзных наркоматов.

-Утверждение казарменного социализма СССР стало возможным в условиях:

- Господства мелкобуржуазной стихии, порождающей тиранию;

- Наличие многовековой традиции империи, не знавшей демократических методов управления страной;

- Приверженности большевиков «революционеров всех времен и народов» к решительному натиску во имя достижения цели;

Октябрьская революция не стала «прологом социалистической революции» в Европе и большевики в обстановке враждебного окружения были вынуждены насаждать командно-административныеметоды руководства, которые эволюционировали в личную диктатуру, а затем в культ личности.

Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея:

В политической области - это сращивание партии с государством;

В экономической области - это господство методов внеэкономического принуждения, командно-бюрократического подхода к решению назревших проблем;

В государственной области - это создание видимости национальной государственности в лице кукольных союзных республик, демократической формы власти в лице номенклатурных Совете максимальная ее централизация под эгидои правящем партия большевиков;

В социальной области - это отторжение рабочих и крестьян от собственности, превращение их в наемных пролетариев,укоренение примитивного распределения благ, обещания об улучшении жизни, неизменно отодвигаемые на необозримое будущее;

В нравственной области - это коллективистские взгляды, которые несмотря

на многие положительные аспекты, поглоти­ли личность как таковую;

6. В духовной сфере - это господство штампов, клише и мифов;

7. В национальной области - это осуществление политики этноцида, преследование целых народов, уничтожение интеллектуальной элиты, подавление национального самосознания народов, духа свободолюбия, господство великодержавной идеологии и практики.

 

В области политической:

• был уничтожен классовый, национальный гнет.

• освобождение от засилия, диктатуры иностранного капитала.

В области экономической:

• была ликвидирована безработица;

В области социальной:

• было достигнуто бесплатное всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение;

В области духовной:

• достигнуто приобщение к высотам мировой культуры;

• осуществление идеи национального согласия и всеобщего равенства, коллективизма;

В области национальной:

• были собраны воедино земли, принадлежащие националам до колонизации;

• восстановлена их государственность.

«Теория» Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила:

• базой для расширения функций карательных органов;

• ограничения роли Советов, как органов государственной власти:

• попиранию прав личности. Человек, высказывавший альтернативное мнение, мог быть причислен к врагам народа.

В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание для применения репрессивных мер:

• заключение в исправительные лагеря;

•высылка за пределы СССР;

• ссылка

 

Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы.

• 4 апреля 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймаутова.

•Вслед за процессом над «промпартией» в Москве был раскрыт «заговор» строителей «красной столицы» (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П. Т. Буддаси, С. Б. Голдгор, С. А. Баграков, М. Тынышпаев и др.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад интеллигенции в сфере образования | Массовый террор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.