Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания Семипалатинского испытательного ядерного полигона

Хронологическая карта занятия

Лекция № 51

Тема: Экологические проблемы Казахстана.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

 

План урока:

1. История создания Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

2. Аральская катастрофа.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися причин экологических проблем Казахстана.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения раздела учащиеся должны:

- иметь представление о влиянии СИЯПа на жизнь, здоровье людей и экологию региона.

- знать историю создания и период функционирования СИЯП, количество взрывов произведенных на полигоне и вреде принесенным им людям, положительные и отрицательные стороны отказа от ядерного оружия.

- уметь анализировать полученную информацию, сопоставлять факты и делать выводы.

 

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки Соединенными штатами Америки в августе 1945 заставили Советский союз принять адекватные меры по созданию надежного «ядерного щита».

Итак по решению Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. на территории Казахстана в 160 км. северо-западнее г. Семипалатинска был создан Семипалатинский ядерный полигон общей площадью около 18,5 тыс. кв. км. Полигон раскинулся на территории Семипалатинской, Карагандинской и Павлодарской областей. В районе полигона располагаются отроги горных хребтов Мыржик, Дегелен и Жангизтау.

Семипалатинский полигон был построен в короткий срок, всего за 2 года, силами 15 тысяч людей. Были выполнены проектные работы по строительству полигона с условным названием «Горная сейсмическая станция АН СССР».

Тысячи семей русских, казахов, украинцев, немцев, проживавших на землях, отведенных под полигон, были переселены в другие районы.

В июле 1948 г. на полигон стали прибывать строительные воинские части. Началось строительство жилого городка, который сначала назывался Москва-400, затем Семипалатинск-21, Надежда, Конечная и, наконец, г. Курчатов. По месту дислокации это была базовая войсковая часть 52605. Здесь были возведены корпуса лабораторно - экспериментальной, производственной баз, сооружены опытные площадки. Для первого атомного испытания было подготовлено «опытное поле» размером 300 кв. км. В эпицентре на 30- метровой металлической вышке была установлена 1- я атомная бомба СССР мощностью около 20 килотонн.

Это было началом плановой испытательной работы на Семипалатинском ядерном полигоне, которая продолжалась более 40 лет, начало трагедии жителей Казахстана, и не только его.

Испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне проводились под грифом «совершенно секретно». Режим секретности служил для предотвращения контроля со стороны общественности над испытанием и как прикрытие для дезинформации.

Представители военно-промышленного комплекса (ВПК) всячески уверяли людей в том, что проводимые им ядерные испытания абсолютно безвредны для здоровья, и сохранение безопасности находится под страшным контролем.

Между тем такие измышления ВПК противоречили объективным научным данным.

Результаты уже первых исследований проведенных экспедицией Академии наук республики, еще в1957-1959гг. на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП), показали наличие повышенного радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к полигону, и возникновение патологии у людей и сельскохозяйственных животных. Уже тогда ученые в своем обращении к правительствам Советского Союза и Казахской ССР требовали принятия мер по облегчению участи народа, по выплате компенсации за нанесенный ущерб здоровью людей и по предупреждению дальнейшего усугубления ситуации.

И лишь через 40 лет после проведения первого ядерного взрыва в 1989 г. в Казахстане возникло мощное антиядерное движение, Невада-Семипалатинск участники которого выступали за немедленное прекращение ядерных испытаний и закрытие Семипалатинского полигона. Им удалось привлечь внимание мировой общественности к самым насущным проблемам Семипалатинского региона, которые на протяжении многих лет замалчивались.

В настоящее время вопросы Семипалатинского испытательного ядерного полигона остаются актуальными, так как по данным казахстанских ученых, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне в атмосфере и на поверхности земли, в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной в 1945 г. на Хиросиму. Трудно охарактеризовать тот чудовищный ущерб, который понесли эти испытания окружающей среде и здоровью населения Казахстана. Это тысячи «атомных» солдат, гражданских лиц, подвергшихся «мирной» ядерной бомбардировке в Семипалатинской области, а также других регионов страны. И конечно, граждане самого Семипалатинска, которых на расстоянии 150 км. На протяжении нескольких мирных десятилетий про бомбили чуть меньше пятьсот раз. По этому поводу А.Сахаров говорил: «Где бы ни была взорвана на Земле одна мегатонна ядерного заряда впоследствии она унесет жизни тысяч людей». А это значит, что самую большую опасность представляет не место, а сам факт атомного или водородного взрыва. Совокупную мощность взорванных на территории Казахстана ядерных зарядов, затрудняются оценить даже специалисты. Также невозможно и точно оценить тот громадный ущерб, который нанесли ядерные взрывы биосфере страны. Механизм воздействия радиации на человека в настоящее время достаточно хорошо изучен. Достоверно известно, и то, что воздействие радиации на организм носит множественный характер. При этом наиболее известно, что воздействие, ионизирующей радиации может привести к необратимым изменениям генетического кода, А это в первую очередь негативно сказывается на наследственности.

Решающий шаг был сделан Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, 29 августа 1991г. он подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

Таким образом, после распада СССР Казахстан стал владельцем почти всей необходимой научно-исследовательской базой, добывающей и производственной инфраструктуры для создания собственного оружия. Обладая таким потенциалом могущества и влияния, было невероятно трудно принять решение об отказе от него. Собственный ядерный зонт представлялся залогом безопасности страны, гарантией сдерживания потенциальных амбиций вероятного противника. Но все-таки Казахстан стал безъядерным государством по собственной воле. Выбор безъядерного статуса - это результат осознания Казахстаном опасных последствий дисбаланса мировой системы безопасности.

Отказавшись от ядерного оружия, Казахстан не просто приобрел международный авторитет, мы получили прочные гарантии территориальной целостности и уважения нашего суверенитета от ядерных держав-США, России, Великобритании, Франции и Китая. И сегодня безъядерный статус Казахстан-это основа мира и безопасности, это реальная возможность плодотворного сотрудничества Казахстана с другими странами.

Хотелось бы отметить, что нет в мире человека, который бы не знал о трагедии Хиросимы и Нагасаки. Сегодня многие осознали реальность опасности атомного оружия, которое может сжечь нашу планету и никого при этом не пощадить. В Японии каждый год отмечается День памяти Хиросимы и Нагасаки. В этот день публикуются списки жертв года - это люди, погибшие от лучевой болезни. Все это близко для всех народов мира. Семипалатинская трагедия по своим масштабам значительно больше, чем Хиросима и Нагасаки и тоже должна стать таким же памятником для всего человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
События в Темиртау 1958 г | Изменения местности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.