Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, повод, начало и ход событий

Хронологическая карта занятия

Лекция № 55

Тема: Декабрьские события 1986 года в Казахстане.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

 

План урока:

1.Причины, повод, начало и ход событий.

2.Последствия и историческое значение событий 1986 года.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися усвоить причины, повод, начало и ход декабрьских событий.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения раздела учащиеся должны:

- иметь представление о политических преобразованиях в Казахстане, повлекшие декабрьские события 1986 г.

- знать о социальных, экономических, политических причинах, начале и ходе событий, жертвах декабрьских событий, последствиях, анализе и историческом значении событий.

- уметь анализировать полученную информацию, сопоставлять факты и делать выводы.

 

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

1.Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил.

2. Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики.

3.При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались.

4. От многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего.

5. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60% товаров, необходимых народу, завозилось из- за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».

6. Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека.

7. Науки превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой.

8.С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения.

9.В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов.

Возмущение вызвало явное противоре­чие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.

Повод - смена высшего руководства Казахстана.

16 декабря 1986 г. утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана.

На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического руководителя Д.А.Кунаева, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо него был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не ра­ботавший и абсолютному большинству населения не известный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстан сталкивался не первый раз.

Начало и ход событий

Начало. Утром 17 декабря 1986 г. в Алматы начались массовые волнения молодежи, которые позже перекинулись в другие города республики. С протестом против решения Пленума ЦК выступила в начале группа рабочей и учащейся молодежи г. Алматы

Характер. Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г. не было националистическим и в начальной стадии не носило противо­правный характер.

Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.

Ход. Привыкшее к администрированию, руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение:

Расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведе­нием в готовность Алматинского гарнизона и оцеплением площади военными силами.

После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства министром внутренних дел СССР А. В. Власовым было принято решение о переброске из 8 разных регионов страны в Алматы спецчастей внутренних войск Министерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности.

При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки.

В Постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 г. подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителем республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, ко­торые выразились в гибели людей.

Последствия:

•Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.

•Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабили­тированы). Из них приговорены 2 человека - к расстрелу, 83 человека - к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.

•52 человека были исключены из состава партий;

•787 человек были исключены из членов ВЛКСМ;

•1138 человек получили комсомольские взыскания;

•12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности;

•271 студентов отчислены из учебных заведений;

• 1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек - с министерств здравохранения и транспорта.

Жертва декабрьских событий - Кайрат Рыскулбеков, студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присовено звание «Халык кахарманы».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Хронологическая карта занятия. Последствия и историческое значение событий 1986 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.