Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и элементы системы образования




Система образования

Тема 2

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте образовательное право как комплексную отрасль. Нормы каких отраслей права задействованы в правовом регулировании образовательных отношений?

2. Сформулируйте определение педагогических отношений и на этой основе предложите конструкцию предмета образовательного права.

3. Какими способами осуществляется правовое регулирование отношений в области образования? Приведите примеры.

4. Как может быть построена система образовательного права. Проанализируйте высказанные в литературе точки зрения по этому вопросу.

5. Охарактеризуйте принципы образовательного права. Как они реализуются в современной России?

6. Предложите свое определение источников образовательного права.

7. Что такое образовательное законодательство? Как вы относитесь к его кодификации?

8. Дайте характеристику международно-правовых источников образовательного права. В чем вы видите их значение?

 

 

 

План

1. Понятие и элементы системы образования.

2. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

3. Уровни и формы получения образования.

4. Образовательные учреждения.

 

Понятие системы образования дается в ст. 8 Закона об образовании. Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. К числу недостатков такого определения можно отнести то, что «среди важнейших компонентов системы не названы физические лица, непосредственно участвующие в образовательном процессе, т. е. субъекты процесса, обеспечивающегося рассматриваемой системой»[34]. Действительно, если образование – это процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в приведенном в преамбуле Закона определении образования на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: содержательную, функциональную и организационно-управленческую. Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образование того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования». Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют довольно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование. Об управлении системой образования речь пойдет в теме № 3. В рамках данной темы постараемся охарактеризовать первую и вторую подсистемы, названные выше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.