Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единый государственный экзамен




 

Эксперимент по введению единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения профессионального образования, начался в нашей стране с 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Первоначально в нем участвовали только образовательные учреждения высшего профессионального образования, но впоследствии на основании постановления Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. к участию в эксперименте были допущены учреждения среднего профессионального образования. Введение единого государственного экзамена было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это должно способствовать обеспечению равных условий для всех абитуриентов при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения по результатам конкурса. Во-вторых, это более объективный контроль знаний. И, наконец, это возможность сократить число экзаменов, сдаваемых обучающимися на определенном этапе, что позволит их «разгрузить». Министерство образования РФ определяет по согласованию с органами управления образованием регионов и утверждает своим приказом перечень субъектов Федерации, в которых будет проводиться эксперимент. Так, в 2001 г. в эксперименте принимали участие вузы четырех субъектов Федерации – Самарской и Ростовской областей, Республик Марий-Эл и Чувашия. Летом 2002 г. ЕГЭ сдавали 250 тыс. школьников в 16 регионах. 160 вузов засчитывали за вступительный, около 100 тыс. детей поступили в вузы на основании полученных в школе «независимых» баллов, никуда при этом не выезжая, а просто переслав свой сертификат по почте. В будущем году в ЕГЭ примут участие около 40 субъектов РФ, а предположительно с 2005 г. он станет действительно единым и обязательным для всех[104].

Положение о проведении единого государственного экзамена было утверждено приказом Минобразования РФ от 9 апреля 2002 г.[105]. Оно устанавливает на период эксперимента порядок государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и проведения вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории субъектов РФ, участвующих в эксперименте. К участию в нем допускаются только аккредитованные образовательные учреждения, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с учредителями.

Единый государственный экзамен предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы и средние специальные учебные заведения. Его результаты признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов итоговой аттестации, а учреждениями профессионального образования – как результаты вступительных испытаний.

Для проведения единого экзамена в субъекте Федерации создается государственная экзаменационная комиссия, в состав которой включаются представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. Ее состав утверждается Минобразованием РФ по представлению органа управления образованием субъекта РФ, которое, кроме того, направляет своих уполномоченных представителей для осуществления контроля за соблюдением установленного порядка проведения единого экзамена. Комиссия действует на основании положения, утверждаемого органом управления образованием соответствующего субъекта РФ. Срок полномочий экзаменационной комиссии составляет один год. На нее возлагается организация и координация работы по подготовке и проведению единого экзамена на данной территории. Комиссия обеспечивает взаимодействие с организацией, которая по поручению Минобразования осуществляет технологическое сопровождение единого экзамена (например, Центром тестирования Министерства образования и др.), а также с иными субъектами, заинтересованными в эффективном проведении экзамена. Государственная экзаменационная комиссия может создавать подкомиссии (территориальные, предметные по общеобразовательным предметам и по вступительным испытаниям и др.). Состав и порядок работы экзаменационной комиссии не позднее чем за две недели до начала проведения единого экзамена доводятся до сведения выпускников, их законных представителей и руководителей образовательных учреждений. Для разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ, и защиты прав выпускников и абитуриентов создается конфликтная комиссия в составе представителей органов управления образованием и образовательных учреждений. Она принимает и рассматривает апелляции, определяет соответствие выставленной отметки либо процедуры проведения экзамена установленным требованиям, информирует о принятом решении обучающегося и его законных представителей, а также образовательное учреждение. Для выполнения своих функций конфликтная комиссия может запрашивать и получать необходимые сведения и документы, включая бланки ответов, сведения о лицах, присутствующих на экзамене о соблюдении процедуры экзамена и т. п. Выпускники, поступающие в высшие и средние специальные учебные заведения, имеют право подать апелляцию в эту комиссию в письменной форме. При этом апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов не принимаются. Это объясняется тем, что контрольные измерительные материалы предоставляются Минобразованием, их содержание определяется на основании примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных Министерством для общеобразовательных учреждений и не может выходить за пределы указанных программ. Выпускникам, абитуриентам и их родителям должна быть своевременно (не позднее чем за две недели до проведения экзамена) предоставлена информация о порядке и месте приема апелляций.

К сдаче единого экзамена допускаются выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования независимо от формы его получения. Единый государственный экзамен проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки. Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения экзамена устанавливается Минобразованием. Так, приказом от 16 мая 2001 г. они были определены для организации экзамена в 2001 г. Единый государственный экзамен проводится в письменной форме. Продолжительность каждого экзамена не может превышать трех часов (180 минут). Каждый экзамен начинается в 10.00 по местному времени. Устанавливаются также конкретные календарные сроки проведения экзамена по отдельным предметам (например, по русскому языку – 4 июня, по математике – 8 июня и т. д. Определяется также календарная дата проведения экзаменов по предметам, не сданным выпускниками в установленные сроки по уважительным причинам. Перечень предметов, по которым проводится единый экзамен в субъекте Федерации, определяется Минобразованием по согласовнаию с данным субъектом. Так, например, в 2002 г. в Красноярском крае в обязательном порядке сдавали единый экзамен по математике и по выбору – экзамен по русскому языку. В Калининградской области в обязательном порядке в качестве единого экзамена сдавали математику, а по выбору – русский язык, физику, химию, биологию.

Экзаменационные работы в рамках единого экзамена оцениваются баллами (по стобалльной системе) и отметками (по пятибалльной системе). Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Минобразованием. Выпускникам общеобразовательных учреждений, сдававшим единый экзамен, выдаются аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах единого экзамена.

Свидетельство о результатах единого государственного экзамена по форме, утвержденной приказом Минобразования от 28 марта 2001 г., выдается органом управления образованием субъекта РФ всем лицам, сдававшим данный экзамен и является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности и номер. В нем обязательно указываются его номер, фамилия, имя, отчество лица, сдавшего единый государственный экзамен, дата и номер решения государственной экзаменационной комиссии, должность руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации, его фамилия, имя, отчество, а также результаты сдачи экзамена, наименования общеобразовательных предметов и полученные по ним баллы[106]. Срок действия свидетельства – до 31 декабря текущего года. Выпускникам, которые входили в состав сборных команд Российской Федерации, а также победителям и призерам международных олимпиад и победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на основании документа Минобразования, подтверждающего их участие в олимпиаде, свидетельство выдается без сдачи экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, с указанием высшего балла (100). Аттестат выдается общеобразовательным учреждением, в котором выпускники обучались на момент сдачи единого экзамена. В него всем выпускникам, включая претендентов на золотые и серебряные медали, выставляется итоговая отметка на основании результатов единого экзамена и годовой отметки. При разнице между ними в один балл выставляется более высокая отметка, если же разница более одного балла, то отметка определяется как среднее арифметическое указанных отметок, причем округление производится в сторону более высокого балла.

Для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, устанавливается определенный порядок проведения вступительных испытаний и зачисления абитуриентов. Приемная комиссия не позднее 1 апреля каждого года определяет и объявляет перечень направлений подготовки и специальностей с указанием форм обучения, на которые прием документов будет проводиться в рамках данного эксперимента, а также перечень вступительных испытаний на данные направления подготовки и специальности. Не позднее 1 мая она должна разработать и довести до сведения всех заинтересованных субъектов правила приема. При подаче заявления о приеме абитуриенты, сдававшие единый экзамен, кроме установленного перечня документов, представляют свидетельство о его результатах (оригинал или заверенную копию). Можно подавать документы в несколько учебных заведений, причем их можно направлять заказным письмом.

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, включенным в единый экзамен, проводятся только для поступающих, которые не сдавали его по данному предмету либо вообще не участвовали в едином экзамене. Вступительные испытания в данном случае организуются государственной экзаменационной комиссией в форме и по материалам единого экзамена. Исключение сделано лишь для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам. Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вправе самостоятельно провести вступительные испытания по тем общеобразовательным предметам, по которым в данном субъекте Федерации единый государственный экзамен не проводится. Абитуриенты, окончившие с медалями общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования, а также окончившие с отличием учреждения среднего профессионального образования, проходят вступительные испытания только профессиональной направленности (профильные испытания).

Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам единого экзамена, признаваемым указанными образовательными учреждениями в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам таких испытаний. Вне конкурса при условии успешной сдачи единого экзамена принимаются лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством. Результаты единого экзамена по решению ученого совета могут учитываться при поступлении в образовательные учреждения, не участвующие в эксперименте. В таком случае они могут самостоятельно устанавливать шкалу перевода баллов, полученных при сдаче единого экзамена, в используемую ими систему оценивания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.