КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение социально-экономической системы предприятия и факторы ее образующие
Внешняя среда – это окружающая предприятие рыночная среда, с субъектами которой предприятие вступает в прямые или косвенные социально-экономические отношения (взаимодействия). Внешняя среда прямо или косвенно воздействует на внутреннюю среду предприятия. Косвенные отношения характерны для субъектов общей внешней среды – это, например, СМИ, общественные организации. К факторам и условиям косвенного воздействия внешней среды относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, политические, экологические и природно-климатические. Прямые отношения характерны для внешней (рыночной) рабочей среды. Внешняя (рыночная) рабочая среда – это система субъектов – юридических и физических лиц, которые являются сторонами экономической деятельности и рыночных отношений. К субъектам рыночной рабочей среды (субъектам прямого взаимодействия) относятся: Клиенты – покупатели продукции и услуг предприятия. Поставщики – это хозяйственные субъекты, обеспечивающие предприятие материально-техническими, энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производства товаров или услуг. Партнеры – субъекты, находящиеся с предприятием в различных формах интеграции и кооперации и реализующие вместе с ним общую экономическую цель на договорных условиях. Инвесторы – субъекты (юридические и физические лица), совершающие вложение капитала в предприятие на правах собственности в условиях риска. Кредиторы – субъекты (юридические и физические лица) кредитных отношений, предоставляющие заемные ресурсы на условиях возвратности, срочности и платности, перед которыми предприятие имеет имущественные обязательства. Посредники – субъекты(юридические и физические лица),помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов на договорных условиях. Конкуренты – хозяйствующие субъекты – соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли на конкурентном рынке. Профсоюзы и государство в виде органов законодательной, исполнительной и судебной (арбитражной) власти. Конечная цель предприятия в рыночной среде – удовлетворение потребностей клиентов. Системой управления предприятия в рабочей рыночной среде является маркетинг. Граница между внешней (рыночной) рабочей средой и внутренней средой предприятия обусловлена наличием рыночного (ценового) механизма и рыночных отношений предприятия с субъектами рынка. Внутренняя среда предприятия – это система его потенциала в виде совокупности экономических ресурсов (средств производства - орудий и предметов труда, а также персонала) и возможностей предприятия. Потенциал предприятия реализуется в различных бизнес-процессах. Совокупность бизнес-процессов (различной деятельности) предприятия включает в себя: - производственную деятельность и производственные процессы, которые состоят из организационно-технологических и организационно-экономических процессов; - маркетинговую деятельность; - финансовую деятельность; - инвестиционную деятельность - НИОКР; - управленческую и административную деятельность; - внутреннее предпринимательство. Элементы потенциала и процессы включаются в систему, если между ними есть связи (отношения). Система управления во внутренней среде предприятия называется менеджментом. Первичным элементом (субъектом) социально-экономической системы является индивид с его потенциалом и интересами во всей совокупности его социальных и экономических связей (отношений). Особенность индивида как первоэлемента состоит в том, что он, участвуя в функционировании предприятия на различных уровнях управления, предопределяет функцию, цель, размер, время существования и структуру системы. Основная функция социально-экономической системы (назначение ее функционирования) на всех уровнях национальной экономики состоит в обеспечении условий, которые благоприятствуют реализации социально-экономических интересов ее субъектов. Определение структуры (состава и связей) системы, ее подсистем и компонентов с позиции индивида следует понимать в том смысле, что человек, выстраивая свое поведение через целеполагание, кооперируется с другими субъектами по общности интересов, тем самым он структурирует экономические отношения, в которые вступает. Структурирование отношений индивид осуществляет так, чтобы ослабить, согласовать или, наоборот, усилить противоречия интересов субъектов, а также устранить конфликт между целью и функцией системы. Основными системообразующими факторами предприятия являются: - идея функционирования; - социально-экономические функции; - цели; - задачи; - экономические размеры; - время существования; - социально-экономическая структура. Идейная сущность предприятия представляется следующими категориями управления: - социально-экономической миссией предприятия; - принципами функционирования (управления, развития и сохранения); - механизмами – способами регулирования и согласования социально-экономических интересов субъектов производственных отношений. Основные функции предприятия определяются общественным разделением труда и состоят: - в обслуживании потребителей и удовлетворении их потребностей в конкретных товарах или услугах; - в кооперации (интеграции) социально-экономических интересов субъектов деятельности предприятия; - в институциональной функции – обеспечении таких благоприятных условий (правил игры) для производственных отношений субъектов во внутренней и внешней (рыночной) среде предприятия, которые позволят максимально удовлетворить частные экономические интересы его участников. Функции и цели предприятия диалектически связаны, но не тождественны. Цели предприятия выражают социально-экономические интересы ее субъектов: собственников, менеджеров, работников, кредиторов, партнеров, потребителей и других. Наиболее типичными являются следующие цели предприятия: - максимальное удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах; - максимизация массы или нормы прибыли (принята неоклассической экономической теорией как основная цель предприятия); - максимизация рыночной доли фирмы; - рост и расширение деятельности предприятия (максимизация продаж) на отраслевом и других рынках; - максимизация капитализации предприятия; - достижение рыночной экономической власти. В общем смысле цель функционирования любого предприятия сводится к конечному результату в виде какого-либо материального, информационного продукта или услуги, которые имеют спрос на рынке. Размер предприятия определяется: - зависимостью экономических ресурсов на входе от платежеспособного спроса на выходе системы предприятия; - целью функционирования и развития; - рисками и экономией на транзакционных затратах; - эффектом масштаба производства; - устойчивостью к внешним изменениям, в особенности к изменениям структуры отраслевого рынка; - степенью рыночной кооперации и интеграции. Время самодостаточного существования предприятия как системы ограничено функциями, целями, степенью интеграции интересов его субъектов, относительной стабильностью условий (институтов) и способностью адаптироваться к их изменениям. Условия социально-экономической системы задаются «институтами» (правилами игры), регулирующими поведение и взаимодействия субъектов. Модель производственных управленческих отношений субъектов предприятия, основанную на свойстве иерархичности системы, можно свести к модели двусторонних вертикальных отношений: - один субъект является внешней стороной (воздействующей надсистемой), то есть задающей регулирующие условия с учетом интересов надсистемы; - другой субъект является внутренней стороной (реагирующей системой), приспосабливающейся к установленным условиям (правилами игры) через выбор оптимального поведения с позиции своих интересов. Системообразующие факторы предопределяют социально-экономический потенциал предприятия, то есть достаточность его ресурсов и возможностей для достижения оперативных, тактических и стратегических целей. Ограниченность потенциала системы предприятия проявляется в ограниченности возможностей реализации коллективного, индивидуальных и групповых социально-экономических интересов ее субъектов. Таким образом, только предприятие как ключевая подсистема национальной экономики наиболее полно выполняет общесистемную функцию – быть центром притяжения и реализации социально-экономических интересов субъектов рынка. В этом и заключается его стабилизирующая, центральная роль в национальной экономике.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |