Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление ПГиМС и права хозяйственного ведения и права оперативного управления




28.02.12

21.02.12

Содержание и осуществление ПС граждан:

Под содержанием ПС граждан в субъективном смысле следует понимать наличие правомочий права владения, права пользования и права распоряжения.

Под осуществлением ПС граждан следует понимать действия граждан направленные на реализацию полномочий, составляющих содержание ПС.

При осуществлении права собственности нужно соблюдать рамки (границы) ПС.

Среди пределов границ выделяют:

1) общедозволительная направленность гражданского права – по общему правилу в ГП можно все, что прямо не запрещено законом.

2) Диспозитивность в ГП – возможность выбора того или иного варианта поведения в рамках диспозитивных норм.

3) Существо права – прямо ограничение не сформулировано, но оно следует из существа права.

4) Назначение права – каждое право должно осуществляться в соответствии с его назначением, нельзя злоупотреблять правом.

Ставится вопрос, чтобы ПС граждан осуществлялось в соответствии с законом.

Если нарушаются рамки (пределы) осуществления ПС, то к правонарушителю должны применяться соответствующие меры принуждения – санкции. //если получен незаконный доход, то он подлежит изъятию.

Ст 10 (недопустимость злоупотребления правом)

и - конкуренция м/у ними

ст 169 ГК (если сделки совершены с нарушение закона…)

можно ли одновременно применять правила ст 10 ГК и ст 169? Некоторые авторы считают, что можно (//Ю.К.Толстой: если применить только ст 10, то этого мало, т.к она предусматривает только отказ в защите права, а эта мера не очень воздействует на правонарушителя, поэтому необходимо применять и ст 169). Семякин считает, что это не правильно, т.к каждая из этих мер – самостоятельная мера ответственности, следовательно применение их обоих – нельзя, т.к. это будет двойная мера за одно и то же правонарушение; а при извлечении незаконной прибыли – нельзя применять ст 10, т.к. лицо совершает незаконную сделку (а в ст 10 лицо совершает право, но злоупотребляет), в данном случае применяется ст 169.

Гражданин занимается незаконным извозом в течении нескольких лет без лицензии, его доходы подлежат изъятию, а автомобиль, т.е. можно ли взыскать доход и средство, с помощью которого это осуществлялось? В наше время четкого ответа на этот вопрос. Но на пленуме СССР говорилось, что одновременное изъятие нельзя.

 

 

Т: Право государственной и муниципальной собственности ( ПГиМС ).

1. понятие ПГиМС. Юридическая природа норм о праве государственной сосбвтенности.

2. субъекты ПГиМС

3. объекты права ГиМ С

4. содержание ПГиМС

5. осуществление ПГиМС. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

ПГиМС может рассматриваться в двух смыслах:

1) в объективном смысле – совокупность правовых норм, которые регламентируют принадлежность материальных благ соответствующим субъектам (государству, муниципальным образованиям), правомочия по распоряжению, пользованию и владению этими объектами, основания возникновения ПГиМС, порядок их осуществления, прекращение ПГиМС.

2) в субъективном смысле – ПГиМС понимается как совокупность полномочий по владению, пользованию и распоряжению, которые принадлежат субъектам П-аГиМС.

Природа норм, регламентирующих ПГиМС: (3 подхода)

1) это нормы КП, а нормы ГК лишь только конкретизируют эти нормы

2) этот норамтивный массив носит комплексный характер

дуализм норм о праве государственной муниципальной собственности (уровни: первый уровень – нормы КП /регулируют элементы конституционного строя/, второй – нормы ГП /регулируют положения государственного и муниципального собственника, т.е. то что присуще и государству и иному собственнику, государство здесь рассматривается как собственник, т.е. здесь собственнический аспект).

3) Нормы ГК носят гражданско-правовую природу. /Семякин/

 

 

Субъекты ПГиМС:

применительно к праву государственной собственности необходимо отметить многоуровневый (двухуровневый) характер субъектов права государственной собственности. Это закреплено в КРФ (ст 71, 72) и в ГК (ст 212, 214).

Уровни:

1 – РФ

2- S-ты РФ: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Единый ли фонд субъектов государственной собственности? – он единый, но в рамках каждого субъекта, т.к. закреплены за субъектами. То, что не закреплено за субъектами, то конечно же является единым фондом РФ.

 

Согласно ст 7 прим закона о некоммерческих организациях: переданное РФ имущество государственной корпорации является собственностью государственной корпорации

Государство (отдает в собственность) → Госкорпорации (некоммерческая организация) /есть государственная собственность федеральная государственная собственность, государственная собственность субъектов РФ, + (еще и) государственная собственность государственных корпораций [первые 2 вида предусмотрены Конституцией, а 3-й не предусмотрен] тогда возникает вопрос какой режим у собственности: режим государственной собственности или режим частной собственности/ + в законе написано Госкорпорация в праве издавать нормативные правовые акты?

Субъекты муниципальной собственности

1) городские поселения

2) сельские поселения

3) иные

// субъект – город Екатеринбург, но он делится на 7 районов, которые не обладают правом муниципальной собственности, тогда районы на каком правовом режиме находятся?

 

Объекты ПГиМС – имущество и иные материальные блага, которые закреплены за государством, как субъектом права государственной собственности и который вправе своей властью распоряжаться этими материальными благами.

 

 

Объектами ПГиМС прежде всего выступают недвижимые вещи и прежде всего – это земельные участки (земля). Земельные участки как объекты ПГиМС регулируются земельным кодексом (ст 16) и ГК (ст 214).

Земельные участки находятся в собственности РФ, субъектов РФ, а так же муниципальных образований.

Как быть с земельными участками, которые не находятся не в собственности граждан, не ЮЛ, не муниципальных образований – чьи это объекты собственности? – здесь действует презумпция, что эти земельные участки являются государственной собственностью.

Согласно земельному кодексу земельный участок – презумпция гос собственности на земельный участок, а ГК говорит и на другие природные ресурсы //на металлы, торф, нефть и др.

Объектами права государственной и муниципальной собственности выступает животный мир: //олени, кабаны, птицы и др.

Объектами права государственной и муниципальной собственности являются также и предприятия: государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное унитарное предприятие (МУП). Здесь предприятие не как субъект права, а как объект права – как совокупность имуществ, т.е. здания, сооружения, объекты интеллектуальной собственности.

 

Содержание права государственной и муниципальной собственности

- совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами, закрепленными за государством или муниципальным образованием, т.о. под правомочием понимается субъективное право владения, пользования, распоряжения, при чем эти субъективные права находятся в рамках правоотношений, которые называются абсолютными, они составляют его содержание.

/правоотношение по поводу собственности, которое на территории какого-то субъекта Из всяких и каждых состоят субъекты РФ, субъекты же входят в РФ. По поводу федерального имущества: с одной стороны всякий и каждый, с др РФ. Между кем это правоотношение? Между РФ или всеми гражданами, которые проживают на этом МО? Или всеми гражданами РФ? --- это правоотношение между РФ и всеми гражданами РФ/

Для правоотношений государственной собственности характерны некоторые элементы властного характера. Вместе с тем, когда мы говорим о правоотношениях государственной и муниципальной собственности, особенно в отношении права реализации их собственности – они характеризуются равенством. //государство продает земельный участок на торгах, он вступит в отношения с государством по купли-продаже, а оно не характеризуется властными моментами.

Возникает вопрос: правомочия собственника ограничены рамками закона, правомочиями др собственников, следовательно общее ограничение должно накладываться и на право государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем здесь есть особенности: если все инвые собственники приобретают только объекты предусмотренные законом, то у государственной собственности может быть любое имущество, в том числе и то, которое может быть только в собственности //атомное оружие, военные предприятия.

Государство в отличии от всех других субъектов само принимает законы, само устанавливает те или иные нормы, правила поведения, чего иные субъекты делать не могут.

 

Отраслевая принадлежность норм, регулирующих отношения государственной собственности (3 точки зрения)

1. сфера государственного права, поскольку исходные положения о праве гос собственности закреплены в К РФ. (В.С. Якушев)

2. нормы о гос собственности – это гражданско-правовые нормы (Н.Д.Егоров)

3. нормы о гос собственности носят комплексный характер, т.е. разноотраслевые нормы

Семякин – это нормы государственного права, т.к. они регулируются как элементы конституционного строя – конституционно-правовой аспект; ГК регулирует частноправовые нормы, где государство является собственником – частным субъектом права.

 

Государство и МО (муниципальное образование) осуществляют управление имуществом разными способами:

1) государство и МО закрепляют соответствующее имущество за определенными субъектами. // государственному учреждению – наделяет его соответствующими полномочиями – правом управления или правом хозяйственного ведения

2) когда государство или МО не передает никому управление имуществом, оно управляет через министерства, ведомства, иные органы, т.е. оно не закрепляется ни за кем.

 

Право хозяйственного ведения – совокупность правомочий по владению, пользовании и в определенной мере распоряжению имуществом, закрепленным за соответствующими субъектами. Оно отличается от др прав:

1) право хозяйственного ведения носит зависимый (производный) характер от права собственности // государство наделяет имуществом ГУпредприятие, то производный (зависимый) характер от права собственности государства

2) право хозяйственного ведения по своей структуре похоже на право собственности, т.к. право хозяйственного ведения так же включает в себя право владения, пользования и в определенной мере распоряжения, но по содержанию это право меньше, чем право собственности у государства на данное имущество.

3) По субъектам, к которому принадлежит это право. Правом хозяйственного ведения наделяется только определенный (специфический) круг субъектов, а именно: ГУП, МУП.

4) Целевой характер использования имущества, закрепленного за субъектами права хозяйственного ведения

5) Субъекты права хозяйственного ведения осуществляют свои правомочия по владению, пользованию и в определенной мере распоряжению имуществом под контролем собственника, а именно 1 раз в год в ГУП, МУП представители Мин Финна приезжают с проверкой.

6) Ответственность носит специфический характер, а именно: субъекты права хоз ведения по общему правилу не отвечают за собственника (гос-во или МО), равным образом и собственник не отвечает по обязательствам субъекта хозяйственного ведения. Поэтому МУП, ГУп отвечают всем принадлежащим им имуществом, независимо от того относится ли оно к движимому или недвижимому (п5 ст 113 ГК)

7) Субъекты права хоз ведения не вправе учреждать дочерние предприятия (абз 5 п1 ст 2 закона о предприятиях).

8) Субъекты права хоз ведения не только не вправе продавать принадлежащее им имущество, но так же сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный или вкладочный капитал без согласия собственника.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.