КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая история развития ботаники
Основные разделы ботаники Значение растений Роль зеленых растений в природе можно охарактеризовать следующим образом: 1) обеспечивают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания большинства организмов; 2) в процессе фотосинтеза, используя солнечную энергию, создают из неорганических веществ и воды огромные массы органических соединений, которые служат пищей самим растениям, животным и человеку; 3) в органическом веществе зеленых растений накапливается солнеч- ная энергия, за счет которой развивается жизнь на Земле; 4) растения поддерживают природное равновесие кругооборота ве- ществ и энергии в биосфере Земли. Исключительна роль растений в жизни человека. Среди растений пищевого назначения в первую очередь следует назвать зерновые культуры, особенно пшеницу, рис, кукурузу. Широко используются в питании овощи, плоды, корнеплоды, ягоды, продукты, которые получают из сахароносных, жиромасличных, орехоплодных, пряновкусовых культур. Непрерывно воз- растает использование человеком всех видов сырья, получаемого из леса. Деревья дают строительный материал и сырье для получения целлюлозы и бумаги, канифоли и скипидара, каучука и спирта, искусственного шелка и кожи, а также белка и сахара, медикаментов и витаминов. Особую группу со- ставляют растения для промышленной переработки: прядильные, лубяные, каучуконосные. Современная медицина постоянно пополняется полученны- ми из растений новыми лекарственными препаратами. Велика оздоровитель- ная и эстетическая роль зеленых насаждений.
В биологических науках сложилась концепция изучения жизни на ка- чественно разных уровнях ее организации. Ботаника не является исключени- ем. Различают молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организмен- ный, популяционный, видовой, биосферный уровни организации. По суще- ству, эти уровни отражают ход эволюции живых организмов, их историче- ское развитие от простого к сложному. Каждый из этих уровней имеет свои закономерности, которые при переходе к следующему не исчезают, а вклю- чаются в новые, более сложные закономерности. Поэтому для получения полного представления о биологических структурах или процессах требуется их изучение на разных уровнях. Этот принцип отражен в нашем курсе: сна- чала изучается клетка, затем – ткани, органы, целостный организм. В связи с изучением растений на разных уровнях их организации исто- рически возник ряд разделов ботаники, каждый из которых решает свои за- дачи и использует собственные методы исследований. Выделяют следующие разделы ботаники:
морфология растений изучает внешнее строение растений, отдельных органов, их видоизменения в зависимости от условий среды; анатомия исследует внутреннее строение растений, используя опти- ческие приборы; цитология изучает строение и функции растительных клеток; гистология изучает ткани, их расположение, функциональные особенности; физиология исследует жизненные процессы, присущие растениям (обмен веществ, рост, развитие и т. д.). Систематика ставит перед собой несколько целей: • описать все существующие виды; • классифицировать их по более крупным таксонам; • восстановить пути эволюционного развития растительного мира. Палеоботаника изучает вымершие виды, дошедшие до нас в виде ока- менелостей и отпечатков в горных породах, и тем самым помогает восста- навливать этапы развития растительного царства. Фитоценология изучает растительные сообщества (фитоценозы) и взаимодействия между их компонентами. География растений изучает распределение видов растений и фитоце- нозов по поверхности Земли в зависимости от климата, почвы и геологиче- ской истории. Эколог ия – исследует взаимоотношения растений друг с другом и с ус- ловиями окружающей среды.
Это далеко не полный перечень разделов ботаники. В последние годы появляются новые разделы, возникшие на стыке двух наук (например, эколо- гическая анатомия, биохимическая систематика). А перечисленные основные разделы не всегда резко обособлены друг от друга, и их выделение в качест- ве самостоятельных научных дисциплин в значительной степени условно.
Человек рано осознал свою зависимость от растительного мира. С древнейших времен растения служили человеку источником питания, одеж- дой, кровом, лекарством. С развитием общества, в процессе расширения его запросов, накапливались знания: человек научился культивировать растения, выводить новые сорта, начал отбирать для себя пищевые, лекарственные, технические растения. Первые письменные трактаты о растениях принадлежат греческому ученому Теофрасту (372–287 гг. до н.э.), которого называют «отцом ботани- ки». Он описал свыше 500 видов растений, сделав попытку их классифика- ции на основе жизненных форм. Из ботанических сочинений до нашего вре- мени дошли две книги Теофраста, в которых обобщены сведения по морфо- логии, географии, медицинскому значению растений. Дальнейшее развитие ботаники в античном мире, особенно в Древнем Риме, шло в прикладном направлении и касалось в основном земледелия и медицины. Древнеримский ученый Плиний Старший (23–79 гг. н.э.) написал первый учебник по ботанике, дошедший до наших дней. В период средневековья развитие общества шло очень медленно и не способствовало развитию наук, т.к. потребности феодального общества были очень ограниченны, что было связано с периодом инквизиции католической церкви, борьбой с ересями, научным познанием природы. В это время разви- тие ботаники приостановилось. Переломный момент в истории ботаники наступил в конце XV века, в эпоху великих географических открытий. Из заморских стран стали приво- зить новые виды растений, возникла необходимость в их инвентаризации, т.е. описании, наименовании и классификации. В это время зарождаются и развиваются формы сохранения растений для их сравнительного изучения. В середине XVI века было положено начало гербаризации. Возникают первые ботанические сады в Италии (1540 г. – в Падуе, 1545 г. – в Пизе), Швейцарии (1560 г. – в Цюрихе). Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528), ил- люстрируя ботанические книги, создает великолепные гравюры растений. Таким образом, в этот период закладываются основы ботанической терми- нологии, достигает расцвета описательная морфология растений. В 1583 г. итальянец Чезальпино сделал попытку классификации расте- ний, в основу которой положил признаки строения плодов и семян (выделил 15 классов). Выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635– 1703) усовершенствовал микроскоп и при рассмотрении среза пробки обна- ружил, что она состоит из крохотных ячеек. В 1665 г. он описал раститель- ные клетки и ввел термин «cellula», что на латыни означает «клетка». Мар- челло Мальпиги (1628–1694) и Неемий Грю (1641–1712) положили начало анатомии растений, описав клетки, ткани различных видов и их значение. В 1671 г. они, независимо друг от друга, выпустили книги с одинаковым на- званием «Анатомия растений». Систематика и описательная морфология XVIII в. достигла высшего развития в трудах шведского ботаника Карла Линнея (1707–1778). В 1735 г. Линней выпустил книгу «Система природы», где классифицировал растения по строению органа размножения – андроцея. Он выделил 24 класса. Эта система была искусственна, т.к. в ее основу было положено не родство растений, а сходство некоторых признаков. Однако система Линнея была очень удобной: согласно ей легко было найти растение по строению цветка. Важ- ным нововведением Линнея в систематику была бинарная номенклатура. В ней каждый вид обозначался двумя словами (первое – название рода, второе – видовой эпитет). Значительными успехами в ботанике был отмечен XIX век. Оформи- лись и возникли такие разделы, как физиология, география и экология расте- ний, геоботаника, палеоботаника, эмбриология и т.д. Во всех разделах бота- ники был накоплен огромный фактический материал, что создало базу для обобщающих теорий. Важнейшими из них стали клеточная теория и теория эволюционного развития жизни. В 1838 г. немецкий ботаник М.Шлейден установил, что клетка – это универсальная структурная единица в теле растений, а в 1839 г. зоолог Т.Шванн распространил этот вывод и на животных. Разработка клеточной теории оказала огромное влияние на дальнейшее развитие биологии и поло- жила начало цитологии. Появление эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809–1882) стало началом новой эпохи в развитии всех биологических наук. Начался новый период для систематики – эволюционный (филогенетический), т.е. возникла необходимость объединять в одни таксоны виды, единые по происхожде- нию, а не по внешнему сходству. Морфологи начали изучать то, какими пу- тями и под влиянием каких причин исторически сложились организмы. За- кономерности географического распространения организмов стали объяс- нять не только современными условиями, но и историческими причинами. Новый прорыв в развитии ботаники, как и всей биологии, произошел в XX веке. Одной из его причин стал научно-технический прогресс, стимули- ровавший появление новых исследовательских инструментов и методов. В середине века были изобретены электронные микроскопы с высокой разре- шающей способностью, что определило бурное развитие анатомии, цитоло- гии, биохимии, молекулярной биологии, генетики.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |