КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет БЖД. Его значение и задачи. Взаимосвязь БЖД с другими науками, понятия безопасностиПричины включения курса БЖД в учебные программы ВУЗов. ЛЕКЦИЯ 1 1. Причины включения кура БЖД в учебные программы ВУЗов. 2. Предмет БЖД. Его значение и задачи. Взаимосвязь БЖД с другими науками, понятия безопасности. 3. Основные определения БЖД. 4. Виды риска. 5. Классификация опасностей. 6. Аттестация рабочих мест.
Приказом № 473 от 09,07,1990 г. в учебные программы ВУЗов введен вместо предмета «охрана труда» новый курс – безопасность жизнедеятельности БЖД. Новый курс представляет собой сочетание всех вопросов охраны труда человека на производстве и такое понятие, как человеческий фактор, который влияет на результат производства и ранее никогда не рассматривался в ОТ (т.е. БЖД шире и универсальнее охраны труда, т.к. рассматривает не только опасные и вредные факторы производства и защиту от них, а и самого человека в процессе производственной деятельности). В понятие человеческого фактора входят его психофизиологические особенности. БДЖ рассматривает человека не только в производственной сфере, но и в любых условиях обитания. БЖД шире и универсальнее курса ОТ, который можно рассматривать как частный случай обеспечения безопасности в конкретных ситуациях. БЖД – это теоретические основы безопасности, приложенные к любому виду деятельности человека. Разделы курса. I. Основные понятия и определение БЖД II. Социально-правовые основы безопасности III. Производственная санитария IV. Безопасность при производстве работ V. Электробезопасность в строительстве VI. Пожарная безопасность в строительстве
Предмет БЖД – научная дисциплина, изучающая опасные и вредные факторы производственной, окружающей среды и защиту от них. Опасный фактор при воздействии на человека приводит к потере трудоспособности мгновенно (движущийся транспорт, оборудование). Вредный фактор – фактор производственной или окружающей среды, который может нанести ущерб здоровью человека через неопределенный промежуток времени (шум, вибрация, плохая освещенность). Основные задачи БЖД: 1. Умение распознать опасность. 2. По возможности избежать ее, т.е. профилактика, а не ликвидация. (возможных нежелательных событий (аварий, взрывов, пожаров и др.) БЖД – это теоретические основы безопасности, приложенные к любому виду деятельности человека. В России ежегодно травмируются 20 млн. человек, из них погибает ≈ 600 – 700 тыс. человек, в том числе в ДТП ≈ 70 тыс. человек, при пожарах ≈ 20 тыс. чел, на производстве ≈ 28 тыс. человек. Безопасность – это такое состояние деятельности человека, при которой с определенной степенью вероятности исключено проявление опасности. Безопасность – это цель, а БЖД – это пути, методы и средства ее достижения. БЖД непосредственно связана с медициной, психологией, эргономикой, экологией. Еще Аристотель и Гиппократ (≈ 400 г. до н. э.) рассматривали условия труда с точки зрения безопасности их выполнения (в основном – строительство дорог). М. В. Ломоносов написал основополагающие работы в горном деле сер. ХVIII века (1760 г.). В конце ХIХ и н. ХХ вв. в связи с интенсивным развитием промышленности и железнодорожного транспорта появляется целый ряд ярких ученых, которые занимаются вопросами охраны труда (Никольский, Левицкий и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |