Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютерные информационные системы




Лекция 2

Развитие информационных технологий.

Информационные технологии (ИТ) - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

1-й этап (до конца XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага. Коммуникации осуществлялись, в основном, путем пересылки писем по почте. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология: пишущая машинка, телефон, телеграф и оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология: большие ЭВМ, электрические пишущие машинки, ксероксы, диктофоны. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология: усовершенствованные большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии все более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. Начинают широко использоваться локальные и глобальные компьютерные сети.

 

 

Подобно информации, другая центральная концепция этой лекции - системы. Система в общем виде - это набор элементов или компонентов, которые взаимодействуют, чтобы выполнить поставленные цели. Сами элементы и взаимосвязь между ними определяют, как система работает.

Информационная система (ИС) - специализированный тип системы и может носить самые различные определения. Для наших целей, информационная система - это набор находящихся во взаимосвязи элементов, которые собирают (ввод), манипулируют и хранят (обрабатывают) и распространяют данные и информацию (вывод), обеспечивая механизм обратной связи для выполнения поставленной цели.

Рис. 2. Компоненты информационной системы.

Ввод включает в себя деятельность по поиску и сбору сырых данных. При расчете зарплаты, например, сначала должно быть выявлено и собрано число часов, отработанных каждым служащим, прежде, чем зарплаты могут быть рассчитаны или распечатаны. Ввод может иметь множество форм. В информационной системе, разработанной для расчета зарплаты служащих, карточки учета рабочего времени могли бы быть средством ввода данных. В чрезвычайной телефонной системе 911, поступающий запрос рассматривается как ввод. Вводом в некоторую информационную маркетинговую систему могли бы быть онлайновые анкеты и ответы на эти анкеты при проведении онлайновых опросов. Заметим, что независимо от используемой системы, форма ввода определяется желаемым выводом системы.

Обработка включает преобразование или трансформацию введенных данных в полезную информацию. Обработка может включать математические вычисления, выполнение сравнений и иных действий, а так же хранение данных для будущего использования. В платежной ведомости на выдачу зарплаты, число отработанных часов каждым служащим, должно быть преобразовано в «чистую» зарплату (нетто). Требуемая обработка может сначала заключаться в умножении числа часов на почасовую ставку в соответствии с разрядом служащего, чтобы получить «грязную» зарплату (брутто). Если в неделю отработано более 40 часов, может быть также определена сверхурочная оплата. Затем из «грязной» зарплаты (брутто) вычитают отчисления (налоги), чтобы получить «чистую» зарплату (нетто). Например, можно вычитать из зарплаты брутто федеральные и государственные налоги. Некоторые служащие оплачивают страхование здоровья и страхование жизни, сберегательные платежи и другие отчисления, которые так же могут вычитаться, чтобы получить чистую зарплату.

Вывод включает получение полезной информации, обычно в форме документов и отчетов. Выводы могут включать зарплату для служащих, сообщения для менеджеров и снабжение информацией акционеров, банков, правительственных агентств и других групп. В некоторых случаях, вывод одной системы может стать вводом для другой. Например, вывод системы, которая обрабатывает коммерческие заказы, может использоваться как ввод для системы составления счетов клиентам. Часто вывод одной системы может использоваться как ввод, чтобы управлять другими системами или устройствами. Например, вывод компьютеризированной производственной системы может заставлять один или более сварочный аппарат делать точную сварку.

Обратная связь используется, чтобы внести изменения в действия по вводу или обработке данных. Например, ошибки могли бы вызвать необходимость исправить вводимые данные или изменить процесс их обработки. Рассмотрим пример с платежной ведомостью. Предположим, число отработанных служащим часов было введено в компьютер как 400, вместо 40 часов. К счастью, большинство информационных систем проверяет, чтобы удостовериться, что данные попадают в пределы некоторых заранее предопределенных диапазонов. Для числа отработанных часов, диапазон мог бы быть в пределах от 0 до 100 часов. Маловероятно, что служащий работал бы больше чем 100 часов в течение любой данной недели. В этом случае, информационная система решила бы, что 400 часов выходят из диапазона и обеспечила бы обратную связь, в виде сообщения об ошибке. Обратная связь использовалась бы, чтобы проверить и исправить ввод на число реально отработанных 40 часов. Обратная связь также важна для менеджеров или иных лиц, принимающих решения. Например, вывод информационной системы мог бы указывать, что уровень материально-производственных запасов по некоторым позициям товаров понижается. Менеджер может использовать эту обратную связь, чтобы заказать дополнительное количество требуемых позиций товаров. Новые заказы таких товаров станут дополнительным вводом в систему. В дополнение к этому подходу с обратной связью, компьютерная система может также быть действенной, предсказывая будущие события, чтобы избежать проблем. Эта концепция, часто называемая «feedforward», может использоваться, чтобы предсказать будущие продажи и заказывать большее количество товара прежде, чем наступит его нехватка.

Компьютерная информационная система (computer-based information system - CBIS) состоит из ряда составляющих: данных, аппаратных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникаций, сетей, людей и процедур, которым придана определенная конфигурация, чтобы собирать, управлять, хранить и перерабатывать данные в информацию. Физический компонент компьютерной системы (единицы, которые являются видимыми в любом компьютере), на английском языке обозначен словом Hardware (аппаратные средства ЭВМ).

Таким образом, аппаратные средства ЭВМ состоят из компьютерного оборудования, используемого для действий по вводу, обработке данных и выводу информации. Аппаратные средства обрабатывают данные, выполняя соответствующие команды, хранят данные и перемещают их и информацию между устройствами ввода и вывода, что делает систему и информацию доступной для пользователей. Устройства ввода – это прежде всего клавиатура, сканер и т.д. Устройство обработки данных включает центральный процессор, запоминающее устройство и устройство хранения информации. Устройства вывода - это принтеры, экраны монитора и другие устройства.

Программное обеспечение определяет круг команд, которые выполняют аппаратные средства. Компьютерная программа представляет собой инструкцию компьютеру по работе с данными. Программы дают команды компьютеру, какие следует выполнять операции в ответ на действия человека, работающего с компьютером. Программное обеспечение (Software) - невидимая часть компьютерной системы - набор программ компьютера, процедур и связанной документации, которые делают возможным эффективное действие компьютерной системы. Часть информационной системы, связанной с разработкой программного обеспечения обозначается словом Brainware. Имеются два основных типа программного обеспечения: системное программное обеспечение (которое управляет основными действиями компьютера, например запуск компьютера и печать) и прикладное программное обеспечение (позволяет выполнять некоторые определенные задачи, например, обработка текстов или вычисления в таблицах или базы данных).

Программа электронных таблиц Excel и базы данных Access - примеры прикладного программного обеспечения.

Телесвязь позволяет организациям связывать компьютерные системы в эффективные сети. Сети могут соединять компьютеры и компьютерное оборудование в здании, по всей стране или по всему миру. Телесвязь и сети помогают людям общаться, используя электронную почту (E-mail) и голосовую связь. Эти системы помогают работе людей в коллективах. Интернет - специальное собрание взаимосвязанных сетей - создан для свободного обмена информацией. Технология, которая использовалась для создания Интернета, теперь применяется в пределах компании или организации, чтобы создать Интранет, позволяющий людям внутри организации обмениваться информацией и работать над проектами.

Люди - наиболее важный элемент в большинстве компьютерных информационных систем. Персонал информационных систем включает всех, кто управляет, выполняет, программирует и обслуживает компьютерную систему. Пользователи - любые служащие, которые используют компьютеры в своих целях. Например, к пользователям относятся работники информационной службы.

Процедуры включают стратегию, политику, методы и правила использования CBIS. Например, некоторые процедуры описывают, как каждая программа должна управляться или выполняться. Другие описывают, кто может иметь доступ к сведениям в базе данных. CBIS, или технологическая инфраструктура, формирует основу, из которой организации строят свои деловые информационные системы и процессы.

 

               
   
Организационные:
  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Компания
   
Конкуренция
   
Поставщики
 
Покупатели
 
 
 


Рис.3. Компоненты архитектуры информационной системы.


Архитектура информационной системы организации состоит из деловых процессов, деловых информационных систем и технологической инфраструктуры. Цель архитектуры информационной системы состоит в том, чтобы позволить организации достичь поставленные перед ней задачи. Компоненты архитектуры информационной системы объединены, как показано на рис. 3.

Как из рисунка 3, планирование бизнеса получает ввод от клиентов, поставщиков, конкурентов и организации. Эти источники информационной помощи определяют деловые проблемы и возможности, которые могут использоваться, чтобы формулировать определенные деловые цели и стратегии.

Компании тратят миллионы долларов ежегодно, чтобы выполнить или превысить ожидания клиента. Используя обзоры, анкетные опросы и групповые опросы, компании постоянно пробуют находить то, чего клиенты действительно хотят. Поставщики - также важная часть делового планирования. Мало того, что поставщики могут давать полезные предложения по улучшению деловых процессов, но поставщики часто формируют важные союзы с компаниями, чтобы помочь им поставить клиентам высококачественные товары и услуги. Во многих случаях, поставщики с помощью электроники связаны с компаниями через системы телесвязи. Конкуренты являются одним из источников данных для ввода и одной из причин делового планирования. Как основные конкуренты управляют своими действиями, поставляют товары и услуги клиентам - ключевой элемент в определении деловых проблем и возможностей компании.

Компания полагается на ввод данных от индивидуумов, групп и собственно компании в процессе планирования бизнеса. Компания также поддерживает индивидуумов, группы и все предприятие в целом приложениями и информационными системами. Поскольку мощь и область влияния информационных систем расширяется, деятельность компаний постепенно меняет каждый аспект нашей жизни. Информационные системы изменяют методы поиска, хранения, передачи и анализа знаний, включая книги, газеты, журналы, кино, телевидение, обращения по телефону, музыкальные записи и архитектурное проектирование. Один из целесообразных путей развития многих потенциальных возможностей информационных систем состоит в том, чтобы определить проблемы и возможности конкретных компаний. Это называется сферой влияния. Для большинства компаний, сферами влияния являются индивидуумы, рабочие группы и сама компания.

Информационные системы, которые работают в пределах персональной сферы влияния, обслуживают потребности индивидуального пользователя (индивидуума). Эти информационные системы позволяют их пользователям улучшить персональную эффективность, увеличивая количество выполняемой работы и ее качество. Имеются много примеров приложений, работающих в пределах персональной сферы влияния: приложения обработки текстов - позволяющие ввести текст, редактировать, копировать, проверить правописание и печатать материалы текста файла; приложение электронной таблицы - чтобы управлять числовыми данными в строках и столбцах быстро и легко для анализа и принятия решения; графические приложения - чтобы наглядно представлять и анализировать имеющиеся данные; приложение базы данных - чтобы организовать данные для персонального использования.

Рабочая группа - двое или больше людей, которые работают вместе для достижения общей цели. Рабочая группа может быть большим, формализованным, постоянно действующим юридическим лицом, типа секции или отдела или временного коллектива, сформированного, чтобы выполнить определенный проект. Информационная система, которая работает в сфере влияния рабочей группы, поддерживает группу в достижении общей цели. Пользователи таких приложений работают в среде, где связь, взаимодействие, и сотрудничество очень важны для достижения успеха всей группы. Приложения включают системы, которые поддерживают разделение информации, групповое планирование, и конференцсвязь. Эти приложения позволяют членам группы общаться, взаимодействовать и сотрудничать.

Компания - проект, который особенно важен и труден. В контексте этой лекции, предприятие означает компанию, организованную для коммерческих целей – коммерческую фирму. Слово enterprise - синоним для слов фирма или компания. Информационные системы, которые работают в пределах сферы влияния компании, поддерживают фирму в ее взаимодействии с окружающей ее средой. Окружающая среда включает клиентов, поставщиков, акционеров, конкурентов, заинтересованные группы, финансовое сообщество и правительственные учреждения. Каждая компания использует множество приложений, которые работают в пределах сферы влияния компании. Ввод в эти системы - данные по коммерческим сделками с внешними партнерами. Эти сделки включают заказы клиента, накладные получения и отпуска товаров, заказы на покупку, накладные на доставку груза, счета и чеки. Один из результатов обработки операционных данных - то, что эти записи немедленно обновляются. Например, обработка карты учета рабочего времени служащего обновляет записи в платежной ведомости и используется при создании банковских чеков. Такие приложения поддерживают так же взаимодействие с поставщиками.

Деловой процесс - группа задач, включая методы работы и политику, выполненные для достижения поставленной деловой цели. Деловые информационные системы включают обработку сделки, информацию управления, поддержку решения, системы искусственного интеллекта и экспертные системы. Каждая компания сталкивается с сотней, возможно, с тысячами процессов, которые ее члены выполняют ежедневно, еженедельно, или ежемесячно и хотя бы одну или большее количество деловых информационных систем. Простые процессы включают заполнение и получение еженедельного утвержденного расписания или план, получение товарных запасов, и выполнение заказов на закупки. Более сложные процессы включают процесс заказа товаров, процесс планирования производства и процесс пополнения новой наемной силой. Если процесс хорошо спланирован и эффективен, люди стараются следовать ему. Таким образом, хорошие деловые процессы становятся способом улучшения стиля работы и ведут к увеличенной продуктивности и эффективности, также как и достижению деловой стратегии компании.

Исследования показали, что вовлечение менеджеров и лиц, ответственных за принятие решений, во все аспекты информационных систем является главным фактором успеха компании, включая более высокую прибыль и снижение себестоимости. Знание информационных систем помогут Вам сделать существенный вклад в работу и продвинуться в карьере или выбранной области деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.