КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологиями
Организация управления информационными Исторически сложилось так, что информационным технологиям (ИТ) в управлении предприятием отводилась сервисная, вспомогательная роль. Это было обусловлено прежде всего существовавшим в середине 1990-х гг. уровнем развития теории и практики ИТ. Наибольшие усилия в области ИТ в то время были направлены на автоматизацию отдельных функций на рабочих местах сотрудников предприятий. Соответственно, основная цель этих процессов формулировалась как облегчение работы при выполнении рутинных операций, ускорение выполнения работ и повышение качества конечного результата. Революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие, связанные в первую очередь с удешевлением вычислительной техники, приближением вычислительных мощностей к рабочим местам сотрудников и развитием программного обеспечения, привели к переосмыслению роли ИТ в деятельности современных предприятий. В настоящее время ИТ рассматриваются как рычаг для оптимизации бизнес-процессов предприятия на базе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций. С этим связано появление специализированных инструментов для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений на всех уровнях управления предприятием (SAS, Oracle Express, Business Object и др.), а также интегрированных систем управления предприятием (SAP R/3, Oracle Application, BAAN и т.д.). Однако процесс переосмысления роли информационных технологий руководителями компаний и осуществление структурных изменений происходят достаточно медленно. Так, проведенное в 2002 г. обследование региональных компаний связи в период объединения их в межрегиональные компании показало полное отсутствие во всех компаниях вертикалей управления основными направлениями (в том числе и вертикалью ИТ). Организационная структура компаний на период проведения обследования была сильно децентрализована. Несмотря на то, что центральный аппарат управления региональных компаний контролирует деятельность своих обособленных структурных подразделений, их подчинение организовано не по функциональному, а по административному принципу, т.е. отделы структурных подразделений по большей части подчиняются непосредственному руководителю, а не соответствующим службам центрального аппарата управления. В частности, можно было констатировать отсутствие вертикали управления информационными технологиями. Хотя в некоторых компаниях и были созданы в центральном аппарате управления службы информационного обеспечения, но их функции ограничивались проведением политики использования информационных систем. Основные функции этих служб: управление построением корпоративной сети, приобретение оборудования, задачи обеспечения работы корпоративной сети с выбранными информационными системами, анализ сбоев корпоративной сети и т.д. — к данному подразделению не относились. Кроме того, службы структурных подразделений, выполняющих аналогичные функции, непосредственно не подчинялись данной службе, что сделало невозможным проведение единой политики и стратегии развития информационных систем и затруднило внедрение корпоративной информационной системы компании, состоящей из централизованных информационных систем, обеспечивающих поддержку бизнес-процессов. В составе центрального аппарата управления отсутствовали структурные подразделения (отделы), обеспечивающие функциональное (организационное) управление основными направлениями деятельности: ИТ, маркетинг, продажи и расчетно-сервисное обслуживание пользователей. Руководство данными направлениями было «размыто» между руководителями отдельных структур, а в связи с тем, что практически во всех подразделениях полностью или частично выполнялись функции данного направления, а общее руководство (управление, координация, контроль и т.д.) не осуществлялось, то в каждом подразделении были реализованы свои «правила поведения». В организационной структуре многих компаний связи можно отметить такую характерную черту, как отсутствие формализованных процессов и безответственность за выполнение всего процесса в целом: выстроена вертикальная организация, характеризующаяся сильным центром, с ролями и обязанностями, определенными для отделов и зафиксированными во внутренних должностных инструкциях и положениях. Процесс принятия решений сильно централизован на уровне генерального директора компании, в филиалах — на уровне руководителей структурных подразделений. При этом у заместителей генерального директора (заместителей директоров филиалов) нет полномочий по принятию решений. Процесс принятия решений не опирается на формализованную стратегию. Составление отчетов и анализ текущего состояния дел компании не лежат в основе принятия решений. В ситуации, когда генеральный директор и высшее руководство вовлечены во все аспекты деятельности на достаточно детальном уровне, всегда имеется риск потери контроля над состоянием компании в целом. По итогам анализа управления в компаниях электросвязи, по инициативе ОАО «Связьинвест», был разработан «Мастер-план» по организации управления в объединенных межрегиональных компаниях, главными среднесрочными целями которого (в области создания корпоративных информационных систем и управления ИТ) являются: • организация управления в соответствии с нижеследующими функциональными областями (вертикалями): управление сетью связи, информационные технологии, маркетинг, закупки, персонал, финансы, расчетно-сервисное обслуживание и т. д.; • реализация порядка, при котором все основные решения в той или иной функциональной области для всех служб данной вертикали региональных филиалов и их структурных подразделений будут принимать соответствующие департаменты генеральной дирекции МРК; • решение задачи предоставления однотипных услуг на всей территории действия • внедрение одинаковых централизованных информационных систем в качестве компонентов корпоративной информационной системы (КИС); • создание новой архитектуры ИХ, целью которой будет создание Центров обработки Таким образом, цель применения современных информационных технологий на предприятии можно сформулировать как обеспечение организационно-структурного развития для решения бизнес-задач, стоящих перед компанией. Другое важное изменение, приведшее к переосмыслению роли ИТ в структуре деятельности предприятия, это осознание того факта, что информация является таким же ресурсом, обеспечивающим деятельность, как и финансы, материалы и люди. В самом деле, так же, как и все остальные виды ресурсов, информация обеспечивает функционирование компании как единого целого, определяет еще незадействованные рычаги в управлении ресурсами и процессами, выступает в качестве результата от выполнения основной массы производственных функций управления и, наконец, повышает уровень капитализации компании. Основными функциями подразделений ИТ становятся: • осуществление поддержки бизнес-процессов компании на базе информационных систем и созданной инфраструктуры; • внедрение и развитие информационных технологий компании в соответствие с реинжинирингом организационной структуры; • обеспечение функционирования информационных технологий на уровне максимально достижимой эффективности и конкурентоспособности; • обеспечение разработки планов и бюджетов организационно-структурного и информационно-технологического развития компании; • обеспечение успешного выполнения работ по реализации планов компании в части На рис. 1.4 приведена предлагаемая организационная структура ИТ-подразделения распределением функций между структурными единицами. В связи с тем, что организация управления информационными технологиями в ко пании и управление процессом создания КИС (внедрением централизованных информационных систем — компонентов КИС и интерфейсов между ними) взаимосвязаны, и грамотного построения вертикали ИТ зависит и итог проекта создания и внедрения КИС в целом, ниже, в качестве примера приводятся важнейшие функции служб информационных технологий в крупных компаниях связи, со сложной многофилиальной структурой. Функции центрального аппарата управления: • разработка стратегии ИТ (определение архитектуры ИТ, технической архитектуры, архитектуры приложений, архитектуры данных); • утверждение проекта и принципов построения КИС: организация сетевого взаимодействия между центральным аппаратом управления, филиалами и структурными подразделениями: выбор аппаратного обеспечения и основных компонентов КИС: • управление взаимоотношениями с поставщиками оборудования и программного обеспечения; • управление проектом внедрения КИС. Функции региональных филиалов и обособленных структурных подразделений: • управление и координация работы аппаратного и программного обеспечения в регионе; • внедрение ИТ-проектов на местах; • эксплуатация оборудования, сопровождение и поддержка используемых компонентов КИС.
Рис. 1.4. Организационная структура ИТ-подразделения компании связи
Изменение роли ИС. Четыре эры информационных технологий в управлении. Изменение концепции ИС. ИС и их влияние на стратегическое управление организацией.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |