Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность хозяйствования на уровне предприятия

Тема 2. Сущность и структура механизма хозяйствования на уровне предприятия. Общие условия хозяйствования.

Вопросы для изучения:

2.1. Сущность хозяйствования на уровне предприятия

2.2. Защита прав собственности и совершенствование кооперативного управления

2.3. Основные факторы конкурентоспособности и создание равных условий конкуренции

2.4. Оптимизация баланса взаимоотношений частного предпринимательства и государства

2.5. Информационное обеспечение бизнеса, важное условие устойчивого функционирования экономики предприятия

2.6. Экономический механизм воздействия на хозяйственную деятельность предприятия

 

Реальная дифференциация предприятий по видам и масштабам деятельности, организационно-правовым формам, условиям функционирования порождает огромное разнообразие организационных структур управления ими. Опыт свидетельствует, что все возможные формы организации управления сегодня не могут быть строго формализованы. Однако совокупность основных управленческих функций, осуществляемых аппаратом управления, остается неизменной при всем разнообразии организационных решений. Это и позволяет определить сущность и основные функции механизма хозяйствования на предприятии, рассмотреть характеристику его структурных элементов.

Главное состоит в том, что механизм хозяйствования на предприятии представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления экономическими процессами, при помощи которых оказывается воздействие на его хозяйственную деятельность, достижение стратегических и текущих целей развития.

Реальной причиной действий и поступков людей в условиях рыночных отношений, побудительным мотивом их хозяйственной деятельности выступает экономический интерес. Этот интерес находит свое выражение в экономической выгоде, которая принимает различные формы. Для собственника и предпринимателя выгода состоит в получении прибыли, для работника — в своевременной и обоснованной (исходя из условий жизни) оплате его труда, для членов некоммерческих предприятий — в удовлетворении потребностей в благах, получение которых было целью при создании этого предприятия.

Повышение действенности механизма хозяйствования требует обеспечить учет мотивации (выгод) всех участников хозяйственной деятельности, добиваться сочетания интересов собственников, руководителей предприятий с интересами всех работников. Только по этому направлению возможно обеспечить увеличение масштабов деятельности, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение качества выпускаемой продукции, снижение цен на эту продукцию и достижение других целей с учетом конкуренции на рынке.

Положение предприятия и содержание его механизма хозяйствования определяются экономическим строем общества (внешние условия) и внутренней средой.

Экономический строй общества определяет формы собственности и типы предприятий, условия и порядок их создания и ликвидации, месторасположение; социальную, налоговую и финансово-кредитную политику, концепцию и программу реформирования предприятий; целевые дотации, нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность и участие в этой деятельности государства.

Предприятие самостоятельно выбирает формы хозяйствования и виды деятельности; анализирует и планирует итоги своей работы; развивает предпринимательство; устанавливает текущие и стратегические цели социально-экономического развития; выбирает формы, порядок и определяет условия оплаты труда; использует чистую прибыль и решает многие другие вопросы организации хозяйственной деятельности и управления предприятием.

Приведенные положения свидетельствуют, что содержание механизма хозяйствования зависит от модели организации экономической жизни общества. В командно-административной экономике он отражал централизованные формы управления. Развитие рыночных отношений связано с формированием новых форм и методов хозяйствования.

Механизм хозяйствования предприятия (совокупность форм и методов управления экономикой) имеет определенную структуру, которая характеризует состояние предпринимательского и инвестиционного климата в стране (внешние условия деятельности) и организацию управления хозяйственно-финансовой деятельностью на предприятии (внутреннею среду). Такое деление механизма хозяйствования во многом носит условный характер, поскольку организация управления экономикой требует учета всей совокупности факторов внешней и внутренней среды, их взаимосвязи, взаимозависимости и силы воздействия на экономику в целом и ее отдельные процессы.

Механизм хозяйствования на предприятиях, как совокупность форм и методов организации и управления, складывается и совершенствуется как результат осознанных действий людей. Поэтому управление (механизм хозяйствования) представляет собой деятельность по принятию решений об использовании ограниченных средств, ориентированных во всех типах предприятий, на общий принцип эффективности и достижение поставленных целей.

Процесс воздействия на хозяйственно-финансовую деятельность людей носит многоцелевой характер и предусматривает управление имуществом, активами, качество продукции, по целям, расходам, рискам, рыночными отношениями и т. д. В то же время структурные элементы совокупности форм, методов и инструментов управления можно, для изучения и разработки мер по лучшему (более эффективному) их использованию, сгруппировать по различным признакам.

В условиях социально-рыночной экономики в деле повышения действенности механизма хозяйствования особое значение имеет создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в сфере бизнеса. В проекте "Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года" кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата рассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост, а также ответ на вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия, будут невозможны.

Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата является комплексной проблемой, которая нацелена на эффективное использование основных факторов внешней среды, на создание условий для обеспечения устойчивого эффективного развития экономики хозяйствующих субъектов. Наглядное представление о структурных элементах, последовательности преобразований предпринимательского и инвестиционного климата (как важного звена механизма хозяйствования) дает схема 1.1.

Актуальность исследования проблемы формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата обусловлена особенностями современного этапа развития экономики. В последнее время в России имели место позитивные сдвиги в отношении условий ведения предпринимательской деятельности: после президентских и парламентских выборов имеют место признаки политической стабильности и предсказуемости, наметилась согласованность действий исполнительной и законодательной властей.

Однако целый ряд факторов оказывают отрицательное влияние на ведение эффективного бизнеса: наличие крупного нерыночного сектора (к этому сектору можно отнести не менее четверти общего числа российских предприятий); подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться; высокий удельный вес теневой экономики, и другие общеизвестные факторы.

Рис. 2.1. Основные направления создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата для развития бизнеса

 

Отсюда можно сделать вывод, что приоритетной целью экономической политики является кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России, обеспечение высокого уровня экономической свободы. Решение этой проблемы требует учета комплек са взаимосвязанных факторов, таких, как: политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг); защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления; уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов; уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы финансовых институтов; компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах; открытость экономики; уровень монополизации рынков, величина барьеров выхода на рынок; уровень развития инфраструктуры; качество рабочей силы. На базе анализа вышеуказанных факторов каждый предприниматель д олжен оценивать степень риска своей деятельности и определять приемлемый для него уровень доходности на инвестируемый капитал.

Рассмотрим сжато основные задачи, решение которых окажет влияние на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата:

первостепенное значение имеет улучшение общих условий хозяйствования и развитие финансовых рынков и институтов.

Для этого необходимо добиться следующего:

1. исходным условием формирования эффективной системы и благоприятного делового климата является защита прав собственности. Это важнейшая обязанность государства.

ключевым условием развития национального капитала является создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории;

важное значение имеет оптимизация взаимоотношений частного предпринимательства и государства. Последовательное проведение в этом вопросе линии на дерегулирование окажет влияние на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. "Государство должно сосредоточиться на эффективном выполнении своих базовых функций, защиты безопасности, прав и свобод граждан и бизнеса, гаранта соблюдения правил игры и власти единого для всех закона и отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса";

на практике недооценивается создание благоприятной информационной среды. Понятность, прозрачность, полнота, достоверность и оперативность представления финансовой и экономической информации оказывают решающее влияние на действия инвесторов, на скорость принятия решений и направления финансовых потоков.

Для создания необходимого климата необходимо в сфере финансовой деятельности осуществить следующие меры:

• требуется создать стабильно функционирующую банковскую систему, которая будет выступать действенным механизмом аккумулирования сбережений и их трансформации в инвестиции, играть существенную роль в межотраслевом перераспределении капитала, обеспечении высокой скорости расчетов;

• очень важно добиться развития рынка страховых услуг, который будет способствовать расширению деловой активности и защите инвесторов от различного рода рисков. Предусмотреть, чтобы указанный рынок выполнял и другую важную функцию страхования — по аккумуляции инвестиционных ресурсов для развития экономики;

• на данном этапе необходимо предусмотреть проведение разумной политики по обеспечению постоянного и неуклонного улучшения инвестиционного климата с учетом того, что это длительный процесс, который не зависит политической конъюнктуры.

Особое внимание необходимо уделять и характеристике таких важных звеньев механизма хозяйствования, которые более тесно связаны с факторами внутренней среды предприятия. Их использование имеет важное значение в деле достижения и обеспечения устойчивого эффективного развития экономики предприятия. В число таких факторов включены следующие:

Планирование — разработка и практическое осуществление планов, определяющих будущее состояние предприятия, цели развития путей, способов и средств их достижения.

Инструменты экономического анализа — методы научного познания явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (предприятия, отрасли и т. п.).

экономические рычаги и стимулы (включают систему цен и тарифов, финансово-кредитные рычаги, налоги предпринимательство, оплату труда и т. п.). Они используются в качестве средства изменения экономического состояния объекта, осуществления поворота в экономике к эффективности и усиления воздействия на экономические процессы на уровне предприятий, фирм;

административные методы управления через распорядительство, опирающееся на приказы, доводимые вышестоящими органами управления, распоряжения, установки и т. п.

Воздействие указанных элементов механизма хозяйствования предприятия в условиях рыночной системы носит специфический характер. Отдельные элементы стали впервые использоваться в нашей стране (конкуренция, соотношение спроса и предложения, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий и др.), а другие коренным образом изменились как по своей сущности, так и по методам воздействия на хозяйственную деятельность предприятия.

Значительные изменения произошли и в порядке определения цен. Предприятия стали работать в условиях свободного ценообразования, которое складывается под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Цены в рыночной экономике выполняют важную роль в деле регулирования взаимоотношений предприятий, оказывают заметное влияние на их поведение.

Это и есть процесс формирования новой экономической основы механизма хозяйствования, которая определяет цель, основные направления, и параметры воздействия на хозяйственную деятельность предприятия.

2.2. Защита прав собственности и совершенствование корпоративного управления

 

Механизм хозяйствования ориентирует предприятия и каждого работника действовать всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных ресурсов (средств) обеспечить оптимальный результат по достижению поставленных целей (или обеспечить оптимальное достижение поставленных целей). Этот основной принцип хозяйственной деятельности, называемый принципом эффективности, лежит не только в основе действий предприятия, но и во взаимоотношениях предприятий друг с другом.

Категория "механизм хозяйствования" отражает систему сложных экономических отношений. Важное значение имеют четкое выражение и осуществление продуманных мер по реализации всей совокупности экономических отношений. Анализ этих отношений позволяет подчеркнуть, что важная роль в их системе принадлежит отношениям собственности.

В российской экономике система осуществления права государственной собственности оказалась размытой, а механизмы новой системы пока окончательно не сформированы. Как раз отсутствие эффективных механизмов по реализации имущественных прав и их защиты увеличивает риски на рынке капитала и оказывает отрицательное влияние на инвестиционную и инновационную активность на уровне предприятий. Такое положение ослабляет по многим позициям силу воздействия механизма хозяйствования на оптимальное достижение системы целей.

Отсутствие гарантий прав собственности, стимулирования к использованию легальных, судебных способов защиты нарушенных прав является причиной того, что не может быть масштабных инвестиций и устойчивого экономического роста в масштабах национальной экономики. Вся мировая практика доказывает, что четкость, стабильность и предсказуемость правил гражданского оборота и его основа — права собственности — выступают в качестве важнейшего фактора экономического роста и прямо связываются с благополучным экономическим развитием (достижением устойчивого эффективного развития экономики на всех уровнях управления).

Важная роль в оживлении экономики России принадлежит регулярной и последовательной работе государства по созданию механизмов, способствующих свободе экономической инициативы, и в том числе за счет максимально свободы реализации имущественных прав, и их защите. В постановлении Правительства РФ по этой проблеме указывается, что основными принципами развития нормативной правовой базы укрепления институтов, обеспечивающих условия для нормальной хозяйственной деятельности и защиты прав собственности, должны стать:

• преемственность в развитии нормативной правовой базы;

• информирование субъектов гражданского оборота, собственников имущества о планируемых изменениях, о правовом регулировании и обеспечении учета их мнения при любом изменении в законодательстве;

• преимущественное использование частноправовых способов защиты собственности, направленных на обеспечение правопорядка в сфере гражданского оборота, не столько за счет превентивных ограничений, сколько за счет неотвратимости быстрой компенсации в полной мере любого причиненного ущерба законным правам и интересам собственности;

• установление и применение мер уголовной ответственности за деяния, носящие наиболее опасный характер и подрывающие основы функционирования рынка.

Правительством РФ предусмотрены следующие меры по формированию российской модели корпоративного управления:

- развитие российской правовой базы в целом и в том числе создание института обеспечения кредитов в реальный сектор на основе развития рынка земли и недвижимости, института ипотеки, а также укрепления правового положения кредитов;

- введение законодательной и фактически реализуемой ответственности за нарушение прав акционеров (кредиторов), что обеспечит заинтересованность в инвестировании предприятия;

- повышение открытости предприятий инвесторам (раскрытие информации, реформа бухгалтерского учета).

Особое внимание необходимо уделить уточнению ряда положений Закона "Об акционерных обществах". Во всех этих документах должен доминировать общий принцип защиты прав собственности. В российской экономике необходимо создать механизм контроля, который мог бы затруднять инсайдерам1манипуляции с активами в ущерб как самому предприятию, так и остальным акционерам, кредиторам и государству. (* Лицо, обладающее конфиденциальной информацией о ценных бумагах и использующее эту информацию в личных интересах.)

Нарушение требований о раскрытии информации должно предотвращаться как по линии реализации законов, так и посредством введения международных стандартов по бухгалтерскому учету и через введение уголовной ответственности за не раскрытие информации.

В рамках проблем укрепления механизма хозяйствования важное значение имеет решение вопросов защиты прав кредиторов. Это одно из направлений восстановления инвестиционной активности российских предприятий. К решению этой проблемы должен быть обеспечен комплексный подход в рамках защиты имущественных прав, корпоративного права, процедур банкротства, налогового регулирования, деятельности судебной системы и исполнительного производства.

В процессе осуществления государственной политики в данной сфере необходимо предусмотреть решение следующих вопросов:

- осуществить меры по стимулированию формирования профессиональных управляющих компаний, специализирующихся на финансовом оздоровлении неплатежеспособных к организаций;

- ввести меры ответственности за преднамеренное или фиктивное банкротство и за действия арбитражных управляющих в собственных интересах или интересах определенной части кредиторов;

- отказаться от использования ускоренного порядка применения процедур банкротства и др.

2.3. Основные факторы конкурентоспособности и задачи по созданию равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов

Конкуренция представляет собой ведущее звено рыночного хозяйства. Она способствует творческой свободе личности и создает условия для ее самореализации в сфере экономики. Главная роль в этих процессах принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях развития процессов глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Большинство стран мира не только приняли законы о конкуренции, но и создали специальные национальные структуры, которые организуют работу в этой сфере.

Конкурентоспособность является сложной экономической категорией, которую можно рассматривать на следующих уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется в первую очередь способностью конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность на всех других уровнях: предприятий, отраслей и страны.

Для глубокого понимания процессов конкуренции необходимо иметь четкое представление об основных факторах, влияющих на конкурентоспособность. Первостепенное значение имеет учет в практической деятельности основных факторов, определяющих конкурентоспособность товаров. Анализ положения дел в реальной действительности позволяет сделать вывод: конкурентоспособность товаров представляет собой комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, которые определяют успех этого товара на внутреннем и внешнем рынках. Для оценки указанных характеристик проводят сравнение выпускаемого товара с товарами-аналогами.

Среди множества факторов, определяющих конкурентоспособность товара, важное значение имеют расходы на производство, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.

По сравнению с индустриально развитыми странами в российской экономике — более высокие удельные (на единицу продукции) затраты на производство. В нашей стране промышленное производство более материально-, трудо- и энергоемкое. Значительная доля в удельных расходах приходится на заработную плату. Это обусловлено не уровнем оплаты (он в нашей стране ниже во много раз, чем в США и других индустриально развитых странах), а низкой эффективностью использования рабочей силы.

Руководители хозяйствующих субъектов должны учитывать в своей политике тот факт, что производительность труда остается одним из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке. Спад во всех отраслях российской экономики связан с резким снижением в период реформ индекса интенсивности труда (в легкой промышленности — на 90%, промышленности строительных материалов — на 73%, пищевой на 62% и т. д.). Интенсивность труда во многом зависит от таких показателей, как продолжительность недели и рабочего года.

Особенностью современного этапа развития мировой экономики является повышение роли неценовых факторов конкурентоспособности товаров, из числа которых необходимо выделить такие, как качество товара и его новизна (наукоемкость изделий). Сейчас сложилась ситуация, при которой по качеству большинство российских промышленных товаров уступают изделиям не только западных, но и новоиндустриальных и развивающихся стран.

Основным конкурентным преимуществом российских экспортеров в сложившейся ситуации может быть только цена. Однако для поддержания такой конкурентоспособности российские производители должны иметь внутренние цены на энергоносители и сырье на уровне 40% мировых. На практике естественные монополии диктовали цены на свою продукцию и довели их по большинству энергоносителей и сырью до размеров, которые превышают мировой уровень.

В большинстве стран, обеспечивающих повышение конкурентоспособности своих товаров, имело место внедрение инноваций, разработка высокотехнологических товаров производство которых стало возможно благодаря использованию научно-технического потенциала (у нас ранее созданный научно-технический потенциал находится на грани распада). В западных и новоиндустриальных странах нововведения и новаторство являются основным источником конкурентной мощи на мировой арене. При оценке способности стран к инновационной деятельности учитывают такой комплексный показатель, как затраты на инновации. В российской экономике негативные тенденции в научной сфере повлияли на значительное снижение эффективности производства.

Важное значение в деле обеспечения международной конкурентоспособности товаров приобрел экологический фактор (предприятия все больше используют принцип предупреждения загрязнений в комплексе с экономическим самоконтролем). Во многих странах экологические затраты включаются в себестоимость выпускаемой продукции и исключаются из налогооблагаемой базы.

Анализ тенденций развития внутреннего и внешнего рынков свидетельствует, что у российской промышленности появился реальный шанс повысить конкурентоспособность своих товаров.

Особое значение имеет четкое представление о проблемах обеспечения конкурентоспособности предприятий (организаций). Основная задача в этой сфере — обеспечение ряда преимуществ по сравнению с внутренними и внешними конкурентами.

К числу основных конкурентных преимуществ предприятия относятся рентабельность производства и капитала, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность текущего и стратегического планирования и управления предприятием, его способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка и др. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем более устойчивые позиции оно может занимать в отдельных сегментах рынка.

Положение предприятия на рынке (занимаемая доля рынка и тенденции ее изменения) зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса (конкурентных преимуществ, сильных сторон предприятия). Речь идет об эффективности системы продаж (основанной на маркетинговой и сбытовой идеологии), уровне цен на реализуемую продукцию, качественной характеристике продукции и ряде других.

Каждое предприятие должно глубоко анализировать свое положение на рынке и определять, как добиться увеличения преимуществ по сравнению с конкурентами.

Очень сжато рассмотрим вопросы конкурентоспособности отраслей. Каждая из стран имеет различный уровень конкурентоспособности отраслей. В российской экономике наиболее конкурентоспособными являются отрасли, которые используют сравнительно передовые технологии и высокопрофессиональные кадры. Российский центр реструктуризации промышленности (по одному из проектов ТАСИС) так, разделил отрасли российской промышленности по степени конкурентоспособности на мировом рынке:

очень сильная конкурентная позиция — черная металлургия;

сильная конкурентная позиция — цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная, связь и телекоммуникации;

посредственная конкурентная позиция — химическая, автомобильная, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроение;

слабая конкурентная позиция — авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

Указанная информация приведена для того, чтобы были понятны принципы классификации отраслей по конкурентоспособности.

В этой части раздела нужно отметить, что из 406 важнейших видов промышленной продукции, выпускаемых на российских предприятиях с начала экономических реформ, спад зафиксирован по 386 позициям (96% товарных групп). Выпуск высокотехнологичных и наукоемких изделий уменьшился на 90%.

Во всех индустриально развитых странах наметилась устойчивая тенденция к сокращению энергоемкости единицы ВВП. В нашей стране прослеживается противоположная тенденция. Энергоемкость ВВП в России только за 1990 год увеличилась на 31%, а промышленного производства на 39%. Эта тенденция сохранилась и до настоящего времени

Отрицательное воздействие на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказали моральное старение и физический износ основных производственных фондов (в 2000 г. износ основных фондов в промышленности составил около 60%). Это порог, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала).

Особое внимание сегодня уделяется конкурентоспособности стран. Для этого определяют рейтинг конкурентоспособности в мировом табеле о рангах. Международный институт менеджмента и развития (Лозанна) использует многофакторные модели, в которых учитывается 381 показатель. Они сведены в 8 агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. При оценке конкурентоспособности страны учитывают объективные статистические показатели (около 70% всех показателей), и дополнительно аналитики проводят экспертные оценки и опрос руководителей крупных корпораций и ведущих экспертов по экономике различных стран. Россия в рейтинге среди других государств мира находится на последней ступени иерархической лестницы конкурентоспособности. Сильными сторонами конкурентоспособности России в конце 90-х гг. оставались научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а наиболее слабыми — роль государства в экономике, система управления предприятиями и кредитно-финансовая сфера.

Важной задачей нашей страны является выравнивание конкуренции. Именно неравные условия конкуренции препятствуют в значительной степени экономическому росту России и являются причиной относительно низкого производительности используемых ресурсов, искажают стимулы хозяйствующих субъектов. Такое положение дел рассматривается в качестве вызова России как единой экономической системы.

В стране созданы предпосылки для проведения всеобъемлющей, последовательной и действенной политики по поддержке и развитию конкуренции. Однако ее осуществлению мешает широкое распространение в российской деловой практике и действиях властей различного уровня нарушений антимонопольного законодательства.

Рассмотрим основные проблемы и угрозы, которые требуют принятия решений в целях кардинального исправления ситуации:

• федеральные органы власти допускают принятие нормативных правовых актов, которые препятствуют развитию добросовестной, равной конкуренции. Это ограничивает обоснованный выбор альтернатив развития, искажает стимулы хозяйствующих субъектов, отрицательно влияет на эффективность использования ресурсов;

• развитие рыночных отношений должно сопровождаться уменьшением прямого вмешательства государства в деятельность предприятий;

• требуется улучшить работу антимонопольных органов по контролю над экономической конкуренцией (в соответствии со ст. 17 и 18 Закона "О конкуренции") на основе преодоления информационной недостаточности (отсутствия базы данных по предприятиям);

• в условиях регулирования естественных монополий на транспорте и связи остаются нерешенными вопросы, связанные с эффективным ценовым регулированием услуг естественных монополий, ликвидацией перекрестного субсидирования, совершенствованием договорных отношений с предприятиями и т. д.;

• необходимо преодолевать разнообразные формы злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминируют положением на товарном рынке (навязывание контрагенту условий договора, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких или низких цен; изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита, либо повышение цен, препятствие доступа на рынок);

• преодоление неравных условий конкуренции и преодоление барьеров входа в сферу торгов за государственный заказ;

• сокращение и постепенная ликвидация недобросовестной конкуренции (обман потребителей, дискредитация конкурентов, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров).

Имеется и много других проблем в этой сфере деятельности.

Вышеприведенные положения свидетельствуют, что актуальное значение имеет определение целей конкурентной политики и мер по их реализации. В проекте Стратегии России до 2010 гг. указано, что целью конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции,способствующей эффективному размещению ресурсов, и устойчивому экономическому развитию.

В деле обеспечения национальной и экономической безопасности страны в долгосрочной перспективе особое значение имеет расширение внутреннего рынка.

В краткосрочной и более отдаленной перспективе очень важно по достижении целей антимонопольной политики осуществить систему мер и обеспечить: единство экономического пространства на территории страны; создание эффективной системы контроля и регулирования естественных монополий; создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти; активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках; создание условий для развития производственной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств (доступность источников финансирования); организацию оптимального контроля на финансовом рынке и систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня и т. д.

Реализацию всех перечисленных мер возможно обеспечить через совершенствование нормативно-правовой базы. Главным методом выравнивания условий конкуренции, обоснованно указанных в проекте Стратегии, является не только формирование соответствующего законодательства, но и ужесточение финансовой и налоговой дисциплины, исполнение контрактов, с тем, чтобы добиться ускорения реструктуризации предприятий и ликвидации нерыночного сектора в экономике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика предприятия и другие экономические науки | Оптимизация баланса взаимоотношений частного предпринимательства и государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.