Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединения предприятий




 

На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степен6и самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

· договорной характер объединения;

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

К объединениям картельного типа относят также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в “общий котел”, а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-нибудь одна сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющие собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональный уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер “вертикальных” или “горизонтальных” объединений. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме АО или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг представляет собой “держательскую”(материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Финансово-промышленные группы – хозяйственные объединения предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданные с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

На практике сложились следующие типы объединений в зависимости от цели объединения, характера хозяйственных отношений, степени самостоятельности:

К объединениям картельного типа относятся также Пулы.

Пулы – объединения предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыль поступает в «общий котел», а затем распределяется по заранее установленным пропорциям.

Один из видов организационных структур в торговле (независимо оптовой или розничной) являются объединение предприятий на добровольной основе по договорам или соглашениям.

В основе объединения лежат взаимные интересы:

1) усиление конкурентных позиций на рынке каждого из предприятий, входящих в объединение и, как следствие, получение еще большей (дополнительной) прибыли;

2) представление и защита общих имущественных интересов;

3) сокращение объема капитальных затрат и риска;

4) снижение издержек обращения и повышение эффективности коммерческой деятельности;

5) координация и проведение согласованных действий по закупке и реализации товаров и других видов коммерческой деятельности.

К объединениям торговых предприятий между собой или с представителями других относятся: союзы, ассоциации, отраслевые, территориальные объединения и другие формы добровольных объединений.

Ассоциация – это добровольные объединения предприятий на основе общих интересов. Как правило, выступает юридическим лицом и представляет собой общественную организацию, не ставящую цель извлечение прибыли. Орган управления общее собрание членов ассоциации, правление (текущий контроль) и исполнительная дирекция.

Характерен для предприятий розничной торговли.

При ассоциациях создаются:

1. общие специализированные функциональные подразделения, располагающие квалифицированными специалистами по снабжению, рекламе, юридическим вопросам и т.д.;

2. совместно осуществляются закупки товаров;

3. объединение усилий в решении инвестиционных и инновационных проблем.

Другая форма объединения предприятий торговли на основе принципа “фрэнчайзи”.

В этом случае небольшое предприятие систематически по договору выполняет работу по заказам крупного предприятия, получил за нее соответствующую плату и гарантированную всестороннюю поддержку в хозяйственной деятельности.

“Торговые дома”.

Особенности:

- осуществление розничной и оптовой торговли товарами народного потребления и другой продукцией;

- активное проникновение в сферу производства товаров, организация кооперации и оказание услуг в сфере массового питания и бытового обслуживания;

- проведение торгово-посреднических операций;

- осуществление от своего имени дел и производство товаров по поручению экспортно-импортных операций.

- проведение кредитных и валютно-финансовых операций;

- организация и осуществление маркетинговой и рекламной деятельности и т.д.

Рознично-оптовые объединения и оптово-розничные объединения:

название зависит от того, какой вид трудовой деятельности у них преобладает. По роду деятельности они бывают региональными и межрегиональными.

Входят, как правило, в состав межотраслевых торгово-финансово-промышленных объединений (групп).

Это торгово-промышленные палаты. Функции у них самые разнообразные:

- оказание содействия в успешной предпринимательской деятельности промышленным и торговым предприятиям,

- защита и представительство их интересов перед органами государственной власти.

 

Вопросы для самостоятельного изучения темы 3:

1. Миссия и цели создания и функционирования предприятий.

2. Фирма и ее поведение на рынке с учетом различных ключевых целей создания.

3. Основные факторы конкурентоспособности и задачи по созданию равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов

4. Источники формирования первоначального капитала предприятий различной организационно-правовой формы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.