Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода

Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – философское учение, согласно которому познание осуществляется на основе чувственного опыта, истинное знание представляется как описание опыта. В XVII-XVIII веках эмпиризм становится целостной концепцией познания, в которой выделялись две познавательные модели: материалистический эмпиризм, основанный на познании объективно существующей реальности (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и субъективно-идеалистический эмпиризм, основанный на субъективном опыте и субъективной реальности (Д. Беркли, Д. Юм).

Рационализм – философское учение, согласно которому познание истины осуществляет разум с помощью рационально-логических процедур, а критерием истинности признается логика и доказательность. Рационализм может признавать врожденное знание (Р. Декарт, И. Кант), материальную реальность (Б. Спиноза) или идеальную природу реальности (Г. Лейбниц).

Рене Декарт (Картезий), 1596–1650 гг. «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Предельные основания новоевропейской философии сформулировал великий французский философ и математик Рене Декарт. Он внес огромный вклад в развитие математического знания, признанного фундаментом научных исследований. Он сформулировал основные алгебраические обозначения и систему координат, его математический инструментарий проник во все области естествознания, прежде всего в физику. Этот процесс получил название картезианской революции. Он определил предмет теоретического познания как движущийся, материально существующий мир множества тел, состоящих из мельчайших частиц (корпускул). Будучи деистом, Декарт выводил Бога за пределы материального мира, исследуемого наукой, тем самым отказывался рассматривать теологические вопросы, закреплял за новоевропейской наукой познание форм и способов организации природы. Однако это поставило перед ним другой вопрос: что признавать в качестве ясного и отчетливого знания, не вызывающего сомнений? Очевидность и ясность идеи – критерий истинности, предельное основание новоевропейской рациональной философии. Сомневаться можно во всем, невозможно сомнение только в самом акте сознания (сомнения). Отсюда Декарт делал свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Декарту свойствен также механицизм, т. к. он характеризует живую и неживую природу как механизмы.

Фундаментальная теоретическая наука основана на рациональном методе, который сформулировал Р. Декарт. Метод Декарта дает возможность получить новое знание с помощью рациональных логических размышлений и называется дедукцией, т.е. методом восхождения от общего к частному. Декарт сформулировал предварительное условие научного исследования – сомнения, критический пересмотр предыдущих теорий и умозаключений. Свои сомнения Декарт выражал в отношении чувственного познания, которое считал смутным и поверхностным, далеким от истины. Только при помощи интеллектуальной интуиции и математической логики возможно познание истины. Интеллектуальная интуиция и аксиомы (как ясное и отчетливое знание) дарованы человеку Богом в качестве врожденного знания. «Врожденные идеи» признавались не только в учении французского математика Декарта, но и в философском учении немецкого математика Г. Лейбница. Рационалисты доказывали, что истинное знание нельзя вывести из опыта, чувства могут давать приблизительное неточное знание. Против этого положения выступал английский материалист Д. Локк, который подчеркивал (как и Ф. Бэкон) огромную познавательную роль опыта. Однако эмпирики Локк и Бэкон недооценивали роль творческого рассудка в формировании нового знания.

При описании метода получения нового знания Р. Декарт формулирует некоторые правила. Первое – начинать исследование с простого и очевидного аксиоматического знания. Второе – всякое сложное разлагать на столько простых частей, сколько возможно; третье – начинать познание с предметов простых, изучив которые, вновь обратиться к сложному. Четвертое – не упускать из виду ни одного звена в цепи рассуждений, составлять полные перечни и широкие обзоры предмета исследования. Декарт подчеркивал необходимость строго соблюдения последовательности математических рассуждений (логики). Знание, полученное при помощи математики, Декарт называл точным потому, что считал математику языком Бога. Р. Декарт является дуалистом. Дуализм – это учение, признающее не одну, а две субстанции мира: протяженную (материальную) и мыслящую (Бога). Дуализм Декарта рассматривал предмет в единстве дискретности (прерывности) и непрерывности, что впоследствии подтвердили исследования электромагнитных излучений.

Важной проблемой науки и философии XVII-XVIII вв. стала психофизическая проблема соотношения души и тела, психического и физического. Однако большинство исследователей решали её при помощи механики (Декарт считал, что образы в сознании возникают благодаря механическим воздействиям органов чувств на шишковидную железу). Наука не имела (и до сих пор не имеет) научного метода для решения этой проблемы. Декарт считал, что в уме человека существуют определенные «потенции» (врожденные), которые при определенных обстоятельствах становятся знаниями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новый образ науки в учении Ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм | Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.