Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция – необходимое условие функционирования рынка




Экономическая теория выделяет четыре типа современных рынков, каждый из которых требует своей маркетинговой стратегии. Но прежде чем их рассмотреть, остановимся на характеристике так называемого «свободного» рынка и конкуренции, что необходимо для понимания сущности современных рыночных отношений и механизма их взаимодействия.

Рынку всегда свойственна острая конкуренция, зачастую осуществляемая недобросовестными методами, Во избежание подобной возможности государственные организации должны принимать соответствующие законы. В Российской Федерации в 1991 году был принят Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В нём указаны формы недобросовестной конкуренции, использование которых запрещено. Так, согласно этому закону не допускается:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера,способа и места изготовления,потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ, услуг;

получение, использование, разглашение научно-технической,производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Свободного рынка, как и свободной конкуренции, сегодня практически не существует, однако на свободном когда-то движении труда, капиталов, товарного предложения и спроса основано становление современных рыночных отношений.

На свободном рынке действует неограниченное число его участников — продавцов и покупателей, имеющих абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Важным условием такого рынка является высокая мобильность всех видов ресурсов — материальных, трудовых и финансовых, а каждый участник (субъект) свободной конкуренции имеет доступ к полному объёму рыночной информации: о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и пр. и поэтому способен принимать самостоятельные решения на свой страх и риск.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Цена является одним из средств комплекса маркетинга, используемое фирмой для достижения своих маркетинговых целей.Естественная цена определяется общественно необходимыми при данных условиях производства затратами труда. В действительности цена на конкретные товары постоянно отклоняется от их стоимости, и лишь в общественном масштабе сумма цен равняется сумме всех товарных стоимостей — в этом заключается основное требование закона стоимости.

Рыночная цена зависит от множества факторов и, главным образом, от стоимости товара и от конкретных соотношений спроса и предложения. Цена оказывает существенное воздействие на конъюнктуру рынка, но и сама испытывает её влияние, то поднимаясь выше естественной стоимости товаров, то опускаясь ниже её.

Влияние цены на конъюнктуру рынка определяется системой взаимосвязанных показателей. Среди них: объёмы и структура производства, соотношение товарной и нетоварной части потребления, стоимость сырья и другие факторы, так или иначе связанные с производством. Но на цену действуют и разнообразные факторы, не связанные с производством. В частности, полезность, настоятельность потребности в рыночном продукте и уровень её удовлетворения и др. Например, платежеспособная потребность в предметах первой необходимости может длительное время оставаться достаточно высокой даже при росте цен на них.

Цены служат денежным измерителем общественно необходимых затрат труда, с одной стороны, и аккумулятором накопления средств, необходимых для дальнейшего расширения производства и потребления — с другой. В рыночных ценах отражаются экономические и социальные аспекты распределительных отношений, соотношения накопления и потребления, формирования ресурсов государственного бюджета и другие.

При анализе рынка и его конъюнктурных изменений используется такой важный и точный инструмент маркетинговых исследований, как кривые спроса и предложения и понятие «равновесная цена». Кратко рассмотрим этот инструмент.

Для упрощения допустим, что все многообразные факторы, влияющие на конкретные соотношения спроса и предложения: доходы покупателей, их предпочтения, обеспеченность различными благами и т.п. в какой-то период времени остаются неизменными, за исключением одного фактора — цены на анализируемый товар. В этом случае каждому уровню (количественному значению) цены будут соответствовать свои количественно определённые величины (значения) спроса и предложения данного товара, и речь пойдёт о функциональной зависимости предложения и спроса от цены. Тогда функция спроса, выраженная формулой

Qd = ¦ (P), будет означать, что с повышением цены спрос при прочих равных условиях снижается, так как покупатели с ростом цены уменьшают объём закупок, а функция предложения, выраженная формулой Qs = ¦ (P), будет показывать, что с повышением цены предложение увеличивается, так как продавцы заинтересованы реализовать товар по более высоким ценам.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, однако как только нарушается равновесная цена, баланс спроса и предложения тоже нарушается, и у покупателей, как и у продавцов, появляется желание изменить ситуацию на рынке. Продавцы будут стараться повысить цену и увеличить предложение товаров по более высокой цене, а покупатели — снизить её и увеличить покупки (спрос) по более низким ценам. И так до установления нового равновесия.

Процесс колебаний спроса и предложения в зависимости от изменения цен, а также от множества других, пока не рассмотренных здесь факторов, является нормальным, естественным процессом для любого рынка. Вместе с тем общество не может спокойно ждать, когда предложение, спрос и цены уравновесятся на рынке сами собой — слишком большими социальными и иными потерями это ему грозит. Поэтому государство принимает законы и другие нормативные акты, по регулированию рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.