Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическая роль и ответственность предпринимателей




Социально- экономическая роль предпринимательства в обществе заключается в его участии в удовлетворении потребностей покупателей, обеспечении повышения уровня жизни людей.

В условиях рыночной экономики предприниматель может успешно работать только в том случае, если его продукция удовлетворяет запросы потребителей.

В этой связи государство, разрабатывая и осуществляя программы поддержки предпринимательства, рассчитывает на социальную ответственность предпринимателей перед обществом и потребителями. Формы такой ответственности предпринимателей многообразны.

1. Своей деятельностью предприниматели способствуют увеличению производства необходимых обществу товаров (продукции, работ, услуг) и тем самым - насыщению товарного рынка. Обогащаясь лично, предприниматели в то же время умножают богатство общества в целом.

2. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, занятых в сферах материального производства и оказания услуг, приводит к конкуренции товаропроизводителей, их борьбе за потребителя, а это способствует повышению качества производимой ими продукции (услуг), снижению цен и в конечном счете – опять же более полному удовлетворению запросов потребителей.

3. Важная форма социальной ответственности предпринимателей перед обществом – ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса, экономное использование источников сырья и энергоресурсов, что в условиях острой конкуренции позволяет обойти конкурентов за счет качества и уровня цен на продукцию, организации ее сервисного обслуживания и т.д.

4. Нужно выделить и такую форму социальной ответственности предпринимателей перед обществом, как их участие в поддержке различных социальных программ, осуществляемых исполнительной властью различных уровней, прежде всего программ снижения уровня безработицы и охраны окружающей среды. Создание новых предпринимательских формирований обеспечивает увеличение количества рабочих мест и повышение занятости населения. Люди, получившие рабочие места, как правило, имеют хорошую заработную плату. Предприниматели участвуют в осуществлении социальных программ также путем отчисления средств из своих доходов на социальное страхование и социальное обеспечение работников и их семей, осуществление культурных программ.

5. Социальная ответственность предпринимателей проявляется и в том, что они следуют принятым в обществе законам честного предпринимательства. Практика не раз представляла доказательства того, что не может быть и речи о длительном успехе, если для предпринимателя неприемлем честный образ действий.

6. Нельзя забывать и о том, что предприниматели, выплачивая налоги, прямо способствуют укреплению государства.

Таким образом, экономическое и социальное в предпринимательстве тесно взаимосвязаны. Достижение социальных целей предпринимательства основывается на экономическом росте, а он, в свою очередь, зависит от эффективного использования социальных факторов.

Социально-ответственное поведение предпринимателя по отношению к требованиям потребителя в обобщенном виде представлено на слайде 121.

Что же заставляет предпринимателей отдавать часть принадлежащих ресурсов, прибыли на благо общества? Частично ответы на этот вопрос дает крупнейший американский предприниматель Г.Форд, который во главу угла предпринимательской деятельности ставит идею служения обществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях заработать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное… Задача предпринимателя - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции…»

В деятельности своей фирмы Г.Форд руководствовался именно этими принципами: он первым ввел на своих предприятиях 8-часовой рабочий день, увеличил в 2 раза заработную плату рабочим по сравнению с общепринятыми в то время нормами, открыл школы со стипендиями усердным и талантливым ученикам, а главное- постоянно думал о потребителе и заботился о нем различными методами (это и высокое качество товаров, и сеть сервисного обслуживания, и постоянное совершенствование выпускаемых его заводами автомобилей, и регулярным снижением отпускной цены).

С самого своего зарождения предпринимательству в России была присуща социальная ответственность в разных формах. С конца XIX века главное соперничество между именитыми родами российских предпринимателей пошло в том, кто больше для народа сделает. Осознавая необходимость развития науки и систематического образования населения, часть делового мира России жертвовала деньги на просвещение.

Социальная ответственность предпринимателей в России в XIX вв. сочеталась с широкой благотворительностью. Ф.И.Шаляпин писал: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха благотворительности нигде не видел. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут».

На этих примерах видно, что наиболее дальновидные предприниматели всегда сознавали социальную ответственность бизнеса в обществе и прочно решили для себя основной вопрос конструктивного бизнеса – «прибыль через удовлетворение общественных потребителей».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.