Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система механизмов таможенно-тарифного регулирования и контроля ВЭД

Тема 9.4. Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Вопросы:

1. Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

2.Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века

В процессе строительства системы внешнеторгового регулирования уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести ущерб национальным интересам. С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества[3].

Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных таможенных пошлин;

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

- соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

- необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется[4].

Немаловажное значение в механизме таможенно-тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции предоставляются для товаров, происходящих из государств- участников СНГ[5].

В настоящее время в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно- тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ[6], хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что

в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок[7].

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной

взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом. В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путем изменения таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике[8].

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей»' на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль ФТС России и таможенных органов трудно переоценить.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, Россия с этой целью по согласованному графику вынуждена снижать наиболее высокие ставки таможенного тарифа.

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

- соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

- сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

- обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

- содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

- соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

- повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

- сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

- поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

- либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительства взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий..

Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.

Проблематика совершенствования управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль безопасности импорта | Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.