КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и руководство
Организация как понятие включает в себя три основные составляющие:
· организация (проектирование) работ · построение (проектирование) структуры всей организации - департаментализация · построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими Организация работ и руководство для каждой из сфер деятельности имеет свою специфику. В сфере производства организация работ может включать в себя, например:
· организацию рабочих мест · выбор технологии изготовления · снабжение производственного процесса · хранение сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции · управление запасами · охрана и безопасность труда и др.
В сфере управления всей организацией:
· подбор и расстановка кадров · продвижение кадров (система кадровой ротации) · переобучение кадров · система стимулирования (мотивации) труда · делегирование властных полномочий · организация взаимодействий между подразделениями · организация общей системы снабжения · организация маркетинговой службы · организация системы сбыта · организация планово-финансовой службы и др.
Так как цели, задачи и стратегии могут со временем меняться, то будут меняться и организационные связи, образования и отношения.
В процессе работы руководитель должен:
· расставлять приоритеты в своей деятельности – знать, что делать в первую очередь, во вторую и т.д. · создавать атмосферу взаимного уважения · создавать мотивационную среду в коллективе · искать эффективные решения и компромиссы
При организации деятельности менеджеру важно выявить соответствие масштабности и сложности работы.
Масштабность характеризуется количеством задач или операций, которые работник должен выполнить.
Сложность работы отражает степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом труда.
Работы могут быть:
· узкоспециализированными (с низким масшабом работы) · широкоспециализированными (с высоким масшабом)
Определив масштаб и сложность работы можно в дальнейшем совершенствовать систему оплаты и мотивированности труда. Выявление отношений между работниками в процессе труда позволяет в дальнейшем сформировать оптимальную структуру организации. Очень важно выявить восприятие работы у персонала, а именно:
· насколько работа разнообразна; · самостоятельность в принятии решений (автономность работы); · уровень доведения работы до конца · уровень информированности работника о конечных результатах труда · удовлетворенность масштабом взаимодействия с другими работниками · удовлетворенность неформальными связями
Очень важно выявит позицию работника в матрице “как-когда-где” и взаимозависимость работы.
Взаимозависимость работ может быть:
· складывающейся (когда не требуется взаимодействие с другими работниками, операции независимо складываются, например, при рассылке писем)
·
· последовательная (начало работы одного зависит от успешного завершения работы другого, например, производство автомобилей на конвейере)
· связанная ( конец работы одного становится началом работы другого с повторением процесса наоборот; пример – взаимодействие хирурга с ассистентами во время операции)
· групповая ( одновременное участие всех сторон в рабочем действии
Менеджер в проектировании работы и совершенствовании организации труда должен решить следующие проблемы:
· нужно ли расширение масштаба работы для конкретного работника (много трудовых операций с редкой их повторяемостью) · нужна ли ротация работы (перемещение работников с одной трудовой операции операции на другую и как часто) · нужно ли обогащение работы и как этого добиться (через повышение разнообразия навыков и умений, через самостоятельность в планировании работ, через самостоятельность в определении ритма работы, через самостоятельность в принятии решений, через уменьшение степени контроля за работой, через усиление связи между результативностью работы и вознаграждением) · какая форма взаимодействия наиболее оптимальна для данных целей и задач.
Для решения этих проблем требуется исследование работы, проведение ее диагностики. Например, по методике Дж. Хакмана и Г. Олдхэма. Они предложили ответить на 5 вопросов:
1. Какова степень автономности Вашей работы, т.е. в какой степени Ваша работа дает Вам возможность самим решать, как выполнять работу?
2. Какова степень цельности (законченности) Вашей работы в общем технологическом (трудовом) процессе?
3. Насколько разнообразна Ваша работа, т.е. в какой степени Ваша работа требует выполнения различных операций и задач, а также знаний и умений?
Хакман и Олдхэм предложили формулу, по которой можно расчитать общий балл обогащения содержания работы (мотивирующий потенциальный балл):
При организации работ очень важно согласовать (гармонизировать) технологическую и социальную систему.
Эффективность работы технологической системы зависит от:
· Технологических (производственных) процессов · Физических условий работы · Сложности производственных процессов · Скорости (ритма) исполнения работы
Социальная система в себя включает:
· Индивидов · Рабочие группы · Руководство · Коммуникации и кооперацию между ними Ясно, например, что внедрение самоуправления в группе где есть групповщина, недоверие и грубость противопоказано. Часто технология труда не соответствует отношениям в коллективе и наоборот. Согласование (уравновешивание) технологической и социальных систем возможно с помощью модераторов. Модераторы – средства, позволяющие менеджеру осуществлять балансировку этих двух систем. Он может это осуществлять с помощью:
· Установления ролей – ожидаемого поведения для каждого работника с целью сглаживания возникающих протеворечий в процессе труда; · Установления реалистичных целей для каждого работника, позволяющих сочетать их желания и технологическую необходимость; · Максимального учета индивидуальных качеств человека, их умений и способностей (каждый работник должен быть на “своем” месте).
Факторы влияющие на структуру организации (по Гелбрейту иЧандлеру): · внешняя среда · технология работы · стратегический выбор ориентации или на потребителя или на диктат рынку · стратегический выбор рынков сбыта и территории размещения производства · выбор идеологии управления (количество уровней иерархии, звенность системы, централизация и децентрализация) · качество персонала (потребности, квалификация, мотивированность) Внешняя среда характеризуется степенью динамизма и степенью сложности внешнего окружения.
Технология исполнения, как уже было сказано, может быть:
· складывающейся (наименее сложная организация) · последовательной (организация средней сложности) · связанной (организация средней сложности) · групповой (наиболее сложная организация)
Выбор технологии зависит от знания:
· степени структуированности работы (знания как ее делать); она может быть высокой и низкой · ритма поступления работы (известный или неизвестный, как при ремонтных работах, в отделе кадров и т.д.) · определенности места ее выполнения (точно знаем, приблизительно знаем, не знаем)
Организация может функционировать если:
· решен вопрос централизации и децентрализации управления · осуществлена департаментализация · решен вопрос масштаба управляемости и контроля · решен вопрос соотношения уровней иерархии и масштаба управляемости · имеется разделение и специализация труда · имеется эффективная коммуникация и координация · распределены права и ответственность · решен вопрос соотношения дифференциации и интеграции подразделений организации
Рассмотрим каждое из направлений. Централизация – это концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации – увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации: снижается оперативность управления, возможности адаптации и перестраиваемости к новым условиям работы. Децентрализация – это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации – облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления, оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям. Негативные стороны децентрализации – эмердженность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.Проблема выбора между централизацией и децентрализацией очень сложна. Это проблема выбора оптимальной конструкции организаци. На этот выбор влияют следующие факторы:
· размеры организации · вид бизнеса (предпринимательства) · качество кадров · степень разделения труда · стремление частей организации к самостоятельности · долевое распределение капитала и финансовые интересы · организационная культура · государственная политика в области демонополизации, налогооблажения и т.д.
Департаментализация – процесс организационного обособления. Посредством департаментализации организация может расширяться практически беспредельно. Примеры: корпорации-гиганты типа “Экссон”, “Дженерал моторс”, IBM и т.д.
Департаментализация может осуществляться:
· по численности (в армии, в учебных заведениях и др.) · по времени (работы связанные со сменностью, сезонностью, вахтовые методы работы) · по территории (работы, связанные с географией производства и распространения продукта) · по функциям (например, типовая функциональная структура “кадры”-“финансы”- “снабжение”-“разработка продукта”-“маркетинг”-“планирование”-“производство”-“сбыт”; основной недостаток – “эффект бутылочного горла” – руководитель тонет в оперативной работе сложно сконцентрироваться на стратегии развития) · по типу производства ( штучное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое, непрерывное производство) · по типу оборудования ( участки с обычными станками, роботами, участки ГАП, конвейеры) · по технологии производства ( заготовительные цеха, цеха механообработки, цеха сборки, цеха настройки и т.д.) · по продукту ( отделения фирмы: производство холодильников, производство пылесосов, производство кондиционеров) · по потребителю (например, отделения фирмы: производство товаров для армии, для промышленности, для дома и т.д.) · по рынку ( маркетинговаяфирма распределяет свои усилия и обособляется по четырем направлениям: рынок рабочей силы, рынок потребителей, рынок товаров, рунок услуг) · матричная департаментализация ( строки матрицы – продуктовые подразделения, столбцы – функциональные подразделения; недостатки – система двойного подчинения, трудна и дорога во внедрении, не гибка в кризисные периоды) · комбинированная ( сочетающая в себе некоторые из перечисленных типов) · инновационная (количество, размеры и связи подразделений-департаментов оперативно изменяются во времени под новые цели, задачи и факторы внешней среды) · бесструктурная (части организации могут обособляться и взаимодействовать между собой по принципу “каждая с каждой”) Масштаб управляемости – это величина, определяющая количество людей или работ, объединенных под единым руководством. В организации каждый из руководителей способен эффективно работать только с определенным количеством подчиненных. В 1933 г. В.Грейкюнас определил на основе проведенных исследований, что руководитель в состоянии иметь не более 12 контактов с непосредственными подчиненными.
Д. Вудвор после обследования ряда предприятий получил следующие данные по масштабу управляемости:
Многими специалистами рекомендуется некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира для определения масштаба управляемости. Так, например, считается, что для высшего звена управления число подчиненных у одного руководителя должно подчиняться “закону 7 плюс-минус 2”, т.е. не менее пяти и не более 9 (в среднем 7). В целом организации могут иметь узкий и широкий масштаб управляемости:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |