Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческие аспекты контроля

Есть сферы деятельности управления, где контроль намеренно делают видимым (бухгалтерия, финансы). Менеджеру следует учитывать побочные эффекты контроля. Один такой эффект – срыв в поведении людей. Это бывает в случае слишком частого проведения контроля. Другой эффект можно назвать «поведением, ориентированным на контроль». Исследованиями выявлена тенденция сотрудников всячески поддерживать работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижать усилия там, где измерения не проводят.

Специалисты в области менеджмента дают рекомендации по повышению эффективности контроля:

  • установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками адекватно;
  • обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
  • установить жёсткие, но достижимые результаты;
  • избегать чрезмерного контроля;
  • вознаграждать за достижение стандарта качества работы.

Функция регулирования непосредственно считается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что конечном счете требует регулирование процесса производства.

Специализированные функции:

1) Управление производством;

2) Управление экономикой и финансами;

3) Управление персоналом;

4) Управление маркетингом;

5) Управление технической политикой и инновациями.

Специализированные функции зависят от характера и направления деятельности организации

 

Вопросы для повторения:

  1. Что является самой важной функцией менеджмента?
  2. Что такое делегирование полномочий?
  3. В чём сущность функции нормирования?
  4. Для чего осуществляется функция координации в управлении?
  5. В чём заключается суть теории А.Маслоу?
  6. Назовите основные виды контроля.
  7. В чём заключается функция регулирования?

 

 

Лекция № 8. Бизнес – планирование в менеджменте.

Бизнес – планирование – процесс разработки системы мероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определённый период времени, оформляемых в виде бизнес – плана.

Бизнес – план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри организации, так и во внешней среде.

Бизнес – план решает следующие задачи:

  1. Обосновывание экономической целесообразности направлений развития организации;
  2. Представление расчёта ожидаемой прибыли организации;
  3. Определение источников финансирования для реализации выбранной стратегии;
  4. Определение примерного состава сотрудников, который способен реализовать планируемые мероприятия.

Бизнес – план – документ внутреннего пользования. Для инвесторов, кредиторов и потенциальных партнёров, которые могут вложить собственный капитал или технологию, бизнес – план составляется в сжатой форме («резюме»), но так, чтобы они видели реальность и выгодность реализации данного проекта. Именно этот документ как специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности, и называют бизнес – планом.

Бизнес – план – основа предпринимательства. Структура бизнес – плана должна быть легко понятной потенциальным инвесторам, содержание глав должно соответствовать их названиям и т.д.

Бизнес – план состоит из следующих разделов:

1) Введение;

2) Общая характеристика организации;

3) Описание продукции (работ, услуг);

4) Анализ рынка и конкурентов;

5) Маркетинговый план;

6) План производства;

7) Организационный план;

8) Финансовый план;

9) Оценка и страхование риска;

10) Приложения.

Анализ рынка и конкурентов – раздел, посвящённый исследованию и анализу рынка, конкуренции на нём и т.д.. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции и определение будущих потенциальных клиентов.

Маркетинговый план – раздел, включающий такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) процесс ценообразования на продукцию;

3) схема распространения товаров и услуг;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов (это зависит от специфики продукции);

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.

План производства – раздел бизнес – плана, готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

Организационный план – раздел бизнес – плана, посвящённый системе управления фирмой и её кадровой политике. Структура раздела:

  1. Организационная структура фирмы;
  2. Ключевой управленческий персонал (кто и за что отвечает в организации);
  3. Характеристика персонала;
  4. Кадровая политика организации;
  5. План социального развития;
  6. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Финансовый план – раздел бизнес – плана, рассматривающий вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых).

Оценка и страхование риска – это один из наиболее важных разделов бизнес – плана, т.к. деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском. Инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Объём бизнес – плана составляет 20 – 25 страниц формата А4 для получения небольших инвестиций и 50 – 80 страниц – для привлечения крупного инвестиционного капитала.

Как правило, прогнозирование развития осуществляется на 3 – 5 лет, причём в первый год разбивка всех показателей даётся подробно (помесячно, поквартально) с указанием ответственных лиц, на второй год – с интервалом в полгода, на остальные сроки – по общим итогам года. В бизнес – плане указываются возможные причины неточностей, проблемы и риски, которые неизбежны при развитии всякого нового дела и которые могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов.

 

Вопросы для повторения:

  1. Что такое бизнес – планирование?
  2. Для кого предназначен бизнес – план?
  3. Из каких разделов состоит бизнес – план?
  4. Отметьте наиболее важный раздел бизнес – плана.
  5. Каков общий объём бизнес – плана?

 

 

Лекция № 9.

Функции менеджеров разных уровней.

1) Функции топ – менеджеров:

· Определение общей цели предприятия и приведение её в соответствие с меняющимся положением в обществе и на рынке;

· Кратко, - средне и долгосрочное планирование работы предприятия и разработка соответствующей стратегии;

· Разработка организационной структуры предприятия;

· Формулирование производственной политики, т.е. определение того, что производить и каким способом;

· Разработка направлений в области исследований и разработок;

· Утверждение концепции маркетинга;

· Основные решения в области кадровой политики и социальных вопросов;

· Определение общей линии финансовой политики, в том числе управление прибылью;

· Разработка общих правил в области закупок;

· Координация между собой различных сфер деятельности предприятия;

· Выбор сотрудников, подчиняющихся непосредственно высшему руководству.

2) Функции менеджеров среднего уровня:

· Следить за тем, чтобы во всех подчинённых им отделах работали люди, соответствующие занимаемой должности;

· Предоставлять своим сотрудникам возможность работать и принимать решения самостоятельно, вмешиваться в их работу только в экстренных случаях;

· Давать своим сотрудникам чётко определённые рабочие задания с указанием сроков выполнения;

· Контролировать и координировать деятельность своих подчинённых, при необходимости поправлять и критиковать их;

· Принимать свои решения только после консультации со своими сотрудниками;

· В случае, если подчинённые не выполняют своих задач, а решение вопросов носит безотлагательный характер, принимать решение самому.

3) Функции менеджеров низшего уровня:

· В рамках своей компетенции принимать самостоятельные решения, не передавать решение своих задач на коллег;

· Своевременно сообщать руководству, когда решение конкретного вопроса выходит за пределы компетенции работника;

· Советоваться со своим начальником по всем вопросам, по которым он считает необходимым;

· Продумывать возможности улучшения и интенсификации своей сферы деятельности;

· Постоянно информировать своего руководителя о своей деятельности, чтобы тот всегда был «в курсе»;

· Координировать свою деятельность с работой других сотрудников;

· Постоянно повышать свою квалификацию.

Вопросы для повторения:

1. В чём заключаются функции топ – менеджеров?

2. В чём заключаются функции менеджеров среднего звена?

3. В чём заключаются функции менеджеров низшего уровня?

Лекция № 10. Понятие организации. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Жизненный цикл организации.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей их существование, средой их обитания. В наиболее общем виде организация представляет собой систему, в которой поступающие в неё ресурсы преобразуются в результат.

Ресурсы – в американском менеджменте ресурсы организации в общем виде можно представить как пять М:

  • люди (men);
  • деньги (money);
  • материалы (materials);
  • машины (machines);
  • методы (methods).

Результат деятельности коммерческих организаций чаще всего реализуется в виде продукта, услуги или других выгод.

Организация не может существовать изолированно от окружающего мира. Внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного воздействия:

  1. Внешняя среда прямого воздействия: клиенты, поставщики, конкуренты, профсоюзы, гос. органы (налоговая, таможенная службы, пож. Охрана, милиция и т.д.);
  2. Внешняя среда косвенного воздействия: общее состояние экономики страны, политические факторы, международная обстановка, достижение научно – технического прогресса, экологические катастрофы, социально – культурные факторы и т.п.

Внутренняя среда организации также состоит из 2 систем:

1) Управляющая система – общие цели организации, структура организации; функции организации; руководство организации, информация сотрудников организации;

2) Управляемая система – ресурсы, персонал, технология, оборудование, технологии сбыта и т.д.

Этапы жизни организации таковы: они зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают своё существование. Каждый день возникают новые организации, и одновременно с возникновением одних другие организации ликвидируются навсегда.

Существуют два варианта деления жизненного цикла организации.

Первый вариант жизненного цикла организации:

  1. Этап предпринимательства – это этап становления организации, когда только формируется жизненный цикл продукции. Цели организации определены нечётко, на высоком уровне протекает творческий процесс, для продвижение к следующему этапу требуется стабильное обеспечение ресурсами. Главная задача руководства на этом этапе – выжить и сделать всё, чтобы организация «осталась на плаву».
  2. Этап коллективности – этап, где развиваются инновационные процессы, сформированные на предыдущем этапе, именно здесь определяется миссия организации (бизнес – миссия). Структура организации и процесс коммуникации чётко не определены;
  3. Этап формализации и управления – этап, где строится чёткая структура организации, формируются правила и процедуры. Стабильность протекающих внутри организации процессов высокая. Главную роль берут на себя отделы, вырабатывающие решения. Возрастает роль высшего руководящего звена организации;
  4. Этап выработки структуры – этап, характеризующийся увеличением выпуска продуктов и расширением рынка оказания услуг. Происходит выявление новых возможностей развития. Все процессы в организации становятся более комплексными и отработанными. Решения принимаются уже децентрализовано;
  5. Этап упадка – этап, где усиливается конкуренция, сокращается рынок, в результате чего уменьшается спрос на продукцию или услуги организации. Необходим поиск путей удержания рынков и использование новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, которые обладают наиболее ценными специальностями. Новые руководители пытаются приостановить упадок.

Второй вариант жизненного цикла организации:

  1. Рождение – основатели организации выявляют незанятые ниши на рынке товаров или услуг. На этом этапе необходимо полностью сосредоточиться на достижение целей, уметь рисковать и быть преданным своему делу;
  2. Детство – наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Здесь необходима не только нацеленность на быстрый успех на выбранном рынке, но и здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Необходимо поддерживать высокие темпы развития и работать на пределе возможностей.
  3. Отрочество. Это переходный период роста организации, где её развитие осуществляется рывками. Координация проводится ниже оптимального уровня. Все процессы в организации принимают менее рискованную и более организованную форму.
  4. Ранняя зрелость. Происходит экспансия, дифференциация и диверсификация. Результаты деятельности измеряются полученной прибылью.
  5. Расцвет сил. Организация достигает сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и постепенная децентрализация руководства. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемыми.
  6. Полная зрелость. Организация действует практически сама по себе. Сумма доходов вполне приемлема, но темпы роста организации замедляются.
  7. Старение – данный этап наступает тогда, когда руководство организации не осознавало на предыдущих этапах необходимость обновления.
  8. Обновление. Начало этапу обновления может положить новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое организация?
  2. Перечислите основные виды ресурсов организации.
  3. Что входит во внешнюю среду организации?
  4. Что входит во внутреннюю среду организации?
  5. Охарактеризуйте первый и второй варианты жизненного цикла организаци

Лекция № 11 Понятие юридического лица. Признаки юридического лица. Виды собственности. Бизнес – миссия организации

Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Предпринимательская или другая хозяйственная деятельность может осуществляться юридическими лицами и гражданами без образования юр. лица – физическими лицами.

Основные признаки юридического лица:

Юридические признаки:

  • ограничение функций
    • юридическое лицо проходит государственную регистрацию
    • имеет учредительные документы (устав или учредительный договор)
    • утверждает и регистрирует устав
    • действует в правовом поле
  • контроль за деятельностью
    • имеет юридический адрес
    • осуществляет бухгалтерский учёт
    • надзор — пожарный, ветеринарный и прочий

Материальные признаки:

  • организационное единство
    • наличие внутренней структуры организации
    • наличие органов управления
    • наличие учредительных документов (устав организации или учредительный договор)
  • имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете)
  • самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)
  • выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (фирменное наименование).

Формальный признак: государственная регистрация

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Y | Документы для регистрации индивидуального предпринимателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.