Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии научности




Читайте также:
  1. Алгебраические критерии устойчивости
  2. Алгебраические критерии устойчивости
  3. Большие критерии
  4. Влияние рассмотренных циклов на экономичность и КПД турбины. Критерии совершенства ГТД
  5. Вопрос 2 Критерии сегментации рынка
  6. Вопрос 4 – Критерии успехов и неудач проекта
  7. Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
  8. Й учебный вопрос: Критерии комфортности, безопасности и экологичности техносферы
  9. КРИТЕРИИ АБСОЛЮТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОПОВА.
  10. Критерии адаптационных реакций по сигнальным показателям лейкоцитарной формулы у людей
  11. Критерии выбора бухгалтерских программ
  12. Критерии выбора транспортно-экспедиционных предприятий

Лекция 5. Критерии научности юриспруденции.

В эпистемологическом смысле слова термин «критерий» в переводе с греческого языка означает признак, на основании которого производится оценка определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Важное место в структуре науки занимают разнообразные критерии научности, призванные оценить продукты познания на основании их соответствия или несоответствия стандартам науки. Критерии научности позволяют установить принадлежность различных типов знания науке или их отдаленность от нее, провести при этом своего рода разграничительную линию.

Критерию научности изначально задаются набором предписаний, императивов, запретов, зависят от конкретно-исторических условий и представляют собой совокупность экспертных установок. Экспертные установки производятся в пределах экспертизы, под которой обычно понимается исследование какого-либо вопроса, требующее специальных научных знаний.

В философии науки выделяют следующие группы критериев научности6

1) критерии группы «А», которые отделяют науку от ненауки путем опытной проверяемости, рациональности, воспроизводимости, интерсубъективности, формальной непроворечивости;

2) критерии группы «Б» - исторически преходящие нормативы, требования к онтологическим схемам, культурно-стилистическим особенностям мышления ученых (например, мышление ученого является детерменистским или вероятностным и гипотетичным);

3) критерием группы «В» - дисциплинарные критерии научности, предъявляемые к профессиональным отраслям знания и представляющие собой инструмент аттестации конкретных видов знания и деятельности, отображающие частные параметры науки.

Основным критерием науки является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективизмом в познавательной деятельности. В философии науки объект и объективное представляет собой то, на что направлена активность субъекта. Применительно к науке, объективное – это ее референтный уровень. Ошибочно нередко отождествляют объективное с тем, что не зависит от сознания людей. При этом во внимание не всегда принимается то, что объективное – сторона познавательного и деятельностного отношения людей, а независимое от сознания – грань онтического (от греч. оn – сущее, т.е. не теоретическое, а объективное) отношения. Объективность способствует изучению сущности самой вещи, а традиционное классическое понимание объективности предполагает опору на нейтрализацию субъекта. Независимость же от субъекта считается основополагающей чертой объективности. Наука, претендуя на объективность, отбрасывает все высказывания, суждения и заключения, в которых просматривается явная причастность к характеристикам индивидуального мышления. Объективность как критерий научности тесно связана с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъективность представляет собой взаимосоотносительность индивидуальных сознаний. Потребность в специальном концепте «интерсубъективность» возникла по причине произошедшей в XX в. трансформации философского акцента с индивидуального сознания на языковые и другие коммуникации. Именно в это время индивидуальное сознание перестало восприниматься в качестве основополагающего ментального атома общества и начало интенсивно проникать в структуры коммуникации. Концепт интерсубъективности играет ключевую роль в теоретических построениях представителе феноменологии, а также франкфурсткой школы. В тех же философских направлениях, в которых неохотно обращаются к феномену сознания, например в аналитической философии, категория «интерсубъективность» применяется крайне редко. Итак, интерсубъективность выступает в качестве особой общности между познающими субъектами, условия передачи знания и общезначимого опыта от одного субъекта к другому.



Общезначимость фиксирует гносеологичкий идеал единодушного всоприятия той или иной информации, а также претендует на то, чтобы знания были общими для всех. В целях обеспечения единодушного восприятия определенной информации научного характера, общезначимость восприятия определенной информации научного характера, общезначимость оперирует конвенциями-соглашениями.

В силу своей универсальности наука в качестве предмета научного исследования может рассматривать любой феномен окружающей действительности. При этом наука рассматривает выбранный предмет со стороны его сущностных связей и зависимостей. Предметность является важным критерием научности, проявляющейся в фиксации и выделении определенного фрагмента реальности.

В число критериев научного познания включают также строгость, обоснованность, доказательность и достоверность. Под достовноным знанием понимается истинное знание, представленное наиболее развитыми науками. При этом под достоверным знанием понимают знание, не вызывающее каких-либо сомнений. Справедливости ради следует заметить, что в прямом смысле этого слова, абсолютно достоверного знания практически не существует.

Для науки окружающий мир выступает в качестве совокупности причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью, под которой понимается устойчивая, регулярная связь. Современная наука доказала, что закономерности могут иметь динамический и статистический характер. Классические динамические закономерности устанавливают жесткие детерминистские связи сформировавшиеся еще входе развития классической физики. В отличие от них статистические закономерности отражают такую форму взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет ее последующие состояния не однозначно, а с определенной долей вероятности. Они формируются на языке вероятностных распределений и проявляются как законы массовых явлений на базе больших чисел.

Дальнейшее развитие научного познания приводит к изменениям и критериев науки, к которым в настоящее время относят прогрессизм, нетривиальность, полуфундаментализм, информативность, эвристичность, верификацию и др.

Эвристичность связана с поиском в условиях неопределенности и фиксирует способность теории к экспансии, т.е. выходу за собственные пределы, к саморасширению. Эвристичность прямо проистекает от эвристики. Эвристика представляет собой модель проблемной ситуации. От состава элементов и структуры которой зависит направление поисковой активности человека, выбор средств, позволяющих достичь цели. В общем же виде эвристика выступает в качестве искусства открытия и является альтернативой алгоритму технологии решения задач.

Эвристиками можно назвать все выделяемые в философским науки методологические образования: парадигмы, нормы рациональности и др., поскольку они задают определенную модель познавательной ситуации, сужающей поисковый круг возможных вариантов решений. Почти все из отмеченных и других (неотмеченных) эвристик, предлагают набор методов, принятых в научном сообществе, а следовательно и апробированных на успешность решения познавательных задач.

Принцип верификации (от лат. verus - истинный + facio – делаю) активно используется в философии неопозитивизма и основывается на том, что степень истинности теории может быть установлена в результате эмпирической проверки ее вызовов. По ситу дела, верификация как методологическая процедура призвана обосновывать правомерность включения тон или иной теории в состав научного знания. Согласно принципу верификации, те гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смыла. Сам же механизм реализации принципа верификации представляется следующим образом: теория истина, если она подтверждается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальны, опровергали ее; теория ложна, если она опровергается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальны, опровергали ее; теория ложна, если она опровергается фактами и могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальными, эту теорию подтверждали.

Проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности лишь часть процесса разграничения науки и ненауки. Принцип верификации сужает мировоззренческую часть теории, поскольку согласно закону экономии мышления, отсекает от теории ряд т.н. ненаучных суждений из области этики, эстетики, социологии, политики и т.д.

Критикуя неопозитивистскую позицию верификации, постпозитивисты полагают, что верификация в принципе невозможна и актуальным является не подтверждение, а опровержение или фальсификация теории.

Термин «фальсификация» (от лат. falsificare – подделывать), введенный в методологию науки К.Поппером нельзя назвать удачным. Необходимость же опровержения теории постпозитивисты обосновывали тем, что наука – это познавательная деятельность человека, которой противопоказано топтание на месте. По мысли К.Поппера, человек является существом активным, а значит и заблуждающимся. По сути дела, это была концепция фоллибилизма (от англ. Fallible – подверженный ошибкам) Рассуждая с позиций научного активизма, К.Поппер опровергает неопозитивистскую философию эмпирических наук. Суть размышлений К.Поппера сводится к следующему:

1) неверно, что теория обосновывается и оправдывается, она фальсифицируется, опровергается;

2) неверно, что теории верифицируется, она фальсифицируется: результатом фальсификации теории является либо ее подкрепление, либо опровержение;

3) неверно, что теория подтверждается или даже можно установить степень ее подтверждения: экспериментально теория при случае не подтверждается, а подкрепляется;

4) неверно, что возможна абсолютная достоверность научного знания, человек является существом ошибающимся, фоллибилистическим;

5) неверно, что истина предполагает соответствие между теорией и экспериментальным высказыванием: истина (с маленькой буквы) – это найденные ответы на проблемы; теория «истинна», если она не противоречит базисным высказываниям и теория «истинна», если она не противоречит базисным высказываниям и теория «ложна», если она этим высказываниям противоречит; соответствие между теорией и экспериментов не является критерием ее истинности; Истина (с большой буквы) – это методологический идеал роста научного знания;

6) неверно, что теория, будучи истинной, теряет свой гипотетический характер: научная теория всегда – гипотеза;

7) неверно, что метод эмпирической теории – индукция; ее метод – дедукция, вывод сингулярных (от лат. singularis – отдельный, единственный в своем роде) высказываний из универсальных;

8) неверно, что в науке стремятся к теориям, вероятность опровержения которых максимально низка: наоборот, ученых влекут теории, вероятность опровержения которых максимально высока; именно такие теории обладают высшей степенью информативности.

Сильная сторона К.Поппера состоит в том, что он обратил внимание и представил стройную концепцию проблемной фальсифицируемости. Однако при этом он недооценил достоинства верификации. Между тем, любая научная теория должна и верифицироваться и фальсифицироваться.

Принцип верификации стремится очистить науку от не имеющих позитивного значения утверждений метафизики. Однако опытная проверка обладает как достоинствами определенности (чтобы не позволять смешивать знания с безосновательными предположениями), так и неопределенности (чтобы не дать возможности достигнутому уровню человеческих познаний превратиться в абсолют).

Критериями научности являются эстетическая и логическая организованность. В объем логического критерия научности входят непротиворечивость, полнота, простота. Согласно сформулированному Аристотелем закону непротиворечивости, невозможно, чтобы одно и то же, в одно и то же время, и было присуще, и не было одному и тому же, в одном и том же отношении. Логическая версия гласит, что противоположные высказывания не могут быть истинными.

В 1910г. независимо друг от друга русских логиком Н.Васильевым и польским логиком Я.Лукашевичем значимость закона непротиворечия была поставлена под сомнение. Н.Васильев предпринял попытки построения системы логики,

 

 

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.