Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пражская школа функциональной лингвистики

Читайте также:
  1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  2. Государственно-общественная система управления образованием в РФ. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
  3. Зарождение количественного подхода к эк. - 2п. 17в., школа политических арифметиков (Петти и Граунт) - особенность говорить об эк. на языке мер, весов и чисел.
  4. Историческая школа права
  5. Коррекция телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры
  6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
  7. Лекція 2. Вища школа як спеціальна педагогічна система.
  8. Ленінградська школа
  9. Методологии и технологии оптимизации функциональной структуры организации.
  10. Младограмматическая школа в языкознании
  11. О СВЯЗИ ЛИНГВИСТИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ
  12. Описание функциональной схемы технологического процесса



Одним из направлений структурализма является Пражский лингвистический кружок, возникший в 1926 году и существовавший до 1952 года. Среди представителей этого кружка следует отметить В. Матезиуса (1882-1945), Б. Трнка, Б.Гавранка, Я.Мукаржовского, В.Скаличку, Й. Вахека и других чешских учёных. Отличительной особенностью кружка являлась тесная связь с западноевропейскими и русскими учёными – Р.Я.Якобсоном, Н.С.Трубецким, С.И.Карцевским, К.Бюлером (Австрия), Л.Блумфильдом (США), А.Мартине (Франция) и др. теоретические взгляды пражского кружка нашли отражение в «Тезисах пражского лингвистического кружка» (1929). С 1935 года кружок стал издавать журнал «Slovo a slovesnost», существующий и в настоящее время (сведения 1979г!)

На формирование их лингвистической теории большое влияние оказали некоторые взгляды Соссюра, а также русская лингвистика, представленная работами И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова, А.А.Шахматова.

Пражские структуралисты отвергли соссюровское противопоставление о синхронии и диахронии, но подчёркивали преимущество синхронного анализа, поскольку изучение современного состояния языков представляется единственным критерием, дающим исчерпывающий материал и позволяющим составить о языке непосредственное представление. Бодуэн де Куртенэ ещё в 1876/77 учебном году в подробных программах лекций, читанных в Казанском университете, выдвинул положение о тесной связи синхронии и диахронии, подчёркивая исторический характер системы языка. Пражские структуралисты целиком восприняли это положение.

Эти идеи в дальнейшем положили начало типологическому изучению языков.

Изучение сходных явлений в родственных и неродственных языках, генетически относящихся к разным языковым семьям, позволили пражским учёным разработать понятие языкового союза в противоположность понятию языковой семьи. Под языковым союзом они понимали группу географически смежных неродственных (или не близкородственных) языков, обладающих сходными чертами в синтаксической, морфологической и фонологической структурах.

Фонетические и другие явления языка стали изучаться в зависимости от исторического развития языковой системы.

Пражские лингвисты признают социальную природу языка (в отличие от С.), подчёркивая необходимость изучения не только языковых элементов, но и многообразных связей, существующих между языком и объективной реальностью.

Наиболее полно взгляды пражских учёных выразились при изучении структуры литературного языка, состоящего из ряда частных систем, обладающих ярко выраженным социальным и функциональным характером.

Одним из важнейших положений в концепции Пражского лингвистического кружка является понятие языковой функции. Понятие функции языка основывается на учении нем. языковеда К.Бюлера, изложенном им в работе «Теория языка. Структурная модель языка» (1934). По мнению Бюлера, психические способности человека – мыслить, чувствовать, выражать волю – породили три функции языка – коммуникативную (функцию сообщения), функцию выражения и функцию обращения. Этим функциям соответствуют три типа высказываний – повествовательный, восклицательный и побудительный.



Бесспорной заслугой Пражского кружка перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины.

Наиболее полно взгляды на сущность и методику изучения фонологических проблем изложены в книге Н.С.Трубецкого «Основы фонологии». Фонема может реализоваться в ряде различных звуков. Трубецкой называет их вариантами фонем. Например, в словах кон – конь имеется одна фонема [н], реализуемая твёрдым [н] и мягким [н], которые являются вариантами этой фонемы.

Пражские лингвисты выделяют обязательные, факультативные и индивидуальные варианты фонем. Обязательные варианты делятся на позиционные, комбинаторные и стилистические. Позиционные обусловливаются положением фонемы относительно ударения, характером слова, мелодикой речи и т.д. (примеры год, года, годовой – записать втранскрипции). Комбинаторные варианты возникают в результате взаимодействия фонем в потоке речи. Стилистические варианты определяются разными стилями произношения, например, полным и разговорным: говорит – грит, здравствуйте – здрасте. Факультативные варианты - это такие вырианты, которые могут замещать друг друга в одной и то де позиции, не меняя при этом значения слова. Они часто возникают в результате диалектных различий. Индивидуальные варианты фонем обусловливаются особенностями речи отдельных людей, например, раскатистое и «картавое» произношение фонемы [р].

В целом, пражский кружок относился весьма бережно к лингвистическому наследию прошлого. Их деятельность является полноправным наследником школы младограмматистов, сравнительный метод которых они дополнили сравнением неродственных языков.

Выработанные ими основные понятия фонологии и фонологического описания, разработка положений функциональной грамматики, изучение функциональных языков и стилей обогатили языкознание новыми подходами к изучению языка.

 

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  2. Государственно-общественная система управления образованием в РФ. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
  3. Зарождение количественного подхода к эк. - 2п. 17в., школа политических арифметиков (Петти и Граунт) - особенность говорить об эк. на языке мер, весов и чисел.
  4. Историческая школа права
  5. Коррекция телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры
  6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
  7. Лекція 2. Вища школа як спеціальна педагогічна система.
  8. Ленінградська школа
  9. Методологии и технологии оптимизации функциональной структуры организации.
  10. Младограмматическая школа в языкознании
  11. О СВЯЗИ ЛИНГВИСТИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ
  12. Описание функциональной схемы технологического процесса




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.165.74
Генерация страницы за: 0.004 сек.