Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды потерь

Информационный ущерб может рассматриваться и с точки зрения потерь, приводящих к какой-либо убыточности, в частности в тех случаях, когда они могут быть оценены.

1. Потери, связанные с материальным ущербом. Речь идет о компенсации или размещении утраченных или похищенных материальных средств. К этой сумме может добавиться целый ряд других, может быть даже более значительных:

• стоимость компенсации, возмещение другого косвенно утраченного имущества;

• стоимость ремонтно-восстановительных работ;

• расходы на анализ и исследование причин и величины ущерба;

• другие различные расходы.

2. Дополнительные расходы, связанные с персоналом, обслуживанием сети и расходы на восстановление информации, связанные с возобновлением работы сети по сбору, хранению, обработке и контролю данных.

К дополнительным расходам относятся также:

• поддержка информационных ресурсов и средств удаленного доступа;

• обслуживающий персонал, не связанный с информацией;

• специальные премии, расходы на перевозку и др.;

• другие виды расходов.

3. Эксплуатационные потери, связанные с ущемлением банковских интересов, или с финансовыми издержками, или с потерей клиентов.

Расходы на эксплуатацию соответствуют снижению общего потенциала предприятия, вызываемого следующими причинами:

• снижением банковского доверия;

• уменьшением размеров прибыли;

• потерей клиентуры;

• снижением доходов предприятия;

• другими причинами.

Естественно, что информационные потери увеличивают дополнительные расходы на их восстановление, что требует определенного времени. Временные задержки вызывают соответствующие претензии пользователей, потери интересов, а иногда и финансовые санкции.

4. Утрата фондов или невосстанавливаемого имущества. Утрата фондов соответствует в общем случае уменьшению финансовых возможностей (деньги, чеки, облигации, вексели, денежные переводы, боны, акции и т. д.).

Преступные действия могут быть предприняты и в отношении счетов третьей стороны (клиенты, поставщики, государство, лица наемного труда), а иногда даже и против капиталов. Потери собственности соответствуют утрате материальных ценностей как складированных, так и закупленных, а также недвижимости.

5. Прочие расходы и потери, в частности, связаны с моральной ответственностью.

Эта категория потерь по своему содержанию довольно разнообразна: травмы, телесные повреждения, моральный ущерб, судебные издержки, штрафы, расходы на обучение и различные эксперименты, другие виды гражданской ответственности. Сюда же можно отнести качественные потери и другие издержки.

Ущерб может быть прямой (расходы, связанные с восстановлением системы) и косвенный (потери информации, клиентуры).

В отдельных монографиях и статьях отечественных и зарубежных ученых излагаются некоторые результаты практических исследований по определению количественных значений различных угроз информационным системам.

Таблица. Размеры ущерба информационным системам от различных видов угроз

Вид угрозы Содержание угрозы Виды ущерба Размеры ущерба, млн. фр.  
Г Д Е Ж Всего Процент к 1986 г.  
А   420 50 940 45 1080 -     +6 +12 -3  
Итого       -     +21  
Б   - 350 210 650       -8 -17 +6  
Итого             -19  
В   - 650 570 1250 50 1850 10 110 150   +6 +16 +14 -33  
Итого             +3  
Всего   +6 -6 +5,5 +5 +0,5 +5  

Примечания:

А - происшествия. Это угроза материальным средствам информационной системы. Охватывает: 1 - материальный ущерб; 2 - кражи, хищения и другие виды действий; 3 - аварии, поломки, отказы, выход из строя аппаратных и программных средств и баз данных.

Б - ошибки и непредвиденные действия. Охватывает: 4 - ошибки ввода, хранения, обработки и передачи информации; 5 - ошибки функционирования системы; 6 - концептуальные ошибки и ошибки внедрения (реализации).

В - вредительство: 7 - экономический шпионаж; 8 болтливость и разглашение информации; 9 - копирование программ и операционных систем; 10 - саботаж, забастовки, уход (увольнение) сотрудников.

Виды ущерба: Г - материальный ущерб различного характера; Д -дополнительные расходы на возмещение убытков; Е - финансовые убытки; Ж - моральный ущерб и др.

Убытки от злонамеренных действий непрерывно возрастают и являются наиболее значительными.

Приведенные в таблице данные обладают определенной погрешностью (порядка 20 %), что связано в основном со сбором статистических данных.

В общем, 1990 г. отличался некоторым замедлением всех видов потерь, хотя ситуация в зависимости от различных причин довольно разнообразна (происшествия - +4,8 %, ошибки - -2,6 %, злоупотребления -+8,6 %).

Следует отменить, что ущерб, превышающий 10 млн. фр., увеличился (46 против 44), при этом зарегистрирован только один случай, сумма которого превышает 100 млн. франков (против четырех в 1989 г.).

Убытки, связанные с происшествиями (2-я строка), зависят от развития парка, в частности от увеличения техники и рабочих мест, а также от разнообразия причин: пожары - 42 %; задымления, коррозия, неисправности - 11 %; ущерб от подтоплений - 12%; выход из строя машин -8 %; возгорание электросетей и приборов (от грозовых разрядов и перенапряжения) - 9 %; неполадки во внешней среде - 10 %; другие случаи -8%.

Что касается 3-й строки, различие также довольно значительное. Типичные аварии оборудования - 18 %; неполадки во внешней среде - 9 %; специфические неисправности оборудования - 15 %; выход из строя операционной системы - 10 %; неисправности сетей - 11 %; перебои в снабжении водой - 5 %, перебои в электроснабжении - 3 %; перебои различного рода снабжения - 8 %; другие причины - 21 %.

Убытки, связанные с ошибками, несколько уменьшились. Это, в частности, относится к 4-й строке (несмотря на еще многочисленные ошибки маршрутизации потоков и ошибки, связанные с использованием сетей) и к 5-й сроке (здесь за счет увеличения доли автоматизации повысилось качество продукции). Вместе с тем можно отметить, что если увеличение обмена по каналам привело к улучшению показателей 4-й строки, то функциональные ошибки, которые не отражаются в этой таблице, скорее всего имеют тенденцию к росту.

Концептуальные и внедренческие ошибки (6-я строка). Причины носят одновременно структурный (привлечение к разработке сторонних организаций, абонементное обслуживание) и технический характер (физический износ постоянно растущего числа действующих систем, обусловливающий проблемы восстановления или адаптации новых, более сложных систем и т. д.).

Убытки, связанные со злоупотреблениями (7-я строка). Здесь довольно высокие показатели. По состоянию на 1989 г. они составляли: мошенничество - 67 % и саботаж - 33 %. В свою очередь, мошенничество подразделяется: на хищение фондов - 70 %, хищение материальных ценностей - 30 %. Последние могут быть проанализированы по отношению к социально-экономическому сектору: I - банки, страхование, социальное обеспечение, финансы - 38 %; II - промышленность, сельское хозяйство - 28 %; III - транспорт, торговля, другие услуги - 34 %. Саботаж подразделяется, в свою очередь: на фальсификацию данных или программ -20 %; частичный вывод из строя или частичное блокирование - 49 %; полный вывод из строя или полное блокирование - 31 %. Убытки, связанные с вирусами, трудно поддаются оценке. В общем, они меньше 100 млн. фр. Хотя случаи их появления увеличиваются как в сетях мини-ЭВМ, так и в больших системах.

Убытки от разглашения и промышленного шпионажа (8-я строка) весьма значительны. Сегодня шпионаж не ограничивается только областью промышленности, а становится преимущественно экономическим. Особенно прогрессируют секторы торговли и финансов.

Показатели 9-й строки вновь увеличились после их падения в 1988 г. Это объясняется увеличением пиратских действий и в особенности ростом числа случаев подделки.

10-я строка имеет явную тенденцию к уменьшению приносимого ущерба.

Результаты исследований, проведенных Datapro Information Service Group на основе анкетирования 1153 банков, приведены в табл. (В 1991, 1992, и 2001 гг. в опросе участвовало соответственно 1102, 1153 и 1121 респондент.)

Таблица Угрозы автоматизированным информационным системам, %

Вид угрозы Содержание угрозы 1991 1992 2001  
Потеря связи Стихийные бедствия        
Небрежность пользователей        
Неисправность учрежденческих АТС        
Неисправность в сетях передачи данных        
Ошибки программных средств        
Другие причины        
Компьютерные преступления Программными средствами (включая вирусы)        
Раскрытие пароля        
Внутренние угрозы системе        
Внешние угрозы системе        
Возгорание компьютера        
Утечка информации        
Несанкционированный доступ          
Стихийные бедствия Подтопление и другие причины        

Анализ крупных убытков особенно тех, которые могут поставить под угрозу само существование предприятия, показывает, что, кроме основных причин, нанесению ущерба способствовали и такие факторы, как:

• отсутствие взаимодействия между ответственными за безопасность лицами;

• несоответствие технических средств реальным потребностям безопасности;

• установка средств безопасности без глубокого изучения конкретных условий и особенностей.

Понять это, кроме технических аспектов, часто второстепенных и не представляющих собой значительных проблем на практике, - значит ОВЛАДЕТЬ основами управления безопасностью.

Основные причины убытков связаны не столько с недостаточностью средств безопасности как таковых, сколько с отсутствием взаимосвязи между ними.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды угроз информационным системам | Информационные инфекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.