Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования в олигофренопедагогике




Читайте также:
  1. I. Методы коммутации.
  2. III Направление маркетингового исследования
  3. III. Методы финансирования инвестиционного проекта
  4. III. Стадия выполнения исследования
  5. IV. Стадия использования результатов исследования
  6. VI. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  7. Автоматизированные методы
  8. Адаптивные методы прогнозирования используются
  9. Административно-правовые методы менеджмента
  10. Административно-правовые методы менеджмента.
  11. Административные методы
  12. Административные методы

Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наи­менее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблю­дений, полученная информация обрабатывается и интерпретиру­ется.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод иссле­дования, применяемый с целью получения необходимой инфор­мации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование - метод массового сбора информации с по­мощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, по­делок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.



Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характерис­тик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педа­гогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:

· теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· методический - разработку методики исследования, методов обработки получен­ных результатов;

· собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;

· аналитический - коли­чественный и качественный анализ полученных данных, их ин­терпретацию, формулирование выводов и практических рекомен­даций. По конечным целям эксперимент может быть констатиру­ющим, обучающим и контрольным.

 

1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификации

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое наруше­ние познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. В данном определении четко выделяются два взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический( стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному пониманию сущности умственной отсталости.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица, име­ющие медицинский диагноз олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее в вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5-2 года). Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических забо­леваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших пси­хических функций и ограничены возможности развития произ­вольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятель­ность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Умственная отсталость, возникающая в результате поврежде­ния нормально сформированного мозга (после трех лет), называ­ется деменцией. В результате травм головного мозга, различных за­болеваний центральной нервной системы (менингита, энцефали­та, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформиро­вавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может про­явиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выра­женная сохранность других его отделов. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отста­лость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование забо­левания.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными пси­хопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степе­ни тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделя­ют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69), умеренную (IQ — 35 — 49), тяжелую (IQ — 20 — 34) и глубокую (IQ ниже 20)'.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), со­гласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Легкая степень умственной отсталости —дебильность — встре­чается значительно чаще, чем другие формы умственной отста­лости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образова­тельных условиях. Такие условия создаются для них в специаль­ных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окон­чания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести са­мостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обуче­ние в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. обще­ство признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управле­ния и т.д.

Умеренная умственная отсталость является пограничной меж­ду дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специ­альной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

Тяжелая умственная отсталость — имбецильностьвыявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте та­кие малыши позже начинают держать головку (к четырем — шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Зна­чительно позже начинают ходить (в три года и позже).

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формирует­ся «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. На­рушено произношение многих звуков. Существенно страдает мо­торика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овла­девают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной ум­ственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нару­шены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усва­ивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, по­этому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять про­стейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требую­щую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Глубокая умственная отсталость — идиотия— выявляется в первые месяцы жизни ребенка.

У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдают­ся тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться ча­стично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окру­жающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные уч­реждения Министерства здравоохранения и социального разви­тия и труда, где за ними осуществляется уход.

Для вспомогательной школы наиболее ценной и про­дуктивной в систематике олигофрении явилась классификация, разработанная М. С. Певзнер, которая построена по клинико-патогенетическоиу принципу. В отличие от существующих в детской психиатрии классификаций, М. С. Певзнер наряду с клиническим описанием разных вариантов слабоумия дает дифференциальную психолого-педагогическую характеристику детей-олигофренов, что позволяет учителю в повседневной работе учитывать их типоло­гические и индивидуальные особенности. Педагогу-дефектологу необходимо квалифицированно разбираться в систематике обуча­емых олигофренов для того, чтобы находить оптимальные приемы воздействия на все стороны личности учащегося.

Итак, выделяются следующие основные формы олигофрении: 1) основная неосложненная; 2) осложненная нарушениями нейро­динамики; 3) олигофрения с психопатоподобными формами пове­дения; 4) олигофрения с нарушениями различных анализаторов; 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Рассмотрим психолого-педагогическое содержание выделенных вариантов олигофрении:

1. Основная неосложненная форма олигофрении характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности при относительной сохранности нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения, целенаправленной деятельности. Отсутствие психомоторной расторможенности, аф­фективных расстройств способствуют реализации сохранных пси­хических возможностей. Такие дети являются основным контин­гентом учащихся вспомогательной школы. Как правило, они дис­циплинированны, уравновешенны, успешно справляются с учебной программой, охотно и самостоятельно выполняют разнообразные поручения, любят и умеют трудиться. Достаточная сохранность их эмоционально-волевой сферы способствует формированию поло­жительных черт личности. После окончания школы выпускники неплохо трудятся на производстве, создают семью, успешно адап­тируются в жизни. Следует, однако, отметить, что нередко неос­ложненная олигофрения трудно дифференцируется в дошкольном возрасте, поэтому часто дети с такой формой слабоумия приходят во вспомогательную школу после одного-двух лет безуспешного обучения в массовой школе.

2. При олигофрении, осложненной нейродинамическими рас­стройствами, нарушение познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости), либо заторможенности (тормозимости). В первом случае работо­способность и психическое развитие ребенка будут нарушаться из-за повышенной импульсивности, неуравновешенности, двига­тельной расторможенности. Эти дети не могут длительно сохра­нять работоспособность, они невнимательны, неряшливы, не умеют целенаправленно выполнять задания. Часто, в случае неудачи, отказываются трудиться, плачут, конфликтуют с учителями и сверстниками. Во втором варианте интеллектуальное недоразви­тие усугубляется заторможенностью. Такие дети все делают мед­ленно, часто не понимая смысла речевых инструкций; они безу­частны к игре, ко всему, что их окружает; учебные и трудовые навыки формируются у них очень медленно. Со стороны учителя и воспитателя требуется систематическая индивидуальная помощь. Нарушения нейродинамнки возникают у таких детей вследствие перенесенных родовых травм, асфиксии, тяжелых нейроинфекций и ушибов в раннем детстве.

3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстрой­ствами, представляет определенную трудность для педагогической работы, так как психическое недоразвитие обычно сопровождает­ся выраженной эффективностью, патологией влечений (прожор­ливостью, бродяжничеством, сексуальностью и т. п.). Основная задача в работе с этими детьми заключается в упорядочении их поведения, подчинении требованиям учителя и воспитателя. Это возможно при умелом индивидуальном подходе, учете положи­тельных качеств ребенка, приобщении его к труду и общественно полезной деятельности.

4. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдель­ных анализаторов, характеризуется выраженными очаговыми поражениями головного мозга. При этом слабоумие сочетается с де­фектами зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

У детей-олигофренов, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями, затруднено понимание словесных инструкций, грубо искажено произношение, иногда не сформирована фразовая речь. При обучении они не могут провести звуко-буквенный анализ. Смешение сходных по звучанию и написанию фонем задерживает у этих детей усвоение навыков письма и чтения. Поэтому учени­кам требуется квалифицированная помощь логопеда.

При нарушении двигательных анализаторов наблюдаются яв­ления церебрального паралича, что осложняет формирование практических навыков, связанных с самообслуживанием, трудом, учебой. Дефекты двигательной сферы выражаются в моторной неловкости, нарушении координации, недостаточности простран­ственного анализа и синтеза. Наряду с педагогической помощью эти дети нуждаются в лечебной коррекционной гимнастике, меди­каментозной терапии. Дети, у которых олигофрения в степени дебильности сочетается со слепотой или слабовидением, глухотой или тугоухостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, обучаются не во вспомогательной школе, а в специальных клас­сах школ для детей с указанными нарушениями.

5. При олигофрении, осложненной тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга, выявляется грубое недоразвитие личности с выраженной не критичностью к ситуации. Недостатки познавательной деятельности у детей обнаруживаются на фоне нарушенных потребностей, мотивов, интересов, огрубленной эмоционально-волевой сферы. Таких учащихся во вспомогательной школе немного, но они требуют от педагогов повышенного внимания и контроля, так как иногда в состоянии аффекта могут быть опасными для себя и окружающих. Коррекционная работа педагога должна быть направлена на воспитание положительных качеств, выравнивание поведения, на трудотерапию, сглаживание недостатков познавательной деятельности.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.