Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллек­та - это целостная система, состоящая из логически последова­тельных структурных связей в учебном процессе. Эти связи скла­дываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществ­ляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного мате­риала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и приме­нение усвоенных знаний и умений.

Восприятие изучаемого материала является исходным момен­том познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследования­ми установлено, что «активность и целенаправленность ощуще­ний и восприятий учащихся специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида понижены, избирательность, осмысление наруше­ны. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования».

Осмысление учебного материала - это процесс понимания изу­чаемого. Но не всегда ученик с нарушениями интеллекта даже в подростковом или старшем школьном возрасте может самостоя­тельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, класси­фикации, обобщения, следовательно, мыслительные операции са­мостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение. Вербализация осуществляется без трансформации наглядных образов.

Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала.

Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществля­ется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, ког­да учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизве­дены в достаточном объеме. Запоминание и воспроизведение (осо­бенности памяти) носят осмысленный характер. Огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью за­крепления и систематизации знаний, но и как коррекция имею­щихся мыслительных процессов.

Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только де­фектом, что, естественно, важно, но и необходимостью перера­ботки информации, использования ее в практической деятельно­сти. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко ме­нять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем:

· адаптация содержания обучения к познавательным возмож­ностям детей с нарушениями интеллекта;

· обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А. Н. Граборов);

· организация процесса обучения в замедленном темпе;

· организация систематического повторения в обучении;

· последовательное включение ученика в учебную деятельность
с использованием разнообразных видов упражнений;

· индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

· использование игры как дидактического подхода к овладе­нию знаниями;

· соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности;

· использование труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный).

Коррекционно-развивающие задачи целиком и полностью свя­заны с общедидактической. Эти задачи дополняют, взаимодей­ствуют и обеспечивают единство всех компонентов обучения де­тей с нарушениями интеллекта. Содержание образования, осо­бенности процесса обучения, дидактические принципы, методы и формы организации педагогического процесса находят отраже­ние в учебных программах, учебниках.

Обучение носит воспитывающий характер, смысл его заклю­чается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происхо­дит формирование у учащихся положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в даль­нейшем и трудовом коллективе.

Огромная роль отводится трудовому воспитанию и обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Про­цесс трудовой подготовки в таких школах профессионально ори­ентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере ма­териального производства, вооружение их общеучебными, трудо­выми, профессиональными знаниями, умениями и навыками; формирование у них нравственных качеств. Трудовое обучение - основное средство социально-трудовой реабилитации, обществен­но-трудовой адаптации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности психического развития детей с нарушениями интеллектуального развития | Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.