Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития в обществе

Ритмика, ее назначение

В специальной (коррекционной) школе VIII вида ритмика как средство преодоления отклонений в психологическом и физиче­ском развитии всегда включалась в учебный план. До 1962 г. для учащихся начальных классов она заменяла уроки физкультуры и проводилась два раза в неделю. И только в 1963/64 учебном году (Р.Д. Бабенкова, 1961; Н.А. Козленке 1962) в 1-3-х классах по­является предмет «физическая культура», а ритмика становится отдельным предметом.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность, в результате которой учащиеся приоб­щаются к музыке и выражают себя, свое через движения. Усвое­ние несложных музыкальных форм, выполнение под музыку раз­нообразных движений - бега, прыжков, подскоков, танцеваль­ных и гимнастических упражнений - способствуют совершенство­ванию у учащихся двигательных навыков, пространственной ори­ентировки, координации движений. Ритмика - хорошее средство нормализации поведения, эмоционального состояния ученика.

Программа по ритмике включает 4 раздела:

1. упражнения на ориентировку в пространстве;

2. ритмико-гимнастические упражнения;

3. игры под музыку;

4. танцевальные упражнения.

В программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Для физического развития детей наибольшее значение имеют первые два раздела программы по ритмике.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию у детей координации движений. Учащиеся должны научиться со­гласовывать движения рук, головы, туловища, ног и выполнять их синхронно. Движения под музыку помогают не только коррек­ции недостатков физического развития, но и совершенствованию всех психических процессов.

 

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом специальной (коррекционной) школы VIII вида, является проблема адаптации и интеграции вы­пускника в обществе.

Под адаптацией подразумевается создание таких условий, к которым индивидуум достаточно свободно, без особых усилий может приспособиться.

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с на­рушениями двигательной сферы. Вот почему подбор адекватных средств физической культуры с целью корректировки этих нару­шений — необходимое условие социализации.

Можно выделить три основных направления адаптивной фи­зической культуры.

Адаптивное физическое воспитание и образование предполагает использование физических упражнений как системы специаль­ной деятельности, в том числе и трудовой; включение подростков с нарушениями интеллекта, особенно детей-сирот, в самостоя­тельную жизнь; овладение детьми двигательными умениями и на­выками; развитие у них организационных умений и навыков вос­питание положительного отношения к занятиям физическими уп­ражнениями, играм.

Адаптивная физкультура развивает у школьников с интеллек­туальной недостаточностью способность общаться с окружающи­ми людьми, предоставляет возможность активного движения и отдыха не только на уроках физической культуры, но и во вне­классной и внешкольной работе (дополнительное образование).

В Москве среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида проводятся специальные комплексные спартакиады «На­дежда» с включением видов спорта по программе специального олимпийского и параолимпийского движения.

Адаптивный спорт для детей с нарушениями интеллекта дол­жен рассматриваться в системе коррекционного обучения не только как подготовка к соревнованиям и участие в них, но прежде всего как реабилитационно-оздоровительные и коррекционно-развивающие мероприятия.

При организации занятий спортом необходимо исходить из возможностей каждого конкретного спортсмена-инвалида.

Главный девиз специальных Олимпиад - «Участие, радость от участия».

Более сильные спортсмены (учащиеся от восьми лет и более) могут стать членами сборных команд (гимнастика, легкая атле­тика, плавание, настольный теннис, игры - баскетбол, волей­бол, хоккей на полу и др.) и выступать в своей категории на Параолимпийских играх (легкая умственная отсталость - дебильность - IQ = 50-69) и специальной Олимпиаде (умеренная ум­ственная отсталость - имбицильность - IQ – 35-49).

Физическая реабилитация как направление лечебно-оздорови­тельного и восстановительного характера в системе специального коррекционного обучения получила широкое применение в силу того, что основной дефект в большинстве случаев сопровождает­ся сопутствующими заболеваниями, о чем было сказано ранее. При этом физическая реабилитация играет роль лечебного факто­ра и проводится с учетом заболевания.

В качестве вторичных нарушений в двигательной сфере детей с нарушением интеллекта выступают нарушения физического раз­вития (нарушение осанки, деформация стоп, изменения в суставах и т.д.). Кроме того, учащиеся могут в процессе занятий в мастер­ских, на уроках физической культуры получить травму. Физическая реабилитация способствует восстановлению нарушенных функций. Оправдавшим себя видом физической реабилитации является курс ЛФК. Это специальные занятия, отличающиеся от уроков задачами лечебного характера и соответствующей им структурой. Около 36% учащихся спе­циальных (коррекционных) школ VIII вида нуждаются в ЛФК.

Итак, физическое воспитание в специальной коррекционной школе носит коррекционно-развивающий характер и является важ­нейшим адаптивно-реабилитационным средством.

Вопросы и задания

1. Какой подход лежит в основе распределения учащихся специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида на группы?

Перечислите группы по уровню физического развития учащихся.

Охарактеризуйте средства коррекционно-развивающей системы фи­зического воспитания.

Какие задачи решает физическое воспитание?

В чем преимущество урока физической культуры? Охарактеризуйте части урока.

На что направлены занятия ритмикой?

Какие виды адаптивной физической культуры вам знакомы?

Перечислите самые распространенные формы занятий адаптивной физической культурой.

Что такое «физическая реабилитация»? На что она направлена?

10. Что вкладывается в понятия «сопутствующие состояния» и «сопут­ствующие заболевания»?

Глава 11. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры | Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженными интеллектуальными нарушениями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.