Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие революции




Вопросы для самостоятельной подготовки.

Этапы развития теории управления

 

Развитие теории управления начинается с изучения возникновения, становления, т.е. генезиса управления, с изучения исторических тенденций развития науки управления и эволюции школ научного управления (этап 1). Затем происходит формирование понятийного аппарата (этап 2) и соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности. (этап 3). Эффективность управления зависит, прежде всего, от того, насколько структура систем управления, организация и методы управления соответствуют объективным экономическим законам. Знание законов и закономерностей позволяет выработать методы и стили управления. Эффективность зависит и от методики разработки управленческих решений, и от логических подходов в реализации всех функций управления (этап 4). Перечень средств и методов воздействия на поведение людей в организациях характеризует основы механизма управления (этап 5), выработка критериев и методов оценивания эффективности управления производится на последнем этапе.

Таким образом, теория управления – это комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание и объяснение объективных явлений управления; это совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления. Теория управления способствует созданию эффективного инструментария управленческой деятельности.

1. Объясните, в чем состоит первый шаг в понимании сути управления?

2. В чем разница четырех подходов в понимании сути управления?

3. Покажите различия структурно и процесно - содержательного аспекта управления.

4. Раскройте содержание понятия «механизм управления».

5. Объясните, почему процесс управления не осуществляется любым механизмом управления?


Тема 2

Эволюция управленческой мысли

 

 

План:

 

1. Управленческие революции

2. Основные направления управленческой мысли, научные школы и подходы

3. Новая управленческая парадигма

 

 

Древнегреческий философ Платон писал: «Чтобы все граждане жили согласно, надо внушать им, что все они братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, иные для земледелия и ремесленничества».

Если мы бросим мысленный взор на хронологическую последовательность событий ХХ века, то заметим одну особенность: менеджмент как тип управления поднялся до основного направления социальной мысли.

Прежде чем подняться до таких высот, менеджмент, управленческая наука прошли многовековую эволюцию в рамках различных социально-экономических формаций. Уже в древнейших обществах – Шумере и Египте – мы наблюдаем любопытнейшую трансформацию высшей касты священников в религиозных менеджеров. Это удалось сделать благодаря тому, что они удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна не человеческая кровь, а символические жертвы – подношение скота, денег, ремесленных изделий.

По существу, мы имеем дело с первой революцией в истории человеческого общества, в результате которой на свет явился принципиально новый тип деловых людей – еще не коммерсантов, но уже и не чисто религиозных деятелей.

Собираемая с населения дань для отправления религиозных обрядов не пропадала даром: она накапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотистые шумерские дельцы вскоре стали богатыми и влиятельными. Это еще не класс собственников, так как в личное пользование ничего не присваивалось. Деньги для них не служили самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной деятельности. Ведь жрецы помимо соблюдения ритуальных почестей вели сбор налогов, управляли государственной казной, регулировали госбюджет. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумеры аккуратно вели деловые записи, в том числе относящиеся к практике управления: обнаружены контрольные, плановые, учетные элементы, что нынче и входит в управленческий процесс. Побочный результат управленческой деятельности жрецов – появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, поэтому и родился письменный язык. Им овладевали те слои населения, которые вели деловые переговоры, кому надо было отвечать на запросы, вести тяжбы, платить налоги, писать приказы.

Итак, в результате первой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в профессиональное занятие.

Вторая революция в области менеджмента создала административный менеджмент и произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем Вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец, он починил себе Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная администрация, и он впервые стал управлять на основе писаных законов. Знаменитый «свод законов» Хаммурапи содержит 285 законов управления государством – это ценный этап в истории менеджмента. Он сделал больше: он выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживал образ себя как защитника людей.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, в появлении первых ростков лидерского стиля.

Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как центре развития менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) являлся автором проектов не только Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля. Новые технологические идеи распространялись с помощью торговли, путешествий, войн. Появились бумажные деньги в Китае, ткацкое дело в Италии, банковская система в Англии. Внесли свой вклад в становление науки управления философ Сократ, его ученик Платон. Развивались различные методы управления. Все это характеризует третью управленческую революцию в менеджменте. Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме: система территориального управления Диоклетиана, административная организация римской католической церкви.

Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVII – XVIII веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Она оказала огромное влияние на теорию и практику управления. Созревала современная система акционерного капитала. Владельцы капитала все более удалялись от бизнеса. Руководитель – собственник, то есть капиталист, постепенно был заменен сотнями акционеров. Появилась новая, распыленная форма собственности – у одного капитала несколько собственников. Вместо единственного руководителя – собственника появилось несколько наемных менеджеров – несобственников. Произошло отделение управления от производства, менеджмент набрал самостоятельную экономическую силу. Рос объем производства, расширились банковские операции, возник маркетинг. Управление не могло оставаться сферой приложения одного лишь здравого смысла. Управление стало требовать специальных навыков, знаний и умений.

Менеджмент распадается на множество подфункций – планирование, организация, контроль, закупка и сбыт. Каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджера. Обострилась проблема координации деятельности. Как ее решить? Оставили за менеджером общие функции, а за каждой функцией закрепили штат – появились плановые отделы, отделы кадров, отделы главного технолога и т.д.

Рассмотрим диалектику происходящего. Вначале менеджер и собственник – одно лицо. Затем управление отделяется от производства и капитала, вместо одного капиталиста – менеджера возникает два сообщества – акционеров и наемных руководителей. Менеджеров становится много, у каждого своя функция. Затем работа единого менеджера – функционала вновь дробится – вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, создав специальные инструменты – систему принятия решений, философию управления, целеполагание.

Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги в крупных корпорациях. Благосостояние государственного и частного сектора все больше стало зависеть от качества управления. Менеджмент в развитых странах стал притягивать лучшие силы нации.

Всякое дело развивается неоднозначно. Когда «новое» возникает, с ним никто не считается и все норовят его затоптать. Но когда «новое» набирает силы и начинает доминировать, то уже оно само всякого норовит задавить.

Так произошло и с менеджментом. Когда он в середине XIX века формировался, мало кто его привечал. Главные бои тогда шли между трудом и капиталом. XX век стали называть веком противоборства индивида и организации, теперь руководитель противостоит подчиненному. Весь мир – огромная организация – главные герои – бюрократия. До начала ХХ века менеджеры еще не стали профессионалами. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. Появился класс профессиональных менеджеров – произошла пятая управленческая революция. Появляется армия государственных чиновников. ХХ век характеризуется тем, что бюрократия только себя считает компетентной в принятии решений, полагая, что управление – это функция только профессионалов, ибо чиновники – это те, кто прошли профессиональную подготовку и занимаются управлением постоянно. Происходит всеобщая бюрократизация управленческого аппарата, практически неуничножимое сообщество.

Своего эпогея интерес к управлению достиг в середине 50-х годов ХХ века. Шестую управленческую революцию назвали молчаливой, в середине 70-х годов менеджерский бум оканчивается. Сейчас идет формирование новой управленческой парадигмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.