Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III стадия

II стадия

I стадия

· зарождения идей;

· появление активистов;

· выработка общих взглядов;

· пропаганда взглядов;

· агитация;

· привлечение сторонников;

· более четкое формирование идей и требований;

· развитие общественно-политической активности;

затем:

· оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

· если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

· национальные (в рамках одной страны);

· региональные;

· континентальные;

· мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союзэто негосударственная общественная органи­зация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов:

· защита экономических и социальных интересов трудящихся;

· культурное просвещение и воспитание;

· социализация трудящихся;

· представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

В этом движении объединены женщины различных возрастов, националь­ностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения – за­щита прав женщин.

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общест­венного сознания в отношении «слабого пола».

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный «мужской шовинизм». По их мнению, освобождение жен­щин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.

Первым требованием феминистской революции является требование унич­тожения семьи и представление сексуальной свободы.

2. Антивоенное движение.

Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель – ликвидация угрозы войны.

3. Экологическое движение – это движение в защиту окружающей среды.

«Зеленые» выступают:

· за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;

· за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энер­гии;

· за закрытие вредных производств;

· против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения – предотвращение глобального экологического кризиса.

4. Правозащитное движение объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

5. Молодежное движение выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

6. Национальное движение набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют:

· движение неприсоединения;

· движение против расовой и национальной дискриминации;

· движение за установление нового экономического порядка;

· движение крестьян за землю и социальные права;

· пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движе­ниям и организациям.

 

 

2.8. Политические отношения и процессы

 

 

2.8.1. Сущность политических отношений и процессов

 

Политическая жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты на­ходятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллио­нов людей. Политические элиты упрочают свое положение, одни элиты сме­няются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Поли­тические партии проводят свои съезды и конференции. Государственные вла­стные структуры видоизменяются, перестраиваются…

За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно вы­явить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объек­тивную причину, последовательный характер и последствия.

Выяснению закономерностей политической жизни и политического про­цесса посвящается наша лекция.

Политический процессэто совокупность действий субъектов поли­тики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализа­ции своих политических концепций, идей и интересов.

Политический процесс – динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволю­цию во времени и пространстве.

Другими словами, политический процесс – это совокупность отношений между субъектами политики.

Политические отношениявзаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью.

Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.

Выделяют следующие типы политических отношений:

· отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

· отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе от­ношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политиче­ского процесса, особенно в области политической идеологии.

Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикаль­ными. Горизонтально организованные и вертикально организованные полити­ческие отношения М. Вебер считал «идеальными типами» отношений.

Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем ха­рактера политических отношений.

Обычно выделяют следующие виды политических процессов:

1. Базовые и периферийные.

Базовые это процессы политического участия и государственного управле­ния (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообраз­ные способы включения широких социальных слоев в отношения с государст­вом (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).

Периферийные политические процессы характеризуют динамику форми­рования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.

2. По времени.

3. Явные или скрытые.

4. С различным циклом протекания.

Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:

Первая стадия – конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной по­литической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые ор­ганы политической власти и политические институты; происходит процесс ле­гитимации власти.

Конституирование не обязательно предполагает полное изменение полити­ческой системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.

Вторая стадия – функционирование.

Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках полити­ческую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается боль­шинством населения.

Третья стадия – развитие.

Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее автори­тет и роль в решении вопросов общественной жизни.

На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электо­рат.

Четвертая стадия – разложение, упадок.

На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В ре­зультате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.

Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей полити­ческой власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической мо­дернизации.

Политическая модернизациясовокупность приемов и средств совер­шенствования политической системы государства, повышения ее эффектив­ности.

История политических модернизаций знает два основных пути ее осущест­вления:

· либеральный;

· консервативный.

Основным условием успешного осуществления политической модерниза­ции является рост экономики страны.

Американский политолог Р. Даль в качестве основных условий политиче­ской модернизации выделил следующее:

· последовательность правящей элиты в осуществлении политических ре­форм;

· установление сильной исполнительной власти, способной провести со­циально-экономические преобразования в стране;

· достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений в политической системе и го­сударстве;

· установление определенных отношений равенства-неравенства;

· субкультурное разнообразие;

· наличие интенсивной иностранной помощи или международного кон­троля;

· демократические убеждения правящей политической элиты и политиче­ских лидеров.

Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается политический результат, какова политиче­ская технология.

Политическая технология – это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.

Технология каждого политического процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и масштабов политического процесса.

Важным условием успешной реализации политических технологий явля­ется процесс принятия государственных политических решений, политическое управление.

Политическое управление – это процесс принятия и приведения в жизнь по­литических решений.

Политическое решение – это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.

Обычно выделяют следующие этапы принятия политических решений:

1 этап. Определение проблем, которые надо решить, или целей, которые надо достичь.

2 этап. Подготовка и анализ различных вариантов решения.

3 этап. Принятие решения, выбор оптимального плана действий.

4 этап. Реализация политического решения.

5 этап. Коррекция, внесение изменений в план действий по выполнению политического решения.

6 этап. Подведение итогов, анализ выполнения политического решения.

Таким образом, политический процесс – сложный и многогранный про­цесс, динамика политических отношений, деятельность субъектов политики. Основу политической деятельности составляет политическая культура, рас­смотрению сущности которой посвящен второй вопрос лекции.

 

 

2.8.2. Социокультурные процессы политики

 

Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъяв­ляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах чело­веческой деятельности. Профессионализм подразумевает компетентность, вы­сокую квалификацию человека не только в конкретной, узкой сфере деятельно­сти, но и в смежных областях; другими словами, его высокую профессиональ­ную культуру.

А подлинная культура личности невозможна без политической культуры.

Политическая культура – это система исторически сложившихся, от­носительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений лю­дей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспро­изводство политической жизни общества на основе преемственности.

Термин «политическая культура» впервые был использован в западной ли­тературе в 1956 году американским политологом Г. Алмондом.

В совместной с С. Вербой работе «Культура гражданина» он так опреде­ляет сущность политической культуры: «Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объек­тов среди представителей данной нации».

А по мнению политолога М. Башира, политическая культура – это «тип ве­рований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в инте­гральные системы».

Характерные черты политической культуры:

1. Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между эле­ментами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политиче­ского опыта.

2. Является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.

3. Имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой.

4. Характеризует политическое сознание и политическое поведение основ­ной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Политическая культура находит свое выражение в деятельности государ­ства, политических партий и политических движений, общественных организа­ций, отдельных граждан.

Структурно политическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания, политического поведения, культуры функционирования по­литических институтов.

Структура политической культуры:

1. Культура политического сознания, которая включает в себя:

· политические представления и убеждения;

· политические ценности, традиции, обычаи, нормы;

· политические установки.

2. Культура политического поведения:

· культура политического участия;

· культура политической деятельности.

3. Культура функционирования политических институтов это:

· культура электорального процесса;

· культура принятия и реализации политических решений;

· культура восприятия и урегулирования социально-политических кон­фликтов.

Рассмотрим подробнее составные части политической культуры.

Политическое сознание. Исходным элементом его формирования являются систематизированные теоретические знания. Они составляют научный фунда­мент преобразующей деятельности людей.

Но сами по себе знания не дают нового качества сознания. Они проходят сложный путь превращения в убеждения и через убеждения в поступки и дела людей, в их осознанное отношение к политике, государству, политическим ор­ганизациям, политико-идеологическим концепциям.

Политическое сознание включает в себя идеологию и правовое сознание.

Сущность и содержание идеологии мы рассматривали ранее. Можно лишь добавить, что с помощью идеологии теоретически осознанные интересы во­площаются в идеалах общественного развития, в практической политике госу­дарств и политических партий. Идеологический компонент должен обязательно присутствовать в политической культуре.

Правовое сознание, как элемент политического сознания, представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социаль­ных групп, политических партий к праву, законности и правосудию, а также их представления о том, что является правомерным или неправомерным.

Основой правового сознания являются правовые знания.

Известно, что право – мера политическая. Правовая норма превращает по­литические отношения в обязательные для исполнения государственными ор­ганами и гражданами, оформляя их в виде закона.

Политическое поведение.

Поведенческий элемент политической культуры предполагает осознанное участие граждан:

· в обсуждении проектов государственных документов;

· в референдумах и плебисцитах;

· в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной вла­сти;

· в работе различных государственных и общественных органов и ор­ганизаций;

· в других различных общественно-политических кампаниях и мероприя­тиях.

Культура функционирования политических институтов включает в себя:

· законную и справедливую организацию выборов субъектов власти;

· функциональное разведение всех элементов политической системы и строгое следование своим функциям;

· систему выработки, принятия и реализации политических решений всеми элементами политической системы;

· способность и возможность регулировать отношения между различными группами людей в обществе (недопущение или позитивное разрешение соци­ально-политических конфликтов).

Политическая культура – явление не однородное, ее можно классифициро­вать по следующим основаниям:

По уровню общности:

1. Общая политическая культура – наиболее устойчивые, типичные при­знаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение ос­новной массы населения.

2. Субкультуры – совокупность политических ориентации и моделей по­литического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры:

· социально-классовые;

· национально-этнические;

· религиозно-политические;

· региональные.

По отношению к власти:

1. Господствующая.

2. Контркультура.

В процессе формирования политической культуры сформировались и раз­виваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым поли­тическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с по­мощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следова­тельно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

Познавательная.

Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики.

Познавательная функция является основой остальных функций политиче­ской культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д.

Воспитательная.

Эта функция предусматривает:

· формирование и развитие у людей политического сознания, умения ос­мысливать полученные знания;

· привитие навыков практического участия в политической жизни;

· формирование умений грамотно анализировать политические и соци­альные процессы, происходящие в обществе;

· формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к по­литическим лидерам, к политическим партиям.

Регулятивная.

Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ас­социации.

От уровня и состояния политической культуры зависит – воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные реше­ния государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добро­вольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их ак­тивно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потре­бует доказательств правильности политических решений.

Коммуникативная.

Политическая культура передается через политические традиции, стерео­типы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции.

Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-поли­тические учения прошлого.

Нормативно-ценностная.

Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или под­тверждена законами страны.

Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь данного общества. Как правило, ценности поли­тической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, мо­ралью и правом.

Интегративная.

Политическая культура способствует объединению народов страны, граж­дан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социаль­ной, духовной сферах.

Политическая культура всегда служит опорой существующей политиче­ской системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем форми­рования широкой социальной базы существующей системы власти, сущест­вующего политического режима.

Защитная (охранная).

Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, ко­торый является выбором большинства народа.

Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее внешнего нашествия. Подлинная полити­ческая культура защищает от разрушения государственные структуры, демо­кратические институты, право, нравственность. Без политической культуры не­возможно обеспечить стабильность политической системы.

Прогностическая.

Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать бу­дущее.

 

Чтобы каждый гражданин стал политически культурным, он должен обла­дать следующими видами знаний:

· знание существующих в стране политических отношений, происходящих событий и явлений в политической жизни общества в целом, его отдельных ре­гионов;

· знание сущности, структуры и функций органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и проводимой ими политики;

· знание норм, принципов, идей, лежащих в основе управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами в обществе;

· знание Конституции страны, действующих норм права, правового статуса гражданина (совокупность прав, свобод и обязанностей);

· знание форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством, в решении многочисленных политических проблем;

· знание и понимание правильного сочетания общественных, государст­венных, коллективных и личных интересов, что является одной из коренных проблем политической жизни;

· знание внешней политики страны и сложившихся международных отно­шений, понимание тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики, про­блем безопасности страны.

Политическая культура – это не только знания, но и конкретная деятель­ность человека.

Процесс политического становления личности, вовлечение человека в по­литику принято называть политической социализацией.

Разумеется, политическую социализацию невозможно ограничить стро­гими рамками, это творческая многогранная деятельность, но некоторые наи­более существенные направления этой деятельности можно определить.

Основные направления политической социализации, поведения и действий политически культурного человека:

· участие в работе высших и местных выборных органов (законодательной или исполнительной власти) в качестве штатного работника или на общест­венно-добровольных началах, работа в различных общественных комиссиях, комитетах, экспертных группах при органах власти;

· членство в политических партиях и общественных организациях, дея­тельность в них в качестве функционера;

· участие в выборах депутатов органов всех ветвей власти, референдумах;

· участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и т. п.;

· постоянная забота о приобретении навыков в умении вести политиче­скую борьбу, политические дискуссии цивилизованными методами;

· активное участие в обсуждении и принятии Конституции страны, допол­нений и изменений в ней, а также основных законодательных актов, участие в опросах и других формах изучения общественного мнения.

В качестве субъектов формирования политической культуры обычно вы­деляют:

1. Государство в лице законодательных, исполнительных и судебных орга­нов.

2. Политические партии и общественно-политические организации.

3. Средства массовой информации.

4. Общественно-политические академические институты.

5. Армия, институт воинской службы.

6. Церковь.

7. Неформальные движения.

8. Семья.

В качестве основных направлений формирования политической культуры можно выделить следующие:

· систематизированное изучение политической науки (политологии), со­циально-политических учений прошлого и современных, политических доку­ментов государства, Конституции и других законов в других формах организо­ванной учебы, а также методом самообразования;

· использование и творческая переработка в сознании политических и дру­гих материалов средств массовой информации;

· следование определенным политическим традициям и идеалам, полити­ческим и социальным стереотипам своей семьи;

· участие в практической политической жизни страны: выборы, референ­думы, собрания, реализация своих политических взглядов, политических пози­ций, умение делать выводы и извлекать уроки из реальной политической жизни;

· межличностное общение, обмен с коллегами личным опытом и мнениями по актуальным политическим проблемам;

· самостоятельный текущий анализ политической жизни, политических явлений в стране и за рубежом, корректировка своего политического поведе­ния в соответствии с результатами анализа.

Таким образом, политическая культура – сложное политическое образова­ние, важное свойство личности. Проблема формирования политической куль­туры является очень сложным, длительным и динамичным процессом.

Политический процесс, таким образом, можно охарактеризовать как дина­мическую сторону политических отношений, деятельность субъектов политики по осуществлению политических решений.

Морально-нравственной основой деятельности в политике является поли­тическая культура.

Успех в политической жизни гарантирован тем личностям, политическим элитам и политическим лидерам, которые свою деятельность сверяют с нор­мами политической культуры.

 

 

2.9. Политические элиты и политическое лидерство

 

 

2.9.1. Понятие и современные теории элит

 

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неоди­наковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рас­сматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденци­озная. Сам термин «элита» заменялось произвольными и аморфными сино­нимами: «власть имущие», «влиятельные слои общества», «сливки нации» и др.

Что же такое «политическая элита»?

«Элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.

Философы Древней Греции считали, что править обществом должны луч­шие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель вы­ступали против допущения народа к правлению государством, считая демокра­тию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наибо­лее развита разумная часть души. Аристотель написав: «…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, со­чувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью», тем самым дал наиоб­щую характеристику правящей элиты.

Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических ус­тановках интересов различных слоев общества и создающая механизм вопло­щения политических замыслов.

Другими словами, элита – это высшая часть социальной группы, класса, по­литической общественной организации.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских со­циологов Гаэтано Моска (1958 – 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 – 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 – 1936 гг.).

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В «Основах политиче­ской науки» (1896 г.) он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднераз­витых и кончая современными передовыми и мощными обществами, сущест­вуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизи­рует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как вто­рой, более многочисленный, управляется и регулируется первым и постав­ляет...материальные средства для жизнеобеспечения политического организма».

Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господ­ство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска – на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс.

2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объ­ясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что на­саждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

3. Для Моски элита – политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что «демократия, чтобы со­хранить себя и достичь известной стабильности», вынуждена создавать органи­зацию. А это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть «массам», а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Последователи Михельса считают, что Ленин, заложив организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде «Что делать?», ориентиро­вался на узкий слой профессиональных революционеров – будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

· это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

· высокий социальный статус;

· значительный объем государственной и информационной власти;

· непосредственное участие в осуществлении власти;

· организаторские способности и талант.

На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли совре­менные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюра­лизма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.

Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:

1. Признание элитарности любого общества, его разделение на властвую­щее меньшинство и пассивное большинство.

2. Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.

3. Групповая сплоченность.

4. Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

5. Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.

6. Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.

Ценностные теории элиты характерны:

1. Элита – наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.

2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита – мотор, а массы – колесо истории, проводник в жизнь решений элит.

3. Формирование элиты – процесс естественного отбора обществом наибо­лее ценных представителей.

4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демо­кратия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На фи­нише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.

Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:

1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными ру­ководителями за доверие и голоса избирателей.

2. Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.

Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следую­щих постулатах:

1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.

2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.

3. Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.

4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто доста­точно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негатив­ное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:

1. Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историче­ское призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

2. Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистиче­ская партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.

3. Происхождение элиты из социальных низов – «кто был никем, тот станет всем».

4. Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руково­дства обществом. Все другие идеологии – заблуждения или происки классового врага.

5. Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподоб­ляется армейским структурам, делится на вождя, «генералов», «офицеров», «ун­тер-офицеров» (Сталин).

Таким образом, под элитой понимаются:

1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).

2. Харизматические личности (М. Вебер).

3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.

4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).

5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.

6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).

7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лас­суэл).

8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в макси­мальном размере.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита – реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных фак­торов:

1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.

2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управлен­ческим трудом.

3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.

4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.

6. Политическая пассивность широких масс населения.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют:

· правящую элиту;

· неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции:

· высшая (общенациональная);

· средняя (региональная);

· местная.

По результатам деятельности (эффективности):

· элита;

· псевдоэлита;

· антиэлита.

Кроме того, выделяют:

1. «Элиту крови», или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.

2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

3. Закрытые и открытые.

В. Парето выделял два главных типа элит: «львы» и «лисы».

Для «львов» характерен консерватизм, грубые силовые методы управле­ния. Общество, где преобладает элита «львов», обычно застойно.

«Лисы» – мастера обмана, политических комбинаций. Элита «лис» дина­мична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Политическая элита обладает следующими функциями:

· изучение и анализ интересов различных социальных групп;

· субординация интересов различных социальных общностей;

· отражение интересов в политических установках;

· выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);

· создание механизма воплощения политических замыслов;

· назначение кадрового аппарата органов управления;

· создание и коррекция институтов политической системы;

· выдвижение политических лидеров.

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устра­нения приводили к формированию и господству деспотических нерезультатив­ных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития челове­ческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты – рекрутирование элит.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны:

1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из ниже­стоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильт­ров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто про­водит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильт­ров.

3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие ру­ководящих позиций.

5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значи­мые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни общества – реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения ка­чества и эффективности работы политической элиты. Во многом положитель­ное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

 

 

2.9.2. Политическое лидерство

 

Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обще­ствоведов.

Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полковод­цах подлинных творцов истории.

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Ни­колло Макиавелли (1469 – 1527). В его трактовке политический лидер – это госу­дарь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для со­хранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства (отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренеб­регающей нормами морали).

В своем труде «Государь» Макиавелли разработал практические советы для правителей, представляющие искусное сочетание хитрости и силы. Эти со­веты высоко ценили Кромвель и Наполеон, ими пользовались Сталин и Бреж­нев, Гитлер и Черчилль и др.

Концепцию лидерства, оказывающую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 – 1900). В своих трудах «Так говорил Заратустра» (1884) и «Воля и власти» (1889) он пы­тался обосновать необходимость создания высшего биологического типа – че­ловека – лидера, сверхчеловека. Он писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы ро­ждать великих людей, – в этом и ни в чем ином состоит его задача». («Так гово­рил Заратустра». – М.,1990. – С. 286).

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства ока­зало творчество французского социолога Габриэля Тарда (1843 – 1904).

Он является одним из основоположников теории социализации. Тард пы­тался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения, по его мнению, не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственным источником про­гресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригиналь­ными личностями.

Марксизм в противоположность теориям, которые рассматривают лидеров как локомотивов истории, ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политиче­ский лидер выступает как часть класса, наиболее способный, сознательный и умелый выразитель воли класса. Здесь он играет по отношению к классу вспо­могательную, служебную роль.

И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса, то в творчестве и в практической по­литике Ленина и особенно Сталина эта идея постепенно была сведена на нет, и возобладала упрощенная схема соотношения масс и политических лидеров: массы – класс – политическая партия – политический лидер. «Массы, – писал Ленин, – делятся на классы:...классами руководят обычно... политические пар­тии;... политические партии в виде общего правила управляются более или ме­нее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями». (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 24).

В современном обществоведении существуют несколько подходов к опре­делению политического лидерства. Выделим некоторые из них.

1. Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Для этого определения характерны следующие особенности

· влияние должно быть постоянным;

· руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, орга­низацию, общество;

· политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии.

2. Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная по­зиция, это руководящая должность.

3. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательская дея­тельность, осуществляемая на политическом рынке. Здесь побеждает тот по­тенциальный лидер, чей «политический товар» больше всего отождествляется с понятием «общего блага».

4. Политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы.

Понятия политического лидерства имеет два аспекта:

1. Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.

2. Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Кто же он, политический лидер?

Политический лидер – это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть суще­ственную роль в политических процессах и ситуациях.

Рассматривая проблемы лидерства, неизменно задаешься вопросами: по­чему одни люди становятся лидерами, а другие исполняют их волю? Что лежит в основе лидерства, в чем его феномен?

На этот счет в современной политологии есть несколько теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них.

Теория черт. Суть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдаю­щимися личными качествами. Как пишет один из видных представителей тео­рии черт Э. Богардус «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ора­торские способности и др.

Ситуационная теория. Ее представители – В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. – обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных ус­ловий.

Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкрет­ная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им ре­шения.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объектив­ных обстоятельств.

Однако эта теория не учитывает, что не только ситуация порождает ли­дера, но и сильная личность способна создать ситуацию. Ю. Дженнингс верно заметил: «Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Вели­кий лидер «чувствует» ситуацию и знает..., когда он может ее использовать..., обратить в свой актив» (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концеп­ций лидерства. – М.,1978. – С. 43).

Теория последователей и конституентов объясняет феномен лидера через его окружение и последователей. «Именно последователь, – пишет Ф. Стэн­форд, – воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство».

Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде це­почки: конституенты – последователи – активисты – лидер. В современной по­литологии в круг конституентов лидера включаются не только политические активисты, но и его избиратели, все, кто взаимодействует с ним.

Кратко суть этой теории можно выразить фразой: «Короля делает двор».

Психологическая теория. Ее основоположник З. Фрейд считает, что в ос­нове лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо – преимущест­венно бессознательное влечение сексуального характера. («В мире ясно только то, что миром правит либидо»).

У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, ко­гда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семей­ства.

Ученые Франкфуртской школы Э. Фромм и Т. Адорно выявили тип лично­сти, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая лич­ность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающая мас­совые фрустрации и неврозы и стремление убежать от этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредст­вом навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляют такому человеку особое на­слаждение. Это своеобразная форма садизма. Такая личность воспринимает всех других людей, мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости.

Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим неко­торые из них.

По отношению руководителя к подчиненным:

· авторитарное – единоличное направляющее воздействие лидера на ни­жестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы;

· демократическое – предполагает учет руководителем интересов и мне­ний всех членов группы или организации, участие масс в управлении.

По способу легитимации власти (М. Вебер):

· традиционное – вожди племен, монархи – их авторитет основан на обы­чае, вере в святость и неизменность традиций;

· рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим пу­тем;

· харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на лично­сти лидера, которому приписываются божественные способности. От масс тре­буется полная личная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро.

По «масштабам» лидерства:

· общенациональные;

· лидеры региональные;

· лидеры социальных групп, слоев.

По отношению к существующей политической системе:

· функциональный;

· дисфункциональный;

· конформист (приспособленец);

· неконформист.

 

Собирательные образы лидера выделил М. Дж. Херманн.

1. Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы (В. И. Ленин, М. Л. Кинг, Хомейни, Ш. де Голль).

2. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выра­зителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мне­ние и действует от их имени.

3. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно пре­поднести массам свои идеи и планы, что заставляет «купить» эти идеи и при­влекает массы к их исполнению.

4. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные обществен­ные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

В чистом виде в реальной жизни образы лидеров обычно не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Кроме того, выделяют следующие типы лидеров:

· лидер-идеолог и лидер-прагматик;

· лидер-«лев» и лидер-«лис»;

· реалист, фанатик и романтик;

· лидер-популист.

Российский исследователь Н. Плешаков предложил типологию лидерства с точки зрения национально-эпических архетипов. Он считает, что Сталин – Ге­оргий Победоносец, Хрущев – Иван-царевич, Брежнев – Емеля.

Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера.

Основные функции лидера должны быть следующими:

1. Интеграция общества, объединение масс.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произ­вола.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмо­циональной связи.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация власти, политического строя.

Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политиче­ского лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следст­вием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авто­ритарных, и в демократических государствах.

Для того чтобы политические лидеры избежали культа личности, корруп­ции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно», – говорил анг­лийский историк Эктон.

Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3. Последовательное проведение разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную.

4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутиро­вания и общения с массами.

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Таким об­разом, важнейшими условиями эффективного политического руководства об­ществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в це­лом.

 

 

2.10. Политические конфликты

 

 

2.10.1. Сущность политических конфликтов и их типология

 

Конфликт (лат. «конфлитус» – столкновение) – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложне­ниями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки – конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социали­стическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармо­нично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглуша­лись, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пру­жины).

Между тем на Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабаты­вающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Политический конфликт – это столкновение противоположных обще­ственных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политиче­скими интересами и целями.

Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древне­греческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме по­добные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впер­вые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важ­нейшая движущая сила общества.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обу­словлены социально-экономическими структурами. Общество делится на не­равноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием глав­ных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го – начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина «класс». Другие же факторы – расовые, религиозные, национальные – были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значе­ние, считали марксисты.

В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все при­чины политических конфликтов, потому что:

· марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формирова­нии политических различий;

· марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);

· класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня про­сто не существует.

Во второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Герма­ния) и
К. Боулдинга (США).

Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интегра­ции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и инте­грация, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные кон­фликты.

Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психо­логическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

Ральф Дарендорф обосновал «конфликтную модель общества» Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отно­шению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.

Кеннет Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека. То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реак­циях человека. В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодо­левать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индиви­дуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего обществен­ного строя.

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вы­вод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множест­венное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных ла­геря, что может привести к гражданской войне.

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы – государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический кризисэто состояние политической системы обще­ства, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как пе­рерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или не­гативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внут­риполитические.

1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными проти­воречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

2. Внутриполитические кризисы – это:

· правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невы­полнение его распоряжений местными исполнительными органами;

· парламентский кризис – расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

· конституционный кризис – фактическое прекращение действия Основ­ного закона страны;

· социально-политический (общенациональный) кризис – включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что кон­фликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием кон­фликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя не­сколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют об­становку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего».

В чем же причины конфликтов?

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерар­хий: одни управляют, командуют, другие – подчиняются. Может сложиться си­туация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограни­ченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, ми­тинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6. Зависть.

7. Ненависть.

8. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии.

Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:

По субъектам.

· межгосударственный;

· межнациональный (этнический);

· межклассовый;

· между социальными группами и общественными организациями;

· между расами (расовый) и др.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, фи­нансовый, таможенный, правовой и др.).

По масштабности:

· мировой;

· региональный;

· локальный.

По уровню формирования:

· на межличностном уровне;

· на групповом уровне;

· на уровне подсистем общества или государства;

· на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

 

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следую­щей схеме:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социал-реформистская и коммунистическая идеологии. | Ресурсы и функции политической власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.438 сек.