Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы соотношения легитимности и эффективности политической власти




Процесс властвования упорядочивается и регулируется государственными органами, правом, политической системой и др.

Общие функции власти

1. Формирование политической системы, организация её политической жизни, политических отношений между государством и обществом

2. Управление делами общества и государства на всех уровнях

3. Руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами

4. Контроль политических и иных отношений

5. Создание определенного типа правления, политического режима и государственного строя, типа общества.

Власть по субъектности делится на три уровня:

1. Общественный – охватывает наиболее сложные социальные и политические отношения

2. Публичный – объединяет коллективы и отношения в них

3. Личный – влияние в малых группах.

Эти уровни делятся на две формы:

1. Легальные, официальные, формализованные структуры

2. Нелегализованные, неформальные структуры

Совокупность уровней и форм власти образуют структуру власти:

1. Макрополитическая система Правительство, его центральные учреждения)

2. Мезовласть (средний уровень) – аппарат среднего звена власти

3. Микроуровень – политическое общение людей, их подчинение власти.

Что значит «властвовать»?

Властвовать – как бы налагать свою волю на волю других. Это наложение должно добровольно приниматься теми, кто подчиняется.

Способы властвования:

1. Демократические – власть осуществляется при участии исполнителей её решения.

2. Авторитарные – единоличное правление с ограниченным контролем над подданными.

3. Тоталитарные – всеобъемлющий контроль субъекта над объектом власти.

4. Конституционные – правление в рамках закона.

5. Деспотические – всевластие, произвол и опора на насилие.

6. Либеральные - уважение свободы личности, её фундаментальных прав.

Легитимность – означает признание обществом законности, правомерности официальной власти. Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ. А не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание её законности) и «легальность власти» (правовое, формальное её закрепление).

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. М. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти.

Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией, Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.

Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим Харизма означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка т вождя.

В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Такая дифференциация говорит об очень многом. Можно констатировать: «Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне её экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о «продолжительности её жизни». По крайней мере можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.

В частности, очевидно, что первые два из на0ванных типов легитимности политической власти – традиционной и харизматической - характерны для государства со слаборазвитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоносителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт и др.).По форме правления – это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами.

Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, то он характерен для государств с высокой политической системой. Далее, традиционный и рационально-правовой типы легитимности более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время в соответствии с данными, полученными в январет1995тг., 36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она всё же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену… И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно в большей степени) даёт основание для прогноза её долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США. А вот харизматическая легитимность политической власти не даёт оснований для прогноза её длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера всё меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Её становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен – революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру.

Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм развития общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придаётся большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором её эффективности. И, наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин её нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты.

Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

События в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент РФ является её гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности. Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции. С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

Эффективность власти – это её результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которое возлагает на неё большинство населения и особенно элиты. Эффективность экономической политики, укрепление общественного порядка, повышение благосостояния народа – путь к легитимации власти.

Соотношение легитимности и эффективности власти наглядно можно проследить на таблице, предложенной С. Липсетом:

  А     В
  С   D  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.