Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственный механизм природопользования




1. Основы государственной экологической политики России.

2. Экономический механизм природопользования.

3. Административно-контрольные методы управления.

4. Информационное обеспечение управления природопользованием.

1. Последние годы экологический фактор реально сказался на благосостоянии народа: ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни и т.д.

Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и все более острые экологические проблемы.

Основной причиной быстрого ухудшения экологической обстановки является деформированная милитаризованная структура экономики.

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностей и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это очень трудная задача, она потребует целого комплекса радикальных мер: политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер.

При переходе к рыночным отношениям для охраны окружающей среды и рационального природопользования требуется введение экономического механизма в сферу взаимодействия природы и общества.

Законодательное обеспечение экологической политики:

1. Природоохранное законодательство должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты и жилье, свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.

2. В пакете законов четко разграничить полномочия РФ, республик, областей и прав по решению экологических проблем.

3. Законодательные акты должны закрепить приоритет охраны природы над другими видами деятельности.

4. Сформулировать принципы и установить единые правила и порядок ведения хозяйственной деятельности с помощью экономических методов управления.

5. Законодательно закрепить статус эколого-экономических зон как территорий с особым режимом природопользования и хозяйственной деятельности, предусмотреть их приоритетное создание малочисленных народов и этнических групп:

а) в области уголовной ответственности - пересмотреть составы экологических преступлений;

б) в области административной ответственности - повысить штрафы;

в) в области гражданской ответственности - развивать систему компенсационных исков;

г) важную роль играет экологический надзор правоохранительных органов. Повышению его эффективности во многом должны способствовать действующие и вновь создаваемые природоохранные прокуратуры.

2. Природопользование - рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана. В условиях перехода к рыночным отношениям режим природопользования устанавливается на местном, региональном и федеральном уровнях.

В законодательство должно быть введено согласование условий и выдача разрешений (лицензий) на природопользование. В этом разрешении должны быть:

а) экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;

б) условия охраны природы ресурсов;

в) размеры платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.д.

 

Арендные отношения в природопользовании

Аренда осуществляется в форме срочного возмездного пользования ресурсами в условиях, необходимых арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Арендаторами могут быть соответствующие организации, юридические и физические лица.

Передача природных ресурсов в безвозмездное пользование относится к деятельности органов управления.

Изготовленная в процессе природопользования продукция является собственностью производителя.

Аренда природных ресурсов осуществляется на платной основе.

Плата за загрязнение окружающей среды

Эта плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории РФ. Установлены «Базовые нормативы платы за выбросы» 1993 г.

Таблица 7 - Нормативы платы за выбросы загрязняющих вредных веществ, руб./т

  Норматив платы
Загрязняющее вещество в пределах допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов выбросов)
Диоксид азота    
Бенз(а)прирен (3,4-бензапирен)    
Бензин (нефтяной)    
Вольфрам, вольфрама карбит    
Железо (оксид железа в пересчете на железо)    
Золы углей    
Кадмий (оксид кадмия в пересчете на кадмий)    
Кислота азотная    
Никель металлический    
Пыль древесная    
Ртуть металлическая    
Сероводород    
Сероуглерод    
Спирт аминовый    
Хлор    

Таблица 8 - Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих вредных веществ в поверхностные и подземные водные объекты (всего 199 наименований), тыс. руб./т

  Норматив платы
Загрязняющее вещество в пределах допустимых нормативов сбросов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов сбросов)
Азот нитратный 0,245 1,225
Ацетон 44,35 221,75
Железо общее 22,175 110,875
Кадмий 443,5 2217,5
Нефть и нефтепродукты 44,35 221,75
Никель 221,75 1108,75
Ртуть    
Сероуглерод 2,22 11,1
Хлор свободный (хлор активный)    

Таблица 9 - Базовые нормативы за размещение отходов в пределах установленных лимитов, руб./т

Нетоксичные отходы:  
добывающей промышленности ………………………………………. 2,5
перерабатывающей промышленности ……………………………….. 115*
Токсичные отходы:  
I класс токсичности - чрезвычайно опасные …………………………  
II класс токсичности - высоко опасные ………………………………  
III класс токсичности - умеренно опасные …………………………...  
IV класс токсичности - малоопасные …………………………………  
* В руб./м3  

 

Платежи за загрязнение от предприятий и учреждений перечисляются в экологические фонды (местные, областные, федеральные).

Экономическое регулирование особо охраняемых природных территорий и объектов.

Все имеющиеся в регионе особо охраняемые и требующие охраны природные ценности (объекты) подлежат инвентаризации и бонитировки по пяти классам уникальности. Особый режим охраны и природопользования устанавливается на землях природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного и историко-культурного назначения.

 

3. К важнейшим административно - контрольным методам управления относятся: государственная экологическая экспертиза и государственный инспекционный контроль. На экспертизу возложено осуществление программно-целевой предпроектной, проектной и другой документации для оценки экологической допустимости и безопасности решений на уровне современных знаний экологической ситуации и ее прогноза с целью проведения строительных работ.

Государственный контроль должен включать прежде всего:

1) состояние воспроизводства и оздоровление природной среды, охраной и рациональным использованием земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира;

2) образование, использование, переработка и захоронение токсичных и радиоактивных отходов;

3) соблюдение экологических нормативов ПДК и т.д.

 

4. Информационное обеспечение - ключевой элемент экологических программ, без которых не могут быть сформированы все другие их блоки. Для получения информации создана Единая республиканская система наблюдения и контроля за состоянием природной среды. Эта система мониторинга служит для получения длительных наблюдений и оценки их прогноза изменения окружающей среды. Она функционирует в настоящее время в рамках Росгидромета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.