Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кон­т­роль­ные и экс­пе­ри­мен­таль­ные груп­пы

Од­но­фа­к­тор­ная и мно­го­фа­к­тор­ная мо­дель.

Схе­мы (мо­де­ли) на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния

 

В на­ча­ле ра­бо­ты ис­сле­до­ва­тель, ис­хо­дя из за­дач, сто­я­щих пе­ред ним, на­ме­ча­ет оп­ре­де­лен­ную схе­му ор­га­ни­за­ции ис­сле­до­ва­ния. Эта схе­ма но­сит на­зва­ние мо­де­ли. Она мо­жет быть со­ста­в­ле­на са­мим ис­сле­до­ва­те­лем или в ка­че­ст­ве та­кой схе­мы мо­жет быть из­бра­на ка­кая-ли­бо хо­ро­шо обо­с­но­ван­ная ста­ти­сти­ко-ма­те­ма­ти­че­с­кая мо­дель. Су­ще­ст­ву­ет до­воль­но мно­го та­ких схем ис­сле­до­ва­ния. Их при­ме­не­ние, од­на­ко, тре­бу­ет от ис­сле­до­ва­те­ля стан­дар­ти­за­ции ус­ло­вий, при ко­то­рых про­во­дит­ся ис­сле­до­ва­ние.

 

 

 

Наи­бо­лее эле­мен­тар­ная мо­дель на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния та, при ко­то­рой од­на един­ст­вен­ная груп­па, од­но­род­ная в от­но­ше­нии оп­ре­де­лен­ных при­зна­ков (на­при­мер, пол, воз­раст и т.п., в за­ви­си­мо­сти от ха­ра­к­те­ра про­во­ди­мо­го экс­пе­ри­мен­та), под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию оп­ре­де­лен­но­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го ре­жи­ма, а за­тем по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты по­ды­то­жи­ва­ют­ся. В этом слу­чае ис­сле­ду­е­мая груп­па на­зы­ва­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­ной, а на­блю­да­е­мые в ней слу­чаи под­о­пыт­ны­ми. Раз­но­вид­ность этой мо­де­ли пред­ста­в­ля­ет ис­сле­до­ва­ние, при ко­то­ром на­блю­де­ние про­из­во­дят не над од­ной, а над не­сколь­ки­ми груп­па­ми. При этом раз­ли­чие ме­ж­ду экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми груп­па­ми мо­жет быть или в от­но­ше­нии ус­ло­вий, по ко­то­рым стан­дар­ти­зо­ван под­о­пыт­ный ма­те­ри­ал (на­при­мер, ес­ли сфор­ми­ро­ва­ны груп­пы раз­но­го воз­рас­та или раз­но­го по­ла), или в от­но­ше­нии экс­пе­ри­мен­таль­но­го ре­жи­ма (груп­пы оди­на­ко­вы, но в от­но­ше­нии ка­ж­дой груп­пы при­ме­ня­ет­ся раз­ли­ч­ный экс­пе­ри­мен­таль­ный ре­жим). В этом слу­чае при­ня­тая мо­дель ис­сле­до­ва­ния да­ет воз­мо­ж­ность срав­ни­вать как воз­дей­ст­вие раз­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных ре­жи­мов (на­при­мер, раз­ли­ч­ные до­зы), так и воз­дей­ст­вие од­но­го и то­го же экс­пе­ри­мен­таль­но­го ре­жи­ма на раз­ли­ч­ный под­о­пыт­ный ма­те­ри­ал.

До­воль­но ча­с­то на­ря­ду с экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми груп­па­ми ис­сле­до­ва­тель фор­ми­ру­ет дру­гую груп­пу, на­зы­ва­е­мую кон­т­роль­ной. По со­ста­ву она та же, что и экс­пе­ри­мен­таль­ная, но в от­ли­чие от нее не под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию экс­пе­ри­мен­таль­но­го ре­жи­ма. Пред­на­зна­че­ние кон­т­роль­ной груп­пы - срав­не­ние. Она - эта­лон - ме­ра, при по­мо­щи ко­то­рой ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся, на­сколь­ко су­ще­ст­вен­ны раз­ли­чия по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов и не за­ви­сят ли они от дей­ст­вия слу­чай­ных фа­к­то­ров. В свя­зи с на­зна­че­ни­ем кон­т­роль­ной груп­пы не­об­хо­ди­мо, что­бы обе груп­пы (экс­пе­ри­мен­таль­ная и кон­т­роль­ная) бы­ли оди­на­ко­вы­ми и от­ли­ча­лись бы толь­ко по то­му фа­к­то­ру, ко­то­рый под­вер­га­ет­ся ис­сле­до­ва­нию. Все дру­гие фа­к­то­ры, спо­соб­ные уси­лить или ос­ла­бить дей­ст­вие ис­пы­ту­е­мо­го фа­к­то­ра, ну­ж­но ус­т­ра­нить или хо­тя бы обес­пе­чить их оди­на­ко­вое вли­я­ние на обе груп­пы.

Та­ко­го ро­да мо­де­ли про­ве­де­ния на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния но­сят на­зва­ние схе­мы од­но­фа­к­тор­но­го ана­ли­за.

 

До­за По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты
   
   
   
   
   
Кон­т­роль­ная груп­па  

 

На пра­к­ти­ке, однако, ча­с­то при­хо­дит­ся ис­сле­до­вать воз­дей­ст­вие боль­ше чем од­но­го фа­к­то­ра. То­г­да го­во­рят о двух­фа­к­тор­ном, трех­фа­к­тор­ном и т.д. ана­ли­зе. Ес­ли ис­поль­зо­вать рас­смо­т­рен­ный вы­ше при­мер, то те­перь на­ря­ду с фа­к­то­ром - ис­пы­ту­е­мое то­к­си­че­с­кое ве­ще­ст­во, име­ю­щее 5 раз­но­вид­но­стей - уч­тен и до­по­л­ни­тель­ный фа­к­тор - воз­раст.

 

До­за По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты 10-20 21-30 31-40
   
   
   
   
   
Кон­т­роль­ная груп­па  

 

При двух­фа­к­тор­ном ис­сле­до­ва­нии объ­ем вы­бор­ки уве­ли­чи­ва­ет­ся в 4 раза по срав­не­нию с объ­е­мом од­но­фа­к­тор­но­го ана­ли­за.

Ес­ли на­ря­ду с ис­сле­до­ва­ни­ем двух фа­к­то­ров, тре­бу­ет­ся ис­сле­до­вать вли­я­ние еще тре­тье­го фа­к­то­ра, на­при­мер пол. Для это­го при­дет­ся уд­во­ить объ­ем ис­сле­до­ва­ний.

До­за По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты муж­чи­ны жен­щи­ны 10-20 21-30 31-40 10-20 21-30 31-40
   
   
   
   
   
Кон­т­роль­ная груп­па  

 

В за­ви­си­мо­сти от це­ли, по­ста­в­лен­ной пе­ред ис­сле­до­ва­ни­ем, ис­сле­до­ва­тель мо­жет изу­чать дей­ст­вие и че­ты­рех фа­к­то­ров (на­при­мер, вес), пя­ти фа­к­то­ров (например, пи­та­ние). Не тру­д­но ви­деть, что, уве­ли­чи­вая чи­с­ло ис­сле­ду­е­мых фа­к­то­ров, ис­сле­до­ва­тель дол­жен уве­ли­чи­вать и объ­ем ис­сле­до­ва­ний, в ча­ст­но­сти чи­с­ло на­блю­де­ний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон больших чисел и его значение в статистике | Ме­тод дуб­ли­ро­ва­ния
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.