КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема5 организационные формы бухгалтерского учета
План: 1. Понятие учетного регистра и организационной формы. Виды учетных регистров 2. Мемориально-ордерная форма и ее разновидности 3. Журнально-ордерная форма и ее разновидности 4.Организационные формы бухгалтерского учета на малом предприятии Понятие учетного регистра и организационной формы. Виды учетных регистров Учетный регистр – это сводный бухгалтерский документ, который составляется для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах. В основу любого учетного регистра положен какой-либо экономический принцип. Следовательно, учетный регистр – это таблица заданной формы и содержания. Организационная форма бухгалтерского учета - это порядок сочетания учетных регистров и первичных документов, а также последовательность и способы учетных записей в них. Организационная форма – это способ подготовки и предоставления экономической информации. Название организационной формы определяется основным отчетным документом. Чем отличаются организационные формы друг от друга? 1)Количеством, назначением, внешним видом и содержанием учетных регистров. 2)Взаимосвязью хронологических и систематических записей. 3)Последовательностью и техникой записей в учетных регистрах. 4)Степенью автоматизации учетно-вычислительных работ. Классификация учетных регистров
(1)Бухгалтерская книга является носителем наибольшего количества информации, но с ней может работать только 1 человек. (2)Карточки служат для аналитического учета. (3)Журналы дают возможность разделения видов работ. Классификация учетных регистров по видам записей: (1) Хронологические регистры показывают точную дату оборотов счетов (2)Систематические регистры указывают только корреспонденцию счетов. (3)Аналитические учетные регистры дают конкретную информацию по объектам учета и бывают с опережающей и параллельной записью. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета и ее разновидности Схема мемориально-ордерной формы:
для наличности
На основе аналитических н на основе синтетических данных данных
ежемесячно
после составления
составляется с той периодичностью, которая предписана хозяйствующему субъекту поток информации сверка записей Из схемы видно, что хронологический учет оторван от систематического (корреспонденцию устанавливают мемориальные ордера, а даты указаны в регистрационных журналах) – неудобно практически. Главные учетные регистры мемориально-ордерной формы 1)Мемориальный ордер – это учетный регистр, главное назначение которого – установить корреспонденцию счетов по группе однотипных операций. Известно 3 вида мемориальных ордеров: А)мемориальный ордер-накопительная ведомость:открывается на месяц, в ней накапливаются однотипные операции, обороты по счетам, а итог записывается в главную бухгалтерскую книгу, которая открывается на год. Примером является бюджетный учет: в нем утверждены 15 типовых мемориальных ордеров-накопительных ведомостей. - ведомость №1 – по кассовым операциям; - ведомость №2 – по движению бюджетных средств; - ведомость №5 – по заработной плате и стипендиям; - ведомость №9 – по движению основных средств т.д. б)мемориальный ордер-приказ (применяется в банковском учете): любая хозяйственная операция на данный момент оформляется специальным мемориальным ордером. Так, отдельными мемориальными ордерами оформляются начисление амортизации по основным фондам, начисление депозитов, заработная плата работников и т.д. в)в качестве мемориального ордера может быть использован любой первичный документ, если в нем четко видна корреспонденция счетов.(Напр., МО №50 «Движение наличных средств»: его номер=коду синтетического счета, для которого он создается). Примеры: Мемориальный ордер №50 «Касса»
Регистрационный журнал за ноябрь 2005г.
Главная бухгалтерская книга (фрагмент) Счет 20 «Основное производство»
Счет 20 «Основное производство» ДТ КТ фактическая себестоимость фактическая себестоимость продукции основного производ. (при реализации) (по статьям)___________________________ незавершенное производство есть остаток счета на конец месяца Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета имеет несколько разновидностей: 1)с применением журнала регистрации операций; 2)без журнала регистрации операций; 3)журнал-главная форма (предполагает наличие главного учетного регистра и является попыткой соединить хронологический и систематический учет). Достоинство мемориально-ордерной формы: Простота учетных регистров по структуре и легкости установления взаимосвязи между ними. Недостатки мемориально-ордерной формы: 1)громоздкость и многократное переписывание данных из регистра в регистр (что отнимает время, повышает трудоемкость учетных работ); 2)отрыв хронологической записи от систематической; 3)Большие объемы и сложность ведения аналитического учета (все мемориальные ордера – только синтетические регистры); 4)Специальные затраты времени и труда на дополнительные выборки для составления отчетности. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета в настоящее время применяется хозяйственными субъектами, имеющими небольшое количество учетных категорий: - бюджетные учреждения; - коммерческие банки; - небольшие предприятия сельского хозяйства и торговли; - учреждения здравоохранения и образования.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета и ее разновидности Схема журнально-ордерной формы:
Поток информации Сверка записей Большие предприятия применяют 16 журналов-ордеров. Малые предприятия применяют 8 журналов-ордеров. Принципы журнально-ордерной формы 1)Предварительное накапливание данных из первичных документов во вспомогательных ведомостях с одновременной группировкой их по корреспондирующим счетам; 2)Основными учетными регистрами являются журналы-ордера – типовые, открываемые на календарный месяц, совмещающие систематический и хронологический учет. 3)Журналы-ордера открываются для одного или группы счетов, объединенных по экономическому признаку. 4)Во многих журналах-ордерах предусмотрены справочные аналитические данные. 5)Журналы-ордера образованы по кредитовому признаку (в них приводятся только кредитовые обороты счетов). 6)В основу журналов-ордеров положен шахматный принцип (проводка- на пересечении строки и столбца), а также приводится типовая корреспонденция счетов. 7)Отчетные показатели в данной организационной форме получают непосредственно из учетных регистров. Главная бухгалтерская книга (фрагмент) счет20 «Основное производство»
Достоинства журнально-ордерной формы: 1)возможность совмещения систематического и аналитического учета в некоторых журналах-ордерах (например, журнал-ордер№7); 2)формирование отчетных показателей непосредственно в учетных регистрах; 3)уменьшение масштабов аналитического учета. Недостатки: 1)сложность по составу и структуре многих учетных регистров; 2)слабая взаимосвязь и взаимный контроль учетных регистров. Область применения журнально-ордерной формы бухучета: 1)в любой отрасли производства; 2)в строительстве; 3)в оптовой торговле; 4)другими хозяйствующими субъектами, имеющими доходы от своей деятельности. Перечень типовых учетных регистров для большой журнально-ордерной формы
Состав сокращенной формы бухгалтерского учета (8 журналов-ордеров): - №1 «Учет денежных средств»; - №2 «Учет кредитов и займов»; - №3 «Учет внеоборотных активов и уставного капитала»; - №4 «Учет производства»; - №5 «Учет отгрузки и реализации»; - №6 «Учет расчетов»; - №7 «Учет доходов и фондов»; - №8 «Учет капитальных вложений». Организационные формы бухгалтерского учета малого предприятия В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.№88-ФЗ предприятие признается малым, если: 1)цель его деятельности коммерческая; 2)средняя списочная численность работников за отчетный период не может превышать предельных значений, установленных для различных видов хозяйственной деятельности: -в промышленности, строительстве и на транспорте – не более 100человек; -в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – не более 60 человек; -в оптовой торговле – не более 50 человек; -в розничной торговле – не более 30 человек; -в остальных областях – не более 50 человек. Особенности бухгалтерского учета на малом предприятии оговорены в ст.4п.3 закона «О бухгалтерском учете». Для малых предприятий допускается только налоговый учет: малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет и не применять двойную запись, но они обязаны учитывать внеоборотные активы, доходы и расходы в порядке, установленном 26 главой Налогового Кодекса. Малое предприятие самостоятельно выбирает организационную форму бухгалтерского учета из следующих возможных: 1) Единая журнально-ордерная форма применяется при многофункциональном производстве и многономенклатурном потреблении ресурсов с большим количеством хозяйственных операций в месяц (500 и более). 2) Сокращенная журнально-ордерная форма (8 журналов-ордеров) рекомендована там, где хозяйственных операций менее 300 в месяц. 3) Упрощенная форма бухучета (9 типовых ведомостей) применяется, если количество хозяйственных операций менее 100 в месяц. 4) Простая форма (2 учетных регистра) применяется в том случае, если у предприятия нет имущественных регистров, численность менее 15 человек, количество хозяйственных операций менее 30 в месяц. Если малое предприятие ведет бухгалтерский учет, то Минфин РФ предписывает применение сокращенного Плана счетов (20 или менее счетов). План счетов для малого предприятия состоит из следующих синтетических счетов: 01 «Внеоборотные активы» (дублирует счета 01,03,04); 02 «Амортизация» (дублирует счета 02,05); 08 «Вложения во внеоборотные активы» (дублирует счета 07,08); 10 «Материалы» (дублирует счета 10,11,1,15,16); 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» остается, если предприятие работает с НДС; 20 «Основное производство» (дублирует счета 20,21,23,25,26,28,29,44,97); 41 «Товары» (дублирует счета 40,41,42,43,45); 90 «Продажи» (дублирует счета 90,91); 50 «Касса» без изменений; 51 «Расчетные счета» без изменений; 58 «Финансовые вложения» без изменений; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» без изменений; 68 «Расчеты по налогам и сборам» (дублирует счета 68,69); 70 «Расчет по оплате труда» без изменения; 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»(дублирует счета 62,71,73,75,76,79); 99 «Прибыли и убытки» без изменений; 80 «Уставный капитал» без изменений; 83 «Добавочный капитал» (дублирует счета 83,98); 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» без изменений; 66 «Краткосрочные кредиты и займы»(дублирует счета66,67,86←если есть целевое финансирование). Если выручка предприятия за квартал не превышает 1 млн. рублей, малое предприятие может использовать кассовый метод отражения операций на счетах. Во всех остальных случаях должен использоваться метод начисления. Суть кассового метода: выручка от реализации активов может отражаться в учете только в момент фактического поступления денег; затраты признаются (отражаются на счетах) только по мере их оплаты. (Пример: отражение заработной платы в себестоимости). Учетные регистры, рекомендованные для малых предприятий (для упрощенной формы) В «Указании по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» рекомендуется применять 9 типовых ведомостей (в приложении к «Указанию» приведена форма этих ведомостей): В1 – ведомость учета основных средств и начисления амортизации; В2 – ведомость учета материалов и запасов, НДС по уплаченным ценностям; В3 – ведомость учета затрат на производство; В4 – ведомость учета денежных средств и фондов; В5 - ведомость учета расчетов и прочих операций; В6 – «оплата» (при кассовом методе) или «отгрузка»(для метода начислений); В7 – ведомость учета расчетов с поставщиками; В8 - ведомость учета оплаты труда; В9 – контрольная шахматная ведомость, в которой обобщаются итоги. 2 учетных регистра для простой формы бухгалтерского учета 1)Книга по форме К1 – «Книга учета фактов хозяйственной деятельности» (форма: журнал регистрации хозяйственных операций; открывается на отчетный год). 2)Ведомость В8 – «Ведомость учета оплаты труда» (ведется ежемесячно). Отчетность Любая организация должна предоставлять следующие отчетные формы (годовую отчетность): - бухгалтерский баланс – форма №1; - отчет о прибылях и убытках – форма №2; - отчет об изменениях капитала – форма №3; - отчет о движении денежных средств – форма №4; - приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5; - пояснительная записка. Для малых предприятий может быть меньше форм отчетности. Все малые предприятия по предоставляемой отчетности делятся на 3 группы: 1группа – малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку. Согласно закону «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ подлежат обязательному аудиту: - открытые акционерные общества; - кредитные, страховые организации; - товарные и фондовые биржи; - инвестиционные фонды; - государственные внебюджетные фонды; - предприятия с годовой выручкой, превышающей минимальный размер оплаты труда в 550000раз и более, или сумма активов которых превышает минимальный размер оплаты труда в 200000раз. Такие малые предприятия должны предоставлять отчетность в полном объеме (+ обязательное аудиторское заключение). 2группа – малые предприятия, не входящие в перечень обязательной аудиторской проверки по закону «Об аудиторской деятельности». Они предоставляют только форму №1 и форму №2. 3группа – малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Они не предоставляют бухгалтерскую отчетность – только налоговую. Следует отметить, что не только малые, но и обычные предприятия могут пользоваться упрощенной системой бухгалтерского учета. В соответствии с главой 26 Налогового Кодекса РФ хозяйственный субъект имеет право в добровольном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий: 1)доход от реализации за 9 месяцев предыдущего года не должен быть более 11 млн. руб., а за весь прошедший год – не более 15млн.руб.; 2)средняя списочная численность не превышает 100человек; 3)стоимость амортизируемого имущества не превышает 100 млн. рублей; 4)доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам, не превышает 25%; 5)у данного предприятия не должно быть филиалов и представительств. Таким образом, на упрощенную систему налогообложения в настоящее время (при действующей юридической базе) могут перейти не только малые, но и другие предприятия, отвечающие 5 перечисленным признакам. Кроме того, имеют право на упрощенную систему налогообложения и физические лица, работающие без образования юридического лица. Однако согласно главе 26 Налогового Кодекса не имеют право на упрощенную систему налогообложения ни при каких условиях (в т.ч. вышеперечисленных): 1)предприятия, имеющие хотя бы 1 филиал или представительство; 2)страховые организации; 3)инвестиционные фонды; 4)биржи; 5)организации игорного бизнеса; 6)предприятия, производящие подакцизную продукцию; 7)предприятия, добывающие полезные ископаемые. Суть упрощенной системы налогообложения: большинство налогов (федеральных, региональных, местных) заменяются единым налогом. Так, обязательной замене подлежат: - налог на прибыль; - НДС; - налог на имущество. Единый налог по выбору налогоплательщика может исчисляться на совокупный доход или валовую выручку, полученную за отчетный период. Способ расчета единого налога: 1)при исчислении на совокупный доход ставка единого налога составляет 60%; 2) при исчислении на валовую выручку ставка единого налога составляет 15%. Не входят в единый налог и уплачиваются отдельно: - таможенные платежи; - государственные пошлины; - лицензионные сборы; - отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Для малых предприятий единый налог исчисляется по «вмененному» доходу, т.е. по максимально возможному доходу. Переход на упрощенную систему налогообложения и обратно, на обычную систему налогообложения, осуществляется добровольно (по заявлению, заранее предоставляемому до начала отчетного периода). Патент на упрощенную систему налогообложения выдается на календарный год; по истечении срока действия его нужно обновлять, иначе он утратит свою силу. Стоимость данного патента зависит от вида деятельности предприятия и выплачивается ежеквартально. Для юридических лиц стоимость патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |