Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт теплоснабжения

Установку приборов измерения количества тепловой энергии у потребителей, что даст стимул ТСО снижать потери в сетях, а потребителям возможность заниматься энергсбережением.

Учет фактических потерь в тепловых сетях путём составления для каждой системы централизованного теплоснабжения балансов теплоносителя и тепловой энергии.

Т.е. выполнять требования «Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения. (Практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы)» МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

Согласно «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», одобреной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 «обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов» должна была завершиться на третьем этапе реформы в 2003 году.


 

Реформа, которая не была объявлена: реформа теплоэнергетики в Эстонии [18]

1.За наступлением независимости последовал экономический шок.

2. При средней зарплате в 50 долларов квартирный счет в 20 долларов для многих был катастрофой.

3. В этой ситуации очень достойно повели себя пресса: в СМИ политики и должностные лица разъясняли, что государство бедно, что денег нет и помощи ждать неоткуда. Что в старое доброе эстонское время, которое так долго вспоминали с ностальгией и тоской по утраченной независимости, каждый отвечал за себя сам и не клянчил помощи. Что когда бедны все -- это вовсе не бедность.

4. Коммунальщики поехали учиться. Семинары непременно сопровождались практическими занятиями

5. С самого начала было решено, что никаких государственных дотаций предприятия не получат.

6. ЖЭКи и предприятия коммунальной инфраструктуры вздохнули посвободней, когда подоспели недорогие -- 8,5% годовых -- кредиты Европейского банка реконструкции и развития, выдаваемые самоуправлениям. Эти кредиты имели строго целевое назначение и ушли на реновацию тепло- и водных хозяйств.

7. Первые квартирные товарищества стали организовываться уже с 1996 года. Их создание поощрялось государством и местными властями, так как они были необходимы для последнего шага в реформе -- чтобы передать обязанности по эксплуатации жилья самим жильцам.

Те дома, где организовалось товарищество, первым делом устанавливали счетчики воды, тепла и газа (если их не было) и начинали сами выставлять счета жильцам, исходя из реального потребления.

На дорогостоящие работы объявлялись конкурсы подрядчиков… В домах понемногу воцарялся порядок. Жить стало не легче и не веселей, но ясней и понятней.

8. Деньги стали считать все. Дешевых или даровых услуг, работ, работников и ремонтных материалов больше нет. Обычные люди, которых большинство, те, кто не любит долгов, те, кто знает цену копейке и никому не позволит распоряжаться своим кошельком, поняли: в доме должен быть хозяин. И лучший хозяин -- это они сами.

Зарубежный опыт эксплуатации систем теплоснабжения[19]

…Принципиальнейший момент – сбыт. Надо понимать, теплоснабжение – это не оптовая торговля, а мелкая розница.

…В бывших социалистических странах абсолютно везде начинают с одного – со снижения издержек: уменьшения потерь в сетях, осушения сетей, сокращения персонала, его обучения, подключения потребителей.

…В Париже применяются концессионные схемы, но при этом надо представлять, что договор концессии на эксплуатацию тепловых сетей в Париже по объему составляет 1700 страниц.

 

Анализ препятствий на пути повышения энергоэффективности жилого фонда Москвы .[20]

…В начале XX века злоупотребление монополий привело к появлению по всей Америке системы частных энергетических компаний. На три четверти они принадлежат рыночным инвесторам, но регулируются государственными комитетами, которые устанавливают цену на электроэнергию и утверждают все крупные инвестиции.

Были созданы выборные или назначаемые комитеты по вопросам деятельности коммунальных служб, которым вменялось защищать социальные интересы и одновременно поддерживать постоянную жизнеспособность энергосистемы.

Начиная примерно с 1980 года, прибыль энергетических компаний была «развязана» с объемом проданной электроэнергии. Комитеты изменили правила: компании стало невыгодно продавать больше энергии, чем планировалось (излишки прибыли не попадали в компанию, а просто заносились на баланс). И наоборот, она не несла убытков, продавая электричества меньше, чем ожидалось (деньги возвращались ей с балансового счета для восполнения понесенных экономических потерь). В отдельные годы тарифы могли значительно колебаться, но со временем их суммарное изменение оказывалось практически нулевым. Например, в Калифорнии за 10 лет оно составило лишь 0,25 %.

В результате компании начали активно вкладывать средства в эффективность использования электричества конечными потребителями с целью дальнейшего снижения их счетов за электроэнергию. При этом экономия электричества обходилась дешевле, чем его производство.

В 1993 году Комитет по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии опубликовал данные, подтверждающие, что только в течение 1990–1993 годов благодаря усилиям, направленным на повышение эффективности энергетических компаний, издержки калифорнийских потребителей сократились почти на 2 млрд долл. США.

 

Зарубежный опыт мотивации энергосбережения [21]

Предприятие производит автомобили «Ровер», а также двигатели и коробки передач для внедорожников «Лэндровер». Руководство традиционно уделяло большое значение вопросам энергосбережения и энергетического менеджмента.

На предприятии внедрена и успешно используется система целевого энергетического мониторинга (ЦЭМ). Данные по потреблению энергоресурсов, выраженные как в энергетических единицах, так и в единицах стоимости, сводятся в еженедельные отчеты для каждого подразделения и для предприятия в целом.

В отчетах данные по результатам за неделю представляются в табличном виде, а сведения с накоплением с начала финансового года - в графическом виде для лучшей наглядности.

На предприятии была разработана специальная программа повышения мотивации и осведомленности персонала, причем было решено по возможности минимизировать затраты на ее реализацию. Поэтому программа включала в основном организационные мероприятия и работу с персоналом предприятия.

На первом этапе реализации программы была создана общезаводская энергогруппа. В состав энергогруппы вошли около 15 человек из различных подразделений предприятия: от производства, контроля качества, энергоснабжения, связи и даже охраны предприятия. Возглавил энергогруппу главный инженер. На первом заседании энергогруппы были сформулированы цели программы, состоялось обсуждение путей их достижения. Затем были поставлены задачи для каждого члена энергогруппы.

Уже на начальной стадии реализации программы стало ясно, что усилий только членов энергогруппы для достижения ощутимой экономии недостаточно. Поэтому было решено вовлечь как можно большее количество работников предприятия. Для этого была подготовлена и издана шестистраничная цветная брошюра об энергосбережении и распространена среди работников. В брошюре содержалась общая информация об энергопотреблении предприятия, стоимости энергоресурсов, важности энергосбережения для улучшения экономики и экологии предприятия, а также о способах, как можно снизить энергопотребление не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни.

В брошюре было опубликовано объявление о конкурсе для работников предприятия и членов их семей на лучшее предложение по экономии энергоресурсов. Уже через месяц после издания брошюры количество поданных предложений по энергосбережению превысило количество предложений за весь предыдущий год.

Еженедельные отчеты системы целевого энергетического мониторинга направлялись не только руководству предприятия, но и публиковались в еженедельных бюллетенях, предназначенных для всех работников предприятия, а также размещались на электронных информационных панелях, установленных во многих местах на территории предприятия.

Такая информация в значительной степени способствовала и развитию духа соревнования.

Информация системы целевого энергетического мониторинга не просто доводилась до работников, но и анализировалась как на собраниях общезаводской энергогруппы, так и в локальных энергогруппах, созданных и возглавленных членами общезаводской энергогруппы в большинстве структурных подразделений предприятия. На собраниях локальных энергогрупп было разработано и рассмотрено большое количество предложений по экономии энергоресурсов.

Одной из ключевых целей программы было снижение энергозатрат в кратчайшие сроки. Эта цель была достигнута менее чем через шесть месяцев. Улучшения были достигнуты благодаря проведению простых беззатратных мероприятий технического и организационного характера, более строгому контролю за использованием энергопотребляющего оборудования. В большинстве подразделений стало обычной практикой проведение еженедельных аудитов по выявлению случаев нерационального расходования энергоресурсов. Наиболее частыми результатами таких аудитов было выявление и устранение потерь, обусловленных следующими причинами:

- утечки сжатого воздуха; «перетоп» помещений;

- нерациональное использование электрического освещения;

- «холостая» работа технологического оборудования.

Ремонт утечек сжатого воздуха позволил сэкономить более $67 тыс. в год. Предложение об изменении режима работы части цеха окраски позволило сэкономить более $45 тыс. в год, что в 4 раза превышает затраты на реализацию программы.

Совокупные затраты на реализацию составили $0,7 на одного работника и были связаны, главным образом, с распространением и доведением информации до 16 тыс. сотрудников. Экономия от реализации программы достигла $97 на одного работника. Нетрудно подсчитать, что срок окупаемости инвестиций составляет менее трех дней!

Благодаря умело построенной системе мотивации и пропаганды энергосбережения предприятию удалось сэкономить $1,5 млн в течение одного года при затратах на реализацию программы менее 10 тыс. долл. США. При этом годовая стоимость энергоресурсов для предприятия (природный газ, мазут, электроэнергия, а также вода) составляет около $20 млн.

Успех в реализации программы обусловлен рядом факторов.

1.Самый важный - не только поддержка, но и выполнение программы при самом активном участии высшего руководства предприятия. Как показывает опыт, без поддержки руководства такие программы не могут быть столь успешны, или они обречены на провал.

2.Другим важным фактором является вовлечение всего персонала предприятия. Обучение и повышение осведомленности и убежденности рядовых работников предприятия в значительной степени влияет на их заинтересованность и навыки рационального использования энергоресурсов. Цели и средства их достижения должны быть четко и ясно сформулированы и доведены до каждого участника выполнения программы.

3.И третьим важным фактором успеха является непрерывность действия программы во времени, т. е. она должна выполняться не как ограниченная по времени кампания, а как постоянно действующий проект. Сбор и анализ информации системы ЦЭМ, а также разработка энергосберегающих мероприятий, их внедрение и мониторинг результатов должен быть постоянно действующим процессом.

В заключение хотелось бы отметить, что на российских предприятиях, вопросам мотивации и информированности сотрудников уделяется, за редчайшим исключением, чрезвычайно мало внимания или не уделяется его вовсе. Предлагаемый руководству предприятия к реализации проект стоимостью $ 2 млн и экономическим эффектом в $1 млн вызывает обычно живой интерес и бурное обсуждение. В то же время программа с аналогичным потенциальным эффектом и необходимыми затратами в $100 встречает, как правило, снисходительные улыбки. Между тем, как утверждал небезызвестный исторический деятель: «кадры решают все», и об этом стоит помнить.

 


ЛИТЕРАТУРА.

1. Закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ.

2. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Утверждена Правительством Российской Федерации 27 декабря 2010 г.

3. ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1999.

4. СанПиН 2.1.2.1002-00. «Санитарно-эпидемиологических требованиях к жилым зданиям и помещениям».

5. ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

6. СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»

7. СНиП 23-01-99*. Строительная климатология / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.

8. СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий / Госстрой России. - М.: ФГУП ЦПП, 2004.

9. СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий / Госстрой России. - М.: ФГУП ЦПП, 2004.

10. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование / Госстрой России, 2004. (Взамен СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция, кондиционирование. - М.: Стройиздат, 2000.)

11. АВОК Стандарт-1-2004. Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена. - М.: АВОК-ПРЕСС, 2004.

12. Теплоснабжение и вентиляция. Курсовое и дипломное проектирование./Под ред.проф.Б.М.Хрусталёва.-М.:Изд-во АСВ, 2007.-784 с., 183 ил.

13. Е.О. Шилькрот. Качество микроклимата и энергосбережение – стратегические задачи «АВОК».- AВОК №4/2002.

14. http://www.esco-ecosys.narod.ru/2008_7/art106.htm.

15. Ливчак И.Ф., Наумов А.Л. Вентиляция многоэтажных жилых зданий.- М.: АВОК-ПРЕСС, 2005.-136с.

16. www.ecotherm.ru.

17. http://stroysss.ru/systems/heating/349.html.

18.Реформа, которая не была объявлена: реформа теплоэнергетики в Эстонии. - Данилова Татьяна 21 май 2003

19. Семенов В.Г. Зарубежный опыт эксплуатации систем теплоснабжения. - Энергосбережение №7/2005.

20. Васильев Г.П. Анализ препятствий на пути повышения энергоэффективности жилого фонда Москвы. -Энергосбережение №2/2010.

21. Зарубежный опыт мотивации энергосбережения(на примере автозавода «Ровер» в г. Лонгбридж, Великобритания). Энергосбережение №3, 2008.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В сетях коммунального теплоснабжения | Тема 10. Множественность преступлений. 31
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.