Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции финансов




 

Сущность финансов, как экономической категории, наиболее полно отражается в их базовых функциях.

Под функцией понимается внешнее проявление свойства како­го-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к категории как специфическим, однородным, общественным отно­шениям под функцией понимается проявление ее сущности в дей­ствии, специфические способы выражения присущих ей свойств.

В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. Одна из классификаций предлагает следующие функции финансов.

1) Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда за счет взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности.

На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета.

На уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Именно на практической реализации рассматриваемой функции финансов основана политика доходов, как одно из двух базовых направлений финансовой политики важнейшего элемента экономической деятельности любого государства или хозяйствующего субъекта.

2) Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств, для удо­влетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется, в свою очередь, при осу­ществлении финансовых программ межнациональных финансо­вых институтов.

На уровне государственных финансов – при испол­нении расходной части бюджета.

На уровне субъекта хозяйствова­ния – при распределении полученной прибыли.

На практической реализации распределительной функции основана политика расхо­дов, как второе базовое направление финансовой политики.

3) Контрольная функция финансов выражается через целевой финансо­вый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использования финансовых ре­сурсов.

Особая роль рассматриваемой функции определяется воз­можностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления, например – на уровне отдельного предприятия оцени­вать эффективность его инвестиционной деятельности, используе­мых технологий и т.п., а на уровне государства – результативность социальной политики, экологических программ и т.п.

Большинство экономистов называют две функции, выполняемые финансами: распределительную и контрольную.

1. Распределительная (перераспределительная) функция. Финансы являются инструментом стоимостного распределения (перераспределения), то есть распре­деления (перераспределения) стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме.

Данная функция представлена ниже на Рис. 1.2.


  Амортизация       Фонд капитальных вложений (инвестиций)  
Денежные доходы, накопления, поступления предприятий (организаций) Фонд накопления  
               
  Прибыль   Фонд общественных резервов  
ВВП              
Заработная плата и отчисления на социальное страхование Фонд страховых запасов  
   
  Денежные доходы, накопления, поступления государства Фонд производственного накопления  
             
Косвенные налоги (акцизы, таможенные пошлины и пр.)      
  Фонд оплаты труда работников государственного управления и обороны  
Фонд потребления  
           
Доходы от собственности Денежные доходы, накопления, поступления домохозяйств      
  Фонд оплаты труда в производстве  
             
    Смешанные доходы      
Фонд социального страхования  
               
    Доходы от внешнеэкономической деятельности (от внешней торговли и заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и пр.)   Часть национального богатства (накопления прошлых лет, сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и пр.)       Затраты на науку, образование, здравоохранение, искусство  
               
               
               
                   
                         

Рис. 1.2. Участие финансов в процессе распределения


Распределительный характер финансовых отношений является важным признаком финансов. Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение ка­ждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Функционируя в сфере материального производства и услуг, финансы обслуживают кругооборот производственных фон­дов, участвуют в создании новой стоимости. Через финансы распре­деляется вновь созданная стоимость, формируются доходы, накопления и отчисления.

Финансовое распределение, начав­шееся в сфере материального производства и услуг, продолжается в сфере обращения. В качестве инструмента распределения финансы функционируют также и в сфере потребления.

С помощью финансов:

· определяются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход;

· формируются конечные пропорции использования национального дохода;

· образуются фонды потребления и накопления.

2. Контрольная функция финансов возникает и действует одно­временно с распределительной функцией. Там, где происходит распределение финансовых ресурсов, возможно осуществление контроля. Распределение и контроль – две стороны экономиче­ского процесса.

Финансовый контроль является стоимостным. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением валового внутреннего продукта (стоимость которого имеет денежное выражение) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Через контрольную функцию проявляется способность финан­сов и количественно отображать ход воспроизводственного про­цесса, и контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.

Инструментом реализации контрольной функции финансов является информация, включаемая в финансовую отчетность, со­ставленную на основе данных финансового учета.

Полнота реали­зации контрольной функции финансов во многом зависит от состояния финансовой дисциплины, под которой понимается обяза­тельный для всех хозяйствующих субъектов порядок ведения финансового учета и составления финансовой отчетности, а также выполнение финансовых обязательств.

В последнее время, некоторые экономисты стали предлагать для рассмотрения еще две функции финансов.

А. Функция регулирования экономики. Согласованное функциони­рование экономики достигается посредством ее регулирования. При этом различают:

· саморегулирование экономики.

· государственное регули­рование экономики.

Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях обществен­ного производства. Саморегулирование базируется на основе сво­бодного выбора хозяйствующими субъектами:

· направлений предпринимательской деятельности;

· деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними;

· направлений использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключением части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Саморегулирование возможно только в условиях функциони­рования рыночной экономики, то есть тогда, когда возможно сво­бодное и быстрое перераспределение финансовых ресурсов. Од­нако в некоторых случаях саморегулирование оказывается либо недостаточным, либо невозможным, а рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответст­вии с целями построения социального демократического государ­ства. В ситуации экономического кризиса добиться стабилизации экономики с помощью только рыночных регуляторов невозмож­но. В этой связи возникает необходимость в дополнительном ме­ханизме регулирования экономики, прежде всего, в государствен­ном регулировании.

Государственное регулирование или вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, в том числе обеспечения крупных структурных сдвигов в экономике, под­держки приоритетных направлений ее развития, расширения и со­вершенствования объектов производственной и социальной ин­фраструктуры. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой поли­тики. Так, например, с помощью механизма выделения бюджетных субсидий, гибкого налогообложения, в том числе предоставления налоговых льгот, государство побуждает хозяйствующие субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество.

Б. Функция экономического стимулирования. В рыночной эконо­мике существенно возрастает роль экономического стимулирова­ния, которое осуществляется с помощью различных стоимостных рычагов, в том числе финансов, обладающих в силу своего распре­делительного характера большими возможностями воздействия на процесс общественного производства. Таким образом, финансовое стимулирование является составной частью экономического сти­мулирования.

В составе финансовых стимулов развития производ­ства выделяются:

· эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

· поощрительные фонды;

· бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции);

· финансовые льготы и санкции.

Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулированием экономики – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга. Финансовое регулирование выступает одним из способов экономического стимулирования, а финансовое стимулирование, в свою очередь, является одним из методов регулиро­вания пропорций общественного производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.