Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магистрального нефтепровода

Выбор рациональных режимов эксплуатации

 

Перекачивающие станции магистрального нефтепровода относятся к сложным и энергоемким объектам. Доля энергозатрат на перекачку составляет порядка 25¼30% от годовых эксплуатационных расходов. При отсутствии перекачивающих агрегатов с регулируемой частотой вращения ротора насоса эксплуатация нефтепровода может происходить на различных режимах, смена которых происходит дискретно при изменении вариантов включения насосов и перекачивающих станций. При этом возникает задача выбора из ряда возможных режимов наиболее целесообразных, соответствующих наименьшим затратам электро­энергии на перекачку.

В свою очередь, в зависимости от уровня текущей загрузки нефтепровода, из ряда рациональных режимов должны выбираться такие, которые обеспечивали бы выполнение планового объема перекачки за фондовое время.

Магистральный нефтепровод разделяется на эксплуата­ционные участки, в пределах которых перекачивающие станции работают по системе «из насоса в насос».

Режим работы нефтепровода в пределах эксплуатационного участка определяется совместным решением уравнений, описывающих гидравлическую характеристику линейных участков трубопровода и напорную характеристику перекачивающих станций. При этом должны учитываться разрешенные давления, определяемые исходя из технического состояния трубопровода на каждом линейном участке, а также ограничения на работу насосов.

Производительность нефтепровода при рассматриваемом режиме перекачки определяется из решения системы уравнений (баланса напоров)

, (1.77)

где HТР – напор, необходимый для преодоления гидравлического сопротивления трубопровода, разности геодезических отметок и создания остаточного напора в конце эксплуатационного участка;

HПС – напор, развиваемый всеми работающими насосами при рассматриваемом режиме перекачки;

Dz j – разность геодезических отметок на j-м линейном участке;

n – число линейных участков (перекачивающих станций);

hОСТ – остаточный напор на конечном пункте трубопровода;

ht j – потери напора на трение на j-м линейном участке трубопровода;

nM j – число магистральных насосов, установленных на j-й ПС;

hП – напор, развиваемый подпорными насосами;

hМ jk – напор, развиваемый k-м магистральным насосом j-й ПС;

j jk – индекс состояния k-го магистрального насосного агрегата j-й ПС (j jk=1 при работающем насосе и j jk=0 при остановлен­ном насосе).

Потери напора на трение ht j могут быть определены любым из известных методов, например, по формуле Лейбензона.

Для выполнения технологических расчетов с применением ЭВМ рабочие характеристики насосов h(Q) и hн(Q) могут быть представлены в виде полиномов

; (1.78)

 

; (1.79)

 

где ai, ki – коэффициенты аппроксимации, определяемые методом наименьших квадратов.

Напор на выходе c-й перекачивающей станции определяется из соотношения

, (1.80)

 

где DHс – подпор на входе c-й перекачивающей станции.

HСТс – напор, создаваемый работающими насосами c-й ПС

. (1.81)

Подпор на всасывающей линии c-й ПС определяется как разность между напорами, создаваемыми (с-1) перекачивающими станциями и потерями в трубопроводе, состоящем из (с-1) линейных участков

 

. (1.82)

 

Напоры на входе и на выходе c-й перекачивающей станции должны удовлетворять условию, накладываемому ограничениями по минимально допустимому подпору DHmin c и максимальному напору HПС max c

. (1.83)

 

Энергозатраты характеризуются величиной активной потребляемой мощности электродвигателя насоса, определяемой из соотношения

, (1.84)

 

где r – расчетная плотность нефти;

g – ускорение свободного падения;

h – напор, развиваемый насосом при подаче Q;

hН, hЭ, hМЕХ – соответственно значения к. п. д. насоса, электро­двигателя и механической передачи.

Величины H и hН вычисляются по формулам (1.78) и (1.79), коэффициент полезного действия электродвигателя hЭ определяется выражением

, (1.85)

 

где KЗ – коэффициент загрузки электродвигателя, равный отношению мощности на валу электродвигателя NЭ к его номинальной мощности NЭН

. (1.86)

Для каждого из вариантов включения насосов на ПС определяется сумма потребляемой мощности для всех насосов, включенных в работу. В качестве критерия оценки эффективности режимов перекачки могут быть приняты удельные энергозатраты на 1 тонну нефти, транспортируемой при рассматриваемом режиме [6]

. (1.87)

 

При заданном плане перекачки V за плановое время T расход нефти в трубопроводе должен составлять Q=V/T. Выполнение заданного плана возможно при циклической перекачке на двух режимах, удовлетворяющих условию

, (1.88)

где Q1 и Q2 – производительность трубопровода на первом и втором дискретных режимах.

Время работы нефтепровода на двух дискретных режимах определяется из решения системы уравнений

 

(1.89)

откуда

. (1.90)

 

С учетом V=Q×T окончательно получим

 

. (1.91)

 

Удельные затраты электроэнергии в этом случае будут определяться уравнением

 

 

. (1.92)

В интервале расходов от Q1 до Q2 суммарные удельные энергозатраты, определяемые из выражения (1.92), изменяются по закону гиперболы (рис. 1.30).

 
 

Рис. 1.30. Зависимость удельных энергозатрат от расхода перекачиваемой нефти

Задачей анализа расчетных режимов перекачки из множества возможных является поиск рациональных режимов, характери­зующихся наименьшими энергозатратами. Очевидно, что такие режимы будут принадлежать кусочно-выпуклой линии, ограничивающей область возможных режимов, и являться ее узловыми точками (рис. 1.31).

 
 

Рис. 1.31. Определение границы области рациональных режимов

 

Левой границей кусочно-выпуклой линии будет режим, имеющий наименьшую величину удельных энергозатрат на перекачку. Значения остальных узловых режимов будут определяться из условия

 

. (1.93)

 

Таким образом, параметры циклической перекачки, отвечающие наименьшим энергозатратам, будут определяться из условия работы нефтепровода на двух ближайших узловых режимах, принадлежащих граничной линии. С увеличением числа ПС и типов применяемых роторов магистральных насосов существенно возрастает и количество возможных режимов эксплуатации нефтепровода. Поэтому поиск рациональных режимов необходимо выполнять на ЭВМ.

 

 

1.13. Нефтепроводы со сбросами и подкачками

 

Перекачка нефти по магистральным нефтепроводам нередко сопровождается отборами (сбросами) нефти для снабжения попутных потребителей. Сбросы могут быть непрерывными и периодичес­кими. Непрерывный сброс может быть организован для обеспечения нефтью крупного потребителя, например, нефтеперерабатывающего завода. Периодические сбросы обычно производятся для пополнения запасов близлежащих нефтебаз или нефтеналивных пунктов.

В случае прохождения трассы нефтепровода вблизи нефтепромыслов, может быть организована подкачка нефти в трубопровод. В зависимости от мощности месторождения подкачка также может быть непрерывной или периодической.

Расчет нефтепровода при непрерывных сбросах или подкачках выполняется по участкам, разграниченным пунктами сброса или подкачки, которые обычно размещаются на ближайших перекачивающих станциях.

При незначительных сбросах или подкачках, имеющих периодический характер, расчет нефтепровода выполняется без их учета. Однако следует отметить, что периодические сбросы или подкачки изменяют технологический режим перекачки. Это приводит к необходимости регулирования работы перекачивающих станций.

Рассмотрим режимы работы при периодических сбросах и подкачках. Предположим, что пункт сброса (подкачки) расположен на территории с-й ПС. Участок от начала трубопровода до пункта сброса назовем левым, а от пункта сброса до конечного пункта нефтепровода – правым.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перекачивающих станций | Нефтепровод со сбросом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.