Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы для одной независимой переменной и нескольких групп




Планы для одной независимой переменной

План «истинного» экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:

1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего – рандомизации. Рандомизация обеспечивает внутреннюю валидность.

2) наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;

3) завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие (Х1), с группой, не получившей воздействия (Х0).

Классическим вариантом плана является план для 2 независимых групп.

Три основные версии этого плана (по Кэмпбеллу):

1) план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. Структура плана:

1. Экспериментальная группа R Х O1
2.Контрольная группа R O2

 

Здесь R - рандомизация, Х – воздействие, O1 – тестирование первой группы, O2 – тестирование второй группы.

Равенство экспериментальной и контрольной групп является совершенно необходимым условием применения этого плана. Этот план рекомендуют использовать в том случае, когда нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование испытуемых.

2) план для 2-х рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Структура этого плана:

1. Экспериментальная группа R O1 Х O2
2.Контрольная группа R O3 O4

План с предварительным тестированием пользуется популярностью у психологов, так как гипотеза большинства психологических исследований содержит прогноз определенного изменения свойства индивида под влиянием внешнего фактора.

С помощью этого плана можно контролировать внешние переменные: контролируется фактор «истории» («фона»), так как в промежутке между первым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым (фоновым) воздействиям. Необходимо также контролировать эффект неодновременности тестирования в обеих группах. В реальности невозможно добиться, чтобы тест и ретест проводились в них одновременно. И план может превратиться в квазиэксперимент, например:

R O1 Х O2

R O3 O4

3) план Соломона, используется при проведении эксперимента на 4-х группах. План включает в себя использование двух экспериментальных и двух контрольных групп и является мультигрупповым (рассмотрен выше).

Иногда сравнения двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы.

В эксперименте с участием двух групп можно установить факт причинной связи между независимой и зависимой переменной.

Для того, чтобы убедиться в наличии линейной зависимости между двумя переменными, лучше иметь «три точки», соответствующие трем уровням независимой переменной, т.е. экспериментатор должен выделить несколько групп и поставить их в различные экспериментальные условия.

Простейшим вариантом является план для трех групп и трех уровней независимой переменной:

Эксперимент 1: R Х1 O1

Эксперимент 2: R Х2 O2

Контроль: R O3

Пример: исследуя влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативной компетентности, в 1-ом эксперименте тренинг проводится 54 часа (минимум, необходимый для начала личностных изменений), во 2-ом эксперименте тренинг проводится 22 часа. В контрольной группе тренинг не проводится.

Контрольная группа в этом случае – это третья экспериментальная группа, для которой уровень переменной Х=0.

При реализации этого плана каждой группе предъявляется лишь один уровень независимой переменной. Возможно увеличение числа экспериментальных групп соответственно числу уровней независимой переменной.

Простые «системные экспериментальные планы» очень редко используются в современных экспериментальных исследованиях, т.к. исследователи «стесняются» выдвигать простые гипотезы (например, предположение о том, что в конфликтной ситуации руководитель будет использовать такую стратегию поведения, как сотрудничество), помня о «сложности и многомерности» психической реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.