КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №4. Ресурсы и факторы производства
В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ. Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом. Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как: 1) недолговременные — это блага однократные в употреблении (пища); 2) долговременные — это блага, используемые человеком многократно (одежда); 3) настоящие блага — это те блага, которые имеются на данный момент; 4) будущие — это блага, ожидаемые в дальнейшем; 5) прямые — это блага, направленные только на потребление; 6) косвенные — это те блага, которые были созданы для со_ провождения процесса производства; 7) взаимозаменяемые — это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары субституты); 8) взаимодополняемые — это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом. Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы — это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства. Существует несколько разновидностей ресурсов: 1) природные ресурсы — это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.); 2) человеческие ресурсы — это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции; 3) капитальные ресурсы — это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение; 4) предпринимательские ресурсы — управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства. Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно — числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ. В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше. Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства. Рассмотрим их основные виды: 1) земля — это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля — ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой; 2) труд — это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной; 3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал; 4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки). Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство. Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос — вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности — это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |