КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электроэнергетические системы и электрические сети
Введение ЛЕКЦИЯ 1
Электрическая энергия является наиболее удобным и универсальным видом энергии. Она легко преобразуется в механическую, тепловую и световую энергию и потому стала основой развития промышленности и транспорта. Железнодорожный транспорт является одним из основных потребителей электроэнергии, главным образом – электрифицированные дороги. Электроснабжение железных дорог осуществляется с помощью высоковольтных сетей трехфазного переменного тока от электрических систем, объединяющих мощные электростанции и обеспечивающих электрической энергией практически всех потребителей народного хозяйства. На электровозах в качестве тяговых применяют электродвигатели постоянного тока, так как они имеют благоприятные электромеханические характеристики и частота их вращения легко регулируется в широком диапазоне. Именно поэтому получаемая от энергосистем электроэнергия преобразуется с напряжения переменного на напряжение постоянного тока. В некоторых случаях такое преобразование выполняется на подстанциях, осуществляющих питание тяговых сетей на постоянном токе напряжением 3 кВ (дороги постоянного тока). С 1956 г. получила распространение система электрификации железных дорог на переменном токе напряжением 25 кВ, при этом преобразование переменного тока в постоянный выполняется на электровозах.
Производство электрической энергии в основном сосредоточено на тепловых и гидравлических, а также на атомных электростанциях (АЭС). Крупные конденсационные электрические станции (КЭС) и гидростанции (ГЭС) располагают возле мест добычи топлива или в удобных створах рек, как правило, удаленных от центров потребления энергии. Передача больших мощностей от таких электростанций в районы потребления осуществляется по линиям передачи трехфазного тока высокого напряжения: 110—1150 кВ. Значительно меньше электрической энергии вырабатывается на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), размещаемых на территории промышленных предприятий или в районах городских жилищных иссивов, которые являются крупными потребителями тепла. Доля электроэнергии, вырабатываемой мелкими электрическими станциями с локомобилями, дизелями или паровыми турбинами малой мощности, в общем количестве энергии, производимой в стране. Очень мала ввиду их крайней неэкономичности. Применяя выражение «производство» или «выработка энергии» для электростанций. Следует иметь в виду, что на электростанциях осуществляется лишь.процесс преобразования энергии сжигаемого топлива или падающей воды в электрическую энергию. Большинство районных тепловых станций и гидростанций, как и теплоэлектроцентралей, связывают линиями передачи, предусматривая повышающие и понижающие подстанции для совместной (параллельной) работы их на общую нагрузку. Совокупность нескольких электрических станций, объединенных под единым хозяйственным и техническим руководством с целью совместного непрерывного производства и распределения между потребителями электрической и тепловой энергии, составляет энергетическую систему (энергосистему). Электрическую часть энергосистемы, состоящую из генераторов распределительных устройств электростанций, повышающих и понижающих подстанций, воздушных и кабельных линий передачи различных напряжений и электроприемников разных типов, называют электрической системой. Устройства для передачи и распределения электрической энергии состоят из подстанций и линий передачи и называются электрических сетями. Отсюда видно, что в состав последних входят не только линии различных конструкций и напряжений, но и все электрическое оборудование подстанций — силовые трансформаторы, выключатели, разъединители, устройства защиты и автоматии, контрольно-измерительные приборы и т. п. Совокупность повышающей подстанции, линии передачи и понижающей подстанции называют электропередачей. В современных условиях такие отдельные электропередачи, не связанные с другими частями электрической системы, практически не встречаются. Электрическая энергия подводится к потребителям с помощью питающих и распределительных сетей различных напряжений. В СССР построены и успешно функционируют мощные электропередачи трехфазного тока напряжением до 1150 кВ включительно Намечено сооружение линии постоянного тока 1500 кВ.
Пример схемы электрической системы представлен на рис. 1.1. Мощная гидроэлектрическая станция 1 расположена далеко от центров потребления энергии. Поэтому энергия вырабатываемая генераторами при напряжении 20 кВ, трансформируется на напряжение 500 кВ и при этом напряжении передается на подстанцию 2. На подстанции с помощью понижающих автотрансформаторов она преобразуется на напряжение 220 кВ. Одна из линий передачи напряжением 220 кВ передает энергию на мощную районную подстанцию 8, где с помощью автотрансформаторов (или трансформаторов) напряжение снижается до 110 кВ и подается в замкнутую кольцевую сеть. В эту же сеть энергия поступает еще от районной конденсационной электростанции 6 и теплоэлектроцентрали 5. По питаемой с двух сторон линии передачи 110 кВ энергия подводится к трем тяговым подстанциям 4. Тяговые подстанции оборудованы трехобмоточными трансформаторами 115/38,5/27,5 кВ или 115/27,5/11 кВ. Обмотка 27,5 кВ предназначена для питания тяговых сетей переменного тока 25 кВ, а вторичная обмотка на 38,5 или 11 кВ — для электроснабжения нагрузок, расположенных невдалеке от железной дороги, промышленных предприятий, ремонтных заводов, железнодорожных узлов, предприятий местной промышленности и сельскохозяйственных потребителей — так называемых нетяговых потребителей. Мелкие железнодорожные линейные потребители, не относящиеся к электрической тяге (приборы освещения путевых будок, платформ, разъездов, жилых и культурно-бытовых зданий), обычно получают энергию от специальных линий продольного электроснабжения, прокладываемых на опорах контактной сети. К кольцевой линии 110 кВ присоединены также понижающие трансформаторные подстанции 7, осуществляющие электроснабжение промышленных предприятий и городов, расположенных в районе действия рассматриваемой части электрической системы. Итак, в современной системе прежде, чем электрическая энергия достигнет потребителя, осуществляется три, четыре и даже пять ее трансформаций. Часть электроприемников может получать питание непосредственно от шин генераторного напряжения станции.
Электроснабжение электрифицированных железных дорог осуществляется от электроэнергетических систем через тяговые подстанции, причем, кроме устройств электрической тяги, от тяговых подстанций получают питание еще и нетяговые железнодорожные потребители: ремонтные заводы и депо, мастерские, подъемно-транспортные механизмы, устройства водоснабжения железнодорожных станций, дорожно-путевой инструмент, внутреннее и наружное освещение станционных путей, пассажирских зданий и жилищно-бытовых помещений железнодорожных поселков. От тех же источников зачастую электрическая энергия подается на мелкие и средние предприятия местной промышленности, к сельскохозяйственным потребителям, в небольшие поселки. При электрификации железных дорог отпадает необходимость в работе тепловых электростанций малой мощности, имеющих низкий к. п. Д., ранее применявшихся для питания электрических нагрузок железнодорожных станций и других нетяговых потребителей электрической энергии. Одновременно в связи с прекращением выброса продуктов сгораний топлива улучшаются экологические условия в окружающем районе.
Классификация электрических сетей. Категории электроприемников
Электрические сети можно классифицировать по ряду признаков. По напряжению различают сети до 1000 В и выше 1000 В. По роду тока их делят на сети постоянного и переменного тока. Последние выполняют либо как трехфазные трех- или четырех- проводные, либо в виде одно- или двухфазных ответвлений от четырехпроводных сетей. Тяговые сети электрифицированных железных дорог переменного тока являются однофазными. По назначению различают сети питающие и распределительные. Питающие сети связывают отдельные электростанции и районные подстанции. В последнем случае такие сети часто называют районными; они содержат линии электропередачи и подстанция напряжением 110 кВ и выше. Сети так называемого сверхвысокого напряжения (330 кВ и выше) чаще всего применяют для обмена энергией между крупными электрическими системами по линиям межсистемных связей. Распределительные сети предназначены для питания трансформаторных подстанций, отдельных электроприемников (двигателей, светильников) или их групп. Участки питающих и распределительных сетей показаны на рис. 1.1. В тех случаях, когда распределительная линия питает отдельную подстанцию и не имеет промежуточных ответвлений, ее относят к питающей. Иногда еще применяют термин местные сети. Имея в виду сети, обслуживающие небольшие и средние промышленные предприятия, городские, сельскохозяйственные и тяговые нагрузки городских железных дорог и метрополитена. Для питания местных сетей используют напряжения, как правило, до 35 кВ. Однако рост мощностей, потребляемых промышленными предприятиями, городами и электрической тягой, привел к необходимости применения глубокого ввода (см. с. 100) линий 110 и 220 кВ для питания этих потребителей и совмещения их главных понижающих или распределительных подстанций с районными. Поэтому термин «местная сеть» утратил свое значение и применяется редко.
По конфигурации и схеме присоединения потребителей разли чают разомкнутые и замкнутые сети. К разомкнутым относят сети, получающие питание с одной стороны. Такие сети могут быть радиальными (рис. 1.2, а) и магистральными (рис. 1.2,б). Нетрудно видеть, что на магистральные схемы питания меньше затрачивается цветного металла и коммутационной аппаратуры и поэтому они дешевле радиальных. Однако при обычном конструктивном исполнении они менее надежны, потому что авария на головном участке выводит из работы все электроприемники, получающие питание от данной магистрали, в то время как при повреждении радиальной линии лишается питания лишь один потребитель. Вместе с тем магистральные сети, выполненные шинопроводами, обеспечивают высокую надежность. При меняют как радиальные, так и магистральные сети. Характерной особенностью замкнутых сетей является то, что питание любого потребителя может быть осуществлено с двух сторон линии, к которой он присоединен (рис. 1.2, в). Их применяют в тех случаях, когда одна сеть связывает два или несколько источников питания (районные сети, тяговые сети электрифицированных железных дорог, городские сети). Кольцевые сети также относятся к замкнутым (рис. 1.2, г). Расчет замкнутых сетей более сложен, чем разомкнутых. Для замкнутых сетей требуются более сложная защита и большие денежные затраты. По конструктивному исполнению различают линии, выполненные проводами и кабелями. Как те, так и другие могут быть проложены на открытом воздухе или внутри зданий. В первом случае провода укрепляют на опорах воздушных линий с помощью изоляторов и линейной арматуры, во втором — прокладывают по стенам внутри зданий или в трубах. В зависимости от назначения кабельные линии прокладывают в воздухе (по стенам зданий, в кабельных каналах и тоннелях), в земляных траншеях, под водой (по дну каналов, рек и озер). По требованиям к надежности электроснабжения Правила устройства электроустановок (ПУЭ, § 1.2.27) делят электроприемис на три категории. Первая категория — электроприемники, перерыв в электроснабжении которых может повлечь за собой опасность для- жизни людей, привести к значительному ущербу для народного хозяйства, к повреждению дорогостоящего основного оборудования, массовому браку продукции, к расстройству сложного технологического процесса, нарушению функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Такие электроприемники должны получать питание от двух независимых источников, для них перерыв в электроснабжении допускается лишь на время автоматического включения резервного питания. В качестве независимых источников питания могут использоваться разные секции шин районных и тяговых подстанций. По указанным причинам на подстанциях, питающих потребителей первой категории, в том числе и тяговые, следует устанавливать не менее двух трансформаторов и подавать электроэнергию на эти подстанции по двум вводам. Неправильное функционирование или отказ в работе устройств сигнализации и автоблокировки железнодорожного транспорта моис привести к аварийной ситуации, создать угрозу жизни людей. Согласно ПУЭ эти установки относятся к особой группе первой итегории электроприемников и для них необходимо предусматривать дополнительный, независимый источник питания. Вторая категория— электроприемники, перерыв в электроснабжении которых приводит к массовому недоотпуску продукции, иссовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, к нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Для этой категории потребителей допускается перерыв в электроснабжении на время, необходимое для включения резервного питания дежурным персоналом или выездной бригадой. Допускается питание к ним подводить по одноцепной воздушной линии напряжением 6 кВ и выше или по одной кабельной линии, но расщеплённой на два кабеля, каждый из которых присоединен через отдельный разъединитель. Подстанции, питающие такие потребители, могут быть оборудованы одним трансформатором при условии наличия складского резерва. Потребителями второй категории являются локомотивные и вагонные депо, железнодорожные посели, большинство нетяговых потребителей, получающих питание от тяговых подстанций. Третья категория — менее ответственные электроприемники, не подходящие под первую и вторую категории. Перерыв питания для этой группы установок не должен превышать одних суток. Степень целесообразного резервирования потребителей второй, а иногда и третьей категории устанавливают технико-экономическим расчетом, сравнивая затраты на резервирование с возможным ущербом от недовыработки продукции или недоотпуска электроэнергии.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |