Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как общественное явление




 

Как явление социальное язык является достоянием всех лю­дей, принадлежащих к одному коллективу. Язык создается и развивается обществом. На эту связь языка и общества обра­тил внимание Ф. Энгельс, писавший в «Диалектике природы»: «Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу».1

Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутству­ет, так как язык развивается и функционирует по своим законам (польский ученый Е. Курилович), согласно другой — эта связь и является односторонней, так как развитие и существование язы­ка полностью определяется уровнем развития общества (фран­цузский ученый Ж. Марузо) или наоборот — язык сам обуслов­ливает специфику духовной культуры общества (американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распростране­ние получила точка зрения, согласно которой связь языка и об­щества является двусторонней.

О влиянии языка на развитие общественных отношений сви­детельствует, прежде всего тот факт, что язык — один из консоли­дирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с дру­гой — результатом этого процесса, поэтому несмотря на соци­альные катаклизмы, потрясающие общество, он сохраняет един­ство народа. Именно язык является самым ярким и устойчивым показателем этноса, в отличие от других признаков, а именно признака единства территории, этнического самосознания, го­сударственного образования, экономического уклада, антропо­логического типа, которые исторически могут меняться. Не слу­чайно понятия «язык» и «этнос» в некоторых культурных традициях передаются одним словом язык (ср. Пушкинское: И назовет меня всяк сущий в ней язык). Кроме того, об этом сви­детельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, так как язык является орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций. Литературно обработанная фор­ма любого языка, наличие норм его употребления оказывает воз­действие на сферу бытового общения, способствуя повышению культурного уровня носителей языка. Влияние общества на язык является опосредованным (напри­мер, в языке имелось прилагательное (лат. patrius) 'отцовский', но не было прилагательного со значением 'мате­ринский', так как в древнем патриархальном обществе владеть чем-либо мог только отец). Одной из форм такого влияния яв­ляется социальная дифференциация языка, обусловленная со­циальной неоднородностью общества (социальные варианты языка — профессиональная речь, жаргоны, просторечие, касто­вые языки и т.п. обусловлены структурой общества). Яркой ил­люстрацией такой социальной дифференциации языка являют­ся изменения, которые произошли в русском языке после Октябрьской революции, когда в язык хлынуло огромное коли­чество новых, социально окрашенных слов, нарушился прежний нормативно-стилистический уклад языка, произошло измене­ние традиций усвоения литературного языка, в частности, норм произношения. Известный русский ученый Л. П. Якубинский писал после Октябрьской революции в своих «Очерках по язы­ку»: «Пролетариат как класс противопоставляет себя буржуазии... в способе использования общенационального языкового мате­риала, в обращении с этим материалом, в способе отбора из него нужных для конкретной цели фактов». Другой пример, из со­временной действительности: изменение политической обста­новки в стране вызвало к жизни такое слово, как перестройка, имевшее ранее совершенно иное значение. Влияние общества на язык проявляется и в дифференциа­ции многих языков на территориальные и социальные диа­лекты (язык деревни противопоставляется языку города, языку рабочих, а также литературному языку). В языкознании раз­личают следующие основные социальные формы существо­вания языка:

идиолект — совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума;

говор — совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально огра­ниченной группы людей;

диалект — совокупность говоров, объединенных значитель­ным внутриструктурным языковым единством, т.е. эта террито­риальная разновидность языка, которая характеризуется един­ством фонетической, грамматической и лексической системы, но используется как средство общения лишь на определенной территории (при этом признак территориальной непрерывнос­ти не является обязательным);

наречие — это самая крупная единица территориального чле­нения национального языка, представляющая собой совокуп­ность диалектов, объединенных внутриструктурным языковым сходством (в русском языке, например, выделяются севернорус­ское наречие, одним из характерных признаков которого явля­ется оканье, и южнорусское, которое отличает аканье);

язык (народности или нации) — совокупность диалектов, язы­ковые различия между которыми могут определяться как соб­ственно лингвистическими, так и социальными факторами;

литературный язык — высшая (наддиалектная) форма суще­ствования языка, характеризующаяся нормированностью, а так­же наличием широкого диапазона функциональных стилей.

О связи языка с обществом свидетельствует и факт стилис­тической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста) и от по­требности общества в целом (ср. наличие различных функцио­нальных стилей, представляющих язык науки, делопроизводства, массовой информации и т.д.).

Связь языка с обществом является объективной, не завися­щей от воли отдельных индивидуумов. Однако возможно и це­ленаправленное влияние общества (и в частности, государства) на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функцио­нированию в различных сферах (чаще всего это выражается в создании алфавитов или письменности для бесписьменных народов, в разработке или усовершенствовании правил орфогра­фии, специальной терминологии, кодификации и др. видах дея­тельности, хотя иногда языковая политика государства может и тормозить развитие национального литературного языка, как было, например, в России в XIX в., когда царское правительство запрещало печатание книг на украинском языке и преподава­ние в школах Украины велось на русском языке).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.