КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Современная номенклатура языков мира включает до шести тысяч языков (точнее от 2500 до 6000: такой широкий диапазон в количественном выражении связан с тем
Тема лекции: «КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ»
Современная номенклатура языков мира включает до шести тысяч языков (точнее от 2500 до 6000: такой широкий диапазон в количественном выражении связан с тем, что различие между языками и диалектами одного языка очень условно). Одни языки распространены в узком кругу говорящих (например, племенные языки Африки, Полинезии, «одноаульные» языки Дагестана), другие представляют народность (например, дунганский язык в Киргизии) или нацию (например, словенский, чешский, болгарский языки), третьи используются несколькими нациями (например, французский язык во Франции, Бельгии, Швейцарии), четвертые функционируют как международные языки (например, английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский). Русский язык, кроме того, является и межнациональным языком, обслуживающим народы России. Самыми большими языками мира (по числу их носителей), являются китайский (1000 млн. человек), английский (350 млн.), испанский (250 млн.), хинди (200 млн.), арабский (150 млн.), бенгальский (150 млн.), входящий в индоарийскую группу языков, на которых говорят в Индии, русский (150 млн.), португальский (135 млн.), японский (120 млн.), немецкий (100 млн.), французский (70 млн.), панджаби (70 млн.), который входит в индоарийскую группу языков, яванский (65 млн.), принадлежащий к австронезийской семье языков (распространен в центральной и восточной частях о. Ява), бихари (65 млн.), на котором говорят в Индии, принадлежит индоарийской группе языков, итальянский (60 млн.), корейский (60 млн.), телугу (55 млн.) и тамильский (55 млн.), входящие в дравидскую семью языков, на которых говорят в юго-восточной Индии, маратхи (50 млн.), входит в индоарийскую группу языков, вьетнамский (50 млн.).1 Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14.) Кроме живых, активно функционирующих языков, существуют мертвые (например, шумерский, латинский, галльский или готский языки). Многие мертвые языки и даже целые языковые семьи сохранились лишь в названиях мест или в виде заимствований в других языках, иные же исчезли бесследно. Однако некоторые мертвые языки находят применение и сегодня (например, латинский язык — язык католической церкви, медицины, научной терминологии). В современном мире имеется немало вымирающих языков, и процесс этот происходит довольно быстрыми темпами (в период между 1490 и 1990 гг. около половины языков мира исчезло с лица земли, а такие уникальные языки, как айнский, на котором говорили жители японского острова Хоккайдо, или убыхейский, один из кавказских языков, превратились в мертвые за последние десятилетия). Причем языки умирают в разных точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей (где постепенно исчезает язык дьирбал), и кончая островом Мэн в Ирландском море, где в 1974 г. умер последний носитель местного кельтского языка. И в России немало языков, находящихся на грани исчезновения, особенно среди языков народов Севера и Сибири (например, камасинский язык, близкий селькупскому, входящий в самодийскую группу уральской семьи языков, помнит сегодня лишь одна пожилая женщина).1 (Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14.) Американскими учеными из Центра изучения местных языков Аляски подсчитано, например, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90% либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.2 Обратный процесс — возрождение мертвого языка происходит очень редко (примером может служить иврит, который был возрожден в качестве разговорного языка в конце XIX в. и на котором сегодня говорят более трех миллионов человек). Общее языкознание располагает пока довольно приблизительными сведениями о современных языках мира. Наряду с хорошо изученными языками (история которых благодаря наличию письменных памятников и даже теоретических описаний известна на протяжении двадцати и тридцати веков, например, языки Индии), существуют языки, сохранившиеся памятники которых остаются нерасшифрованными (например, иероглифический язык Крита). Нуждается в детальной разработке и классификация языков Америки, Африки, Океании, Новой Гвинеи, Юго-Восточной Азии. Многие языки остаются до сих пор бесписьменными (например, языки Африки, Полинезии, Австралии), у некоторых письменная традиция появилась сравнительно недавно (ср., например, позднюю письменность албанского языка, первые памятники письменности которого датируются XV в., или латышского — XVI в.), что создает свои трудности в изучении этих языков. Современное языкознание занимается не только изучением и описанием языков мира, но и их классификацией, определением места каждого языка среди языков мира. Классификация языков — это распределение языков мира по группам на основе определенных признаков, в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования. Существуют различные классификации языков, среди которых основными являются генеалогическая (или генетическая), типологическая (первоначально известная как морфологическая) и географическая (или ареальная). Принципы классификации языков мира в них различны. Генеалогическая классификация базируется на понятии языкового родства. Цель ее — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи. Основным методом исследования является сравнительно-исторический, основной классификационной категорией — семья, ветвь, группа языков (русский язык, например, по этой классификации включается в семью славянских языков, выделяемых на основе общего их источника — праславянского языка; французский язык — в семью романских языков, восходящих к общему источнику — народной латыни). Типологическая классификация базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков. Она основывается прежде всего на особенностях структуры языков, в частности, на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова. Цель ее — сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры, а точнее — принципов ее организации, определить тип и место того или иного языка с учетом формальной организации его языковой системы. Под типом языка обычно понимается его строй, принципы организации его структуры (и прежде всего характер его грамматических форм, способы выражения синтаксических отношений). Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный, основной классификационной категорией — тип, класс языков (русский язык, например, так же, как и другие индоевропейские языки, принадлежит к языкам флективного типа, поскольку флексия, тесно связанная с основой слова, составляет устойчивый и существенный признак морфологической структуры слова; для языков флективного типа характерна многозначность морфем, их тесная спаянность, наличие многочисленных позиционно необусловленных фонетических изменений на морфемных швах; а турецкий язык так же, как и другие тюркские языки, принадлежит к языкам агглютинативного типа, ибо у него таким устойчивым и существенным признаком морфологической структуры слова является однозначная аффиксальная морфема, которая обладает словоизменительной функцией, при этом связь между морфемами слабая, и фонетических изменений на морфемных швах не наблюдается; для этих языков характерно отсутствие согласования как типа синтаксической связи). Географическая классификация связана с местом распространения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта). Цель ее — определить ареал языка (или диалекта) с учетом границ его языковых особенностей. Основным методом исследования является лингвогеографический, основной классификационной категорией - ареал или зона (ср. ареалы взаимодействия диалектов или языков в рамках языкового союза). Ареальная классификация возможна и внутри одного языка применительно к его диалектам (ср. ареальную классификацию русских диалектов, согласно которой выделяются севернорусские и южнорусские диалекты, а также переходные среднерусские говоры). Эти классификации различаются не только своими целями, но и степенью своей устойчивости: абсолютно устойчивой является генеалогическая классификация (поскольку каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности); типологическая классификация всегда относительна и исторически изменчива (поскольку каждый язык постоянно развивается, меняется его структура и сами теоретические осмысления этой структуры); ареальная классификация обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от признаков, положенных в ее основание. Проблема классификации языков постепенно выходит за рамки языкознания, поскольку сегодня делаются попытки совместить лингвистические классификации с данными археологии и антропологии (так, в частности, археологические находки свидетельствуют о том, что Америка могла быть заселена 12 тысяч лет назад народами из Евразии, что делает вполне вероятной гипотезу об американских языковых семьях и их родстве с китайско-тибетскими языками).1 Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2001, с. 232. Атлас языков мира. М., 1998, с. 14. Кроме этих трех основных типов классификаций, иногда выделяют функциональную (или социальную), а также культурно-историческую классификацию. Функциональная классификация исходит из сферы функционирования языка. Она базируется на изучении актов речи и типов языковой коммуникации. В соответствии с этой классификацией языки делятся на естественные, являющиеся средством общения (устные и письменные языки) и искусственные, т.е. не воспроизводящие форм естественных языков графические языки, применяющиеся в сфере науки и техники (ср., например, языки программирования, информационные языки, логические языки и др.). Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры. В соответствии с этой классификацией, учитывающей историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьменные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения (см. раздел «Язык и культура»). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Типологическая классификация языков — это классификация, устанавливающая сходства и различия языков в их наиболее важных свойствах грамматического строя (не зависящих от их генетического родства и ареальных контактов) с целью определения типа языка, его места среди других языков мира. В типологической классификации языки объединяются на основе общих признаков, отражающих наиболее существенные черты их языковой системы, т.е. система языка является той точкой отсчета, на которой строится типологическая классификация. Самой известной из типологических классификаций является морфологическая классификация языков, оперирующая таким понятием, как способ соединения морфем, выражающих то или иное грамматическое значение. Эта классификация основана на трех важных критериях: 1) делится ли слово на более мелкие значимые части (морфемы)? 2) если да, то четкими или нечеткими являются границы между этими частями? 3) несет ли каждая морфема слова свое отдельное значение или же она способна передавать разные значения? Согласно этой классификации, языки мира делятся на три основных типа: 1) изолирующие языки: слово в них «равно корню», т.е. оно не делится на морфемы, поэтому такие языки иногда называют корневыми языками. Для них характерно отсутствие форм словоизменения и соответственно формообразующих аффиксов, поэтому даже грамматические понятия выражаются в них отдельными словами, не случайно эти языки имеют еще одно название — аморфные (бесформенные), т.е. какбылишенные формы. Связь между словами менее грамматична, но грамматически значим порядок слов и их семантика (например, китайское слово хао в различном положении в предложении может выступать в функции разных частей речи и иметь разные значения, ср. хао жень 'хороший человек', женьхао 'человек любит меня', сию хао 'делать добро', хао дагвих 'очень дорогой', т.е. оно может выступать в функции прилагательного, глагола, существительного, наречия, не являясь морфологически ни одной из этих частей речи). Слова, лишенные аффиксальных морфем, как бы изолированы друг от друга в составе высказывания, поэтому эти языки называют изолирующими (к ним относятся китайский, вьетнамский, языки Юго-Восточной Азии и др.). В синтаксической структуре предложения таких языков чрезвычайно важен порядок слов: подлежащее всегда стоит перед сказуемым, определение — перед определяемым словом, прямое дополнение — после глагола (ср. в китайском языке: гао шань 'высокие горы', но шань гао — 'горы высоки'); 2) аффиксирующие языки: слово в них делится на морфемы, причем в грамматическом строе языка именно аффиксы (а не корни) играют важную роль. Связь между словами более грамматична, поскольку слова имеют аффиксы формообразования. Однако характер связи между аффиксом и корнем и характер передаваемого аффиксом значения в этих языках может быть разным. В связи с чем в аффиксирующих языках выделяют языки флективного и агглютинативного типа: а) флексивные языки (< лат. flexio 'сгибание', т.е. языки гибкого типа) — это языки, для которых характерна полифункциональность аффиксальных морфем (ср. в русском языке флексия -а может передавать в системе склонения существительных грамматические значения числа: ед.ч. стена и мн.ч. города; падежа: им.п.ед.ч. страна, род.п. города, вин.п. вола; рода: супруг — супруга); наличие явления фузии, т.е. взаимопроникновения морфем, при котором проведение границы между корнем и аффиксом становится невозможным (ср. мужик + -ск — > мужицкий); «внутренняя флексия», указывающая на грамматическую форму слова (ср. нем. Bruder 'брат' - Bruder 'братья'); большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. К флективным языкам относятся все индоевропейские языки; б) агглютинативные языки (< лат. agglutinare 'приклеивать', т.е. склеивающие) — это языки, в которых слова делятся на более мелкие единицы (морфемы), границы между которыми определяются четко, при этом каждая морфема имеет свое грамматическое значение. Агглютинативные языки являются своеобразным антиподом флективных языков, так как в них нет внутренней флексии, нет фузии, поэтому в составе слов легко вычленяются морфемы, каждая из которых передает одно грамматическое значение, и в каждой части речи представлен лишь один тип словоизменения. Для агглютинативных языков характерна развитая система словоизменительной и словообразовательной аффиксации, при которой аффиксы характеризуются грамматической однозначностью: последовательно «приклеиваясь» к корню, они выражают лишь одно грамматическое значение (например, в узбекском и грузинском языках число и падеж выражаются двумя разными аффиксами, ср. дат.п. мн.ч. существительного 'девушка' в узбекском языке киз-лар-га 'девушкам', где аффикс -лар- передает значение множественного числа, а суффикс -га — значение дательного падежа, в русском же языке одна флексия -ам передает оба этих значения; то же и в грузинском языке: ср. словоформу 'домам' сахлэбс, где аффикс -эб— показатель множественного числа, а флексия -с — дательного падежа), поэтому в таких языках наблюдается единый тип склонения и спряжения. К агглютинативным языкам относятся финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, японский, корейский и др. языки; 3) инкорпорирующие (или полисинтетические) языки (< лат. in 'в', corpus род.п. от corporis 'тело', т.е. 'внедрение, включение чего-либо в тело', incorporo 'вставлять') — это языки, для которых характерна незавершенность морфологической структуры слова, позволяющая включение в один член предложения других его членов (например, в состав глагола-сказуемого может быть включено прямое дополнение). Корень слова здесь настолько усложнен различными служебными и другими зависимыми от него корневыми морфемами, что такое слово по смыслу равно предложению, хотя формально оно остается словом. Более того, слово «приобретает структуру» только в составе предложения, т.е. здесь наблюдается особое взаимоотношение слова и предложения: вне предложения нет слова в нашем понимании, предложения составляют основную единицу речи, в которую «включаются» слова (ср. чукотское слово-предложение мыт-куп - рэ-гын-рит-ыр-кын 'сети сохраняем', в которое инкорпорируется определение «новые» тур: мыт-тур- купрэ-гын-рит-ыр-кып 'новые сети сохраняем'). В этих словах-предложениях содержится указание не только на действие, но и на объект и даже его признак. К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др. Многие языки по шкале морфологической классификации совмещают в себе признаки разных типов языков, например, русский язык относится к языкам флективного типа, однако ему не чужда и агглютинация, ср. формы чита-л, чита-л-а, чита-л-и, в которых суффикс -л устойчиво передает значение прошедшего времени, а значение рода и числа выражается флексиями; или китайский язык, являющийся классическим образцом изолирующего языка, однако и в нем встречаются элементы агглютинации, особенно при образовании сложных слов, строящихся по определенным словообразовательным моделям. В связи с этим еще В. Гумбольдт указывал на отсутствие «чистых» представителей того или иного типа языка как идеальной классификационной модели. Одним из существенных критериев типологической классификации языков, на который обратил внимание в свое время А. Шлейхер, является аналитичность и синтетичность грамматического строя языка. В зависимости от того, как передаются в языке грамматические значения и выражаются отношения, он выделял в каждом из типологических классов синтетические и аналитические подтипы. Синтетические языки — это языки, для структуры которых характерно объединение в пределах одного слова морфем разного типа — лексических, словообразовательных, словоизменительных, т.е. грамматическое значение, соединяясь с лексическим и словообразовательным, как бы синтезируется в пределах слова. В знаменательных словах этих языков имеются формальные показатели (флексии или формообразующие аффиксы), которые указывают на грамматическое значение слова (например, в русском языке значение лица может быть передано глагольным окончанием -у, -ешь, -ет, -ем и т.д., тогда как во французском — только местоимением, т.е. аналитически, ср.уе perds 'я теряю', tu perds 'ты теряешь'). В языках синтетического типа (таких, например, как латынь, древнегреческий, санскрит, все славянские, кроме болгарского, арабский, узбекский, суахили и др.) преобладают синтетические формы, для них характерна большая длина слова (ср., например, глагольную форму узбекского языка таништиролмадингиз 'вы не смогли бы познакомить', в которой тани- 'знать', -ш — суффикс возвратности, -тир — суффикс каузатива, т.е. глагола со значением 'заставить кого-то сделать что-то', -ол — суффикс возможности, -ма — суффикс отрицания, -ди- — суффикс прошедшего времени, -нг- — суффикс 2 лица, -из — суффикс множественного числа). Однако в синтетических языках такие длинные слова встречаются довольно редко, в русском слове, например, среднее количество морфем = 2,4 единицы. Аналитические языки — это языки, для структуры которых характерно раздельное выражение основного (лексического) и сопутствующих (словообразовательного и грамматического) значений слова, т.е. грамматическое и словообразовательное значения слова находятся за его пределами, отдельно от него. К языкам аналитического строя относятся, например, все романские языки, новогреческий, китайский, вьетнамский, из славянских — болгарский. В этих языках в морфологической структуре знаменательных слов отсутствуют какие-либо показатели связи одного слова с другим, для этого используются служебные слова, сопровождающие знаменательное слово (предлоги, артикли), так, например, во французском языке значение падежа передается специальными предлогами du livre род. п. «книги», аи livre дат.п. «книге». Аналитизм этих языков проявляется в морфологической неизменяемости слова и в наличии сложных (аналитических) конструкций, включающих наряду со знаменательными словами служебные или другие полнозначные слова (ср. образование степеней сравнения во французском языке, где с этой целью используются наречия plus 'более' и moins 'менее': long 'длинный' —plus long 'более длинный', и в русском, где употребляются специальные аффиксы: длинный — длиннее), т.е. в аналитических языках грамматическое или словообразовательное значение выражается расчлененными аналитическими формами слова, а иногда и порядком слов. Наиболее аналитическими языками считаются агглютинативные языки, в меньшей степени флективные и изолирующие. Слабая степень синтеза (в среднем 1—2 морфемы на слово) наблюдается, например, в китайском, вьетнамском, английском, французском языках. После работы американского лингвиста Э. Сепира «Язык», в которой он доказывал необходимость различения грамматических типов языков по степени их синтетичности, т.е. по количеству морфем в слове, передающих разные грамматические значения, в современной лингвистике начали выделяться полисинтетические языки. Классическим примером такого языка является эскимосский язык, в котором в рамках одного слова разные суффиксы могут передавать целый комплекс грамматических значений, ср. глагол anisaxtuxtqfkaRatapixnaqagjaRaqa, имеющий значение 'я хотел было заставить его много раз ходить за снегом', который включает следующие морфемы: ani- корень 'снег', -sax- — суффикс с идеей 'посылать', -tux — суффикс многократности, -tqfka — суффикс каузатива, -Rata — суффикс переходности, -pix — суффикс интенсивности действия, -naqag — суффикс намерения, -ja — суффикс желания, -Ra — суффикс перфекта, -qa — 'суффикс 1-го лица субъекта и 3-го лица объекта'. В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен ни в одном языке мира, поскольку в каждом языке имеются элементы аналитизма и синтетизма, хотя соотношение их может быть разным (в русском языке, например, наряду с преобладанием синтетизма, имеются ярко выраженные черты аналитизма, ср. выражение категории лица у глаголов прошедшего времени, образование форм будущего времени глаголов несовершенного вида, аналитические формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и т.д.). Создавая типологическую классификацию, ученые стремились к тому, чтобы представить типы языков как разные стадии единого исторического процесса эволюции языка. В ранней компаративистике, стоявшей у истоков типологического изучения языков, считалось, что наиболее древним типом языка является изолирующий тип, в котором предложение состояло из односложных слов-корней, лишенных служебных морфем. Агглютинация и последовавшие за ней фузионные процессы привели к формированию флексий и звуковых чередований. Так постепенно происходило становление флективных языков, которые признавались высшим типом грамматического развития языка. Уподобляя язык живому организму, А. Шлейхер выстраивал его эволюцию от простейших форм к более сложным, утрату же этих сложных форм он считал периодом старения, деградации языка. Современная лингвистика подвергла критике эволюционный характер этой типологии. «Лингвист, настаивающий на том, что латинский морфологический тип... знаменует наивысший уровень языкового развития, уподобляется тому зоологу, который стал бы рассматривать весь органический мир как некий гигантский заговор для выращивания скаковой лошади или джерсейской коровы. Если мы стремимся понять язык в его истинной сущности, мы должны очистить наш ум от предвзятых оценок и приучить себя взирать на языки... с одинаково холодным, хотя и заинтересованным беспристрастием».1 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993., с. 120. В истории эволюции языков не удается проследить единого направления их грамматического развития и тем самым представить их эволюцию как движение к определенному грамматическому типу. Несмотря на то, что общие закономерности формирования и развития языков не прослеживаются, определенные тенденции в их эволюции все-таки наблюдаются. Так, в частности, многие языки в своей истории демонстрируют переход от синтетического строя к аналитическому (например, романские языки, ряд германских, иранские). Но их языковое развитие на этом не останавливается, и очень часто служебные слова и части речи, агглютинируясь с основой знаменательного слова, вновь создают синтетические формы. В этом отношении чрезвычайно интересна грамматическая судьба бенгальского языка: от флективного синтетического типа он постепенно перешел к аналитическому типу (исчезло старое склонение, а с ним и грамматическая категория падежа, числа, грамматический род, внутренняя флексия, зато получили широкое распространение аналитические формы), однако благодаря стяжению аналитических форм имени и глагола стали вновь возникать синтетические формы с агглютинативными аффиксами (ср. глагольную форму korchilam 'я делал', в которой ког-' корень', -ей/ - морфема, которая восходит к служебному глаголу со значением 'быть' -/— суффикс прошедшего времени, - am — флексия 1-го лица), появилось даже новое склонение из четырех падежей. История языков свидетельствует, что нередко в грамматической системе одного и того же языка синтетические конструкции могут вытесняться аналитическими (например, падежные формы предложно-падежными и далее предложными при отсутствии склонения, как, например, в болгарском) или на базе аналитических конструкций могут образовываться синтетические вследствие утраты служебного элемента (ср. в др.-рус. языке формы прошедшего времени ксмь ходила и в современном русском ходил). Синтетические и аналитические формы могут сосуществовать даже в пределах одной парадигмы (ср. рус. никто, ни у кого или нем. anfangen — ich fange an 'я начинаю'). Более того, в языках постоянно формируются образования аналитического типа, поскольку сочетания слов являются наиболее простым, мотивированным способом обозначения предметов и явлений внешнего мира. Однако в дальнейшем эти образования могут трансформироваться в синтетические формы (ср. обозначение черники в русском языке: черная ягода — > черника). В XX в. типологическая классификация языков стала дополняться другими классификациями, учитывающими не только морфологический, но и фонетический, словообразовательный, синтаксический и даже лексический критерии (см., например, работы И.И. Мещанинова, Дж. Гринберга, В.М. Чекмана, Т.И. Вендиной, А.Ф. Журавлева и др.). Из морфологической классификации она постепенно превращается в общеграмматическую, в которой в качестве релевантных выступают такие признаки, как массивность и фрагментность структуры слова, наличие морфонологических изменений на стыках морфем, функционирование формально-грамматических элементов разных уровней языка, способы выражения отношений между субъектом, объектом и предикатом, роль гласных и согласных фонем в системе языка, синтагматика и т.д. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Генеалогическая классификация (< греч. genealogia 'родословная') — это классификация языков по принципу родства, т.е. на основе их родственных связей и общего происхождения из предполагаемого праязыка. Языки, объединенные общностью происхождения, образуют семью родственных языков. Генеалогическая классификация языков является, таким образом, классификацией языков по семьям. В соответствии с этой классификацией выделяют, в частности, индоевропейскую, афразийскую, дравидскую, уральскую, алтайскую и др. семьи языков. Каждая семья языков происходит из разошедшихся друг с другом диалектов одного языка (праязыка) этой семьи. Праязык и является языком-основой исторической общности родственных языков (для славянских языков — это праславянский язык, для романских — народная латынь, для иранских—праиранский и т.д.). В пределах одной семьи языков выделяются, как правило, сравнительно небольшие группы языков, находящихся между собой в более тесных связях, чем с другими языками той же семьи (например, в пределах и семьи языков выделяются романские, славянские, германские, кельтские, балтийские и др. группы языков). Такие группы более близких друг к другу языков часто называют «ветвью языков» той или иной семьи. «Ветви языков» в свою очередь подразделяются на более мелкие группы, где связь между языками еще теснее (например, славянские языки делятся на восточнославянские, куда входят русский, украинский и белорусский языки; западнославянские: польский с кашубским диалектом, сохранившим определенную генетическую самостоятельность, чешский, словацкий, верхне-и нижнелужицкие; южнославянские: словенский, сербский, хорватский, македонский, болгарский). Каждая ступень дробления языков объединяет языки, находящиеся между собой в более тесных отношениях, чем с языками предшествующей ступени. Для определения места языка в генеалогической классификации его необходимо сопоставить с другими языками той же семьи и с праязыком. Праязык обычно восстанавливается путем реконструкции, осуществляемой при помощи сравнительно-исторического метода. Чем дальше отстоит во времени реконструируемый праязык от письменных и устных языков-потомков, тем менее надежна и более условна его реконструкция, и, наоборот, чем ближе он к письменным свидетельствам, тем более он достоверен (ср., например, праславянский язык, верхнюю границу которого некоторые ученые датируют X—XII вв.). Сравнение родственных языков помогает воссоздать их историю, пути развития от праязыка до самостоятельного существования в качестве отдельного языка. Наиболее достоверными являются морфологические показатели родства языков. Это объясняется тем, что морфологический уровень языка наиболее консервативен и, как правило, мало проницаем для заимствований; кроме того, в каждом языке существует сравнительно небольшой набор грамматических значений, отличающихся исключительной устойчивостью; наконец, ограниченный состав фонем, представленных в окончаниях, облегчает установление соответствий между языками, особенно в тех случаях, когда формы образованы от общего корня и соответствие наблюдается во всех словоформах (ср. старославянское ксмь, древнеиндийское dsmi, хеттское esmi из индоевропейского *esmi), поскольку сходство не только в корнях, но и словоформах не может быть случайным. Кроме морфологических показателей, при определении закономерностей исторического развития родственных языков привлекаются данные фонетико-фонологического уровня, позволяющие проследить цепь исторических изменений реконструируемого элемента и установить соответствие звука «х» в одном языке звуку «у» в другом, родственном ему (так, например, звуковые соответствия славянских языков в словах типа старославянского ceiif/a, болгарского свещ, сербского ceeha, чешского svice, польского swieca, русского свеча из праславянс-кого *svetja позволили А.Х. Востокову проследить судьбу сочетания *tj в славянских языках и доказать важность закона звуковых соответствий при реконструкции праславянского языка). Наличие регулярных фонетических соответствий при существовании частичных расхождений является надежным критерием родства языков. Менее надежны словарные соответствия, поскольку при определенных условиях существования двух неродственных языков (наличие длительного контакта, численная ограниченность языкового коллектива, образование смешанных браков и т.д.) возникают заимствования из одного языка в другой (даже в сфере наиболее употребительной лексики, связанной с терминами родства, с названиями флоры и фауны), что затрудняет отнесение языка к той или иной языковой группе. Заимствованные слова, сохраняя фонетическое оформление, могут, однако, дать материал для реконструкции их древнего облика, поскольку в языке, заимствовавшем данное слово, не происходило фонетических изменений, имевших место в языке, из которого произошло заимствование (ср. венгерское szalma 'солома', заимствованное из языка восточных славян, которое подтверждает правильность реконструкции русского солома как *solma с последующим преобразованием в полногласное сочетание). Заимствования могут происходить и между родственными языками, однако факты вторичного интенсивного смешения, как правило, устраняются с помощью методов сравнительно-исторической фонетики, которые позволяют выявить эти более поздние словарные заимствования и отделить их от исходно унаследованного запаса родственных слов. Построение генеалогической классификации языков, как свидетельствует история языкознания, происходило на разных основаниях. Наибольшее распространение получил принцип «родословного древа», впервые использованный А. Шлейхером в генеалогической классификации индоевропейских языков. Согласно этому принципу, каждый общий язык (праязык) распадался на два (или более) языка, которые в свою очередь также распадались на два (или более) языка, из которых развились известные языки. Так, например, все славянские языки выводятся из праславянского через посредство трех промежуточных языков: празападнославянского, правосточнославянского, праюжнославянского (западно- и южнославянские языки могли при этом иметь еще и промежуточные праязыки). Общая схема «родословного древа» славянских языков выглядит следующим образом: праславянский (или общеславянский) распадается на празападнославянский, праюжнославянский и правосточносла-вянский; из празападнославянского выделились пралужицкие, пралехитские и прачешскословацкие диалекты, которые в свою очередь дали жизнь следующим языкам: верхнелужицкому, нижнелужицкому, польскому, полабскому, кашубскому, чешскому и словацкому; праюжнославянская группа распалась на празападную и правосточную группу диалектов, из которых впоследствии образовались словенский, сербский, хорватский, македонский и болгарский языки; правосточнославянская группа положила начало русскому, украинскому и белорусскому языкам. Принцип «родословного древа» является удобным схематическим упрощением, хотя и не отражает (или отражает лишь в малой степени) реальные генетические процессы развития языков (так, например, в истории южнославянских языков, как показали новейшие исследования в области сравнительной грамматики славянских языков, не было промежуточного праюжнославянского звена, введение его в схему родословного древа было вызвано необходимостью обозначить те славянские диалекты, которые после переселения носителей венгерского языка на территорию современной Венгрии в конце I тысячелетия до н.э. оказались отрезанными от остальных славянских диалектов и в дальнейшем развивались в контакте с балканскими языками). Кроме того, эта схема не учитывает и процессы взаимодействия языков, которые продолжаются и после того, как языки отделяются, превращаясь в самостоятельные ветви родословного древа. Принцип «родословного древа» практически не работает при описании семей языков Юго-Восточной Азии, отношение между которыми напоминает скорее непроходимые заросли, чем дерево. Эта схема не учитывает и то обстоятельство, что в мире существуют языки, которые не входят ни в одну языковую семью, поскольку они формируются в результате взаимодействия нескольких языков (примером такого «смешанного языка» может являться, например, алеутский язык, в котором эскимосско-алеутские глаголы приобретают русские флексии). В связи с этим и сегодня ведутся поиски более совершенных схем исторического развития языков, отвечающих достижениям лингвистической географии. В современном языкознании снова возрождается интерес к «теории волн» И. Шмидта, оспорившего само понятие «родословного древа» и указавшего на важность такого фактора, как географическая смежность языков. Согласно теории И. Шмидта, каждое новое явление имеет свой очаг возникновения, откуда оно распространяется затухающими волнами. Поэтому родственные языки (и соответственно диалекты) постепенно переходят друг в друга через ряд промежуточных диалектов, представляющих собой сочетание таких волн. По мнению И. Шмидта, следует говорить не о промежуточных праязыках, а о непрерывной сети переходов от одного языка к другому (от индийских, в частности, к иранским, от иранских к славянским, от славянских к балтийским и т.д.). При исчезновении промежуточных диалектов различия между родственными языками становятся более ощутимыми. Общая картина генеалогической классификации языков, которая продолжает еще уточняться, выглядит следующим образом: I. Индоевропейская семья языков, одна из наиболее крупных семей языков Евразии. В нее включаются более десяти групп («ветвей») языков (объединяющих свыше 150 языков), среди которых представлены как живые, так и мертвые языки: 1) хеттско-лувийская или анатолийская группа (в Малой Азии), в нее входят языки двух хронологических периодов: XVIII— XIII вв. до н.э. (хеттский, лувийский, палайский) и VII—IV вв. до н.э. (лидийский, ликийский, карийский и др.), все языки мертвые, некоторые тексты их еще не дешифрованы и принадлежность ряда языков к той или иной группе еще не установлена; основной язык этой группы — хеттский, который является самым древним из засвидетельствованных индоевропейских языков, на нем сохранились тексты XVIII—XIII вв. до н.э., записанные на глиняных табличках вавилонской клинописью; 2) индийская или индоарийская группа (северная половина Индийского субконтинента, о. Ланка): в нее входят языки трех хронологических периодов: древнего (II—I вв. до н.э).: ведийский, санскрит; среднего (I— IV вв. н.э).: пракриты; новый период: хинди, бенгали, бихари, маратхи, сингальский, синдхи, панджаби, бхили, пахари, цыганский и др.; классический санскрит, строгие нормы которого были изложены в грамматике Панини, до самого последнего времени оставался литературным языком индийцев, его грамматические формы соответствуют живому языку начала I тыс. до н.э., поскольку они с тех пор мало изменились, поэтому именно формы санскрита часто используются лингвистами в сравнительно-исторических языковых реконструкциях; ведийский язык — это язык Вед, собрания религиозных текстов (гимнов богам, песнопений, заклинаний: самым архаичным является сборник «Ригведа», т.е. «Веда гимнов», появившийся еще во II тыс. до н.э.), который со временем стал исключительно языком религии и перестал развиваться; на индийских языках и диалектах говорят около 500 млн. человек; 3) иранская группа, объединяющая языки трех хронологических периодов: древнего (XIV в. до н.э. — IV в. до н.э.): авестийский, который является важным источником реконструкции индоевропейского праязыка; древнеперсидский, скифский и др.; среднего (IV—III вв. до н.э. —VIII—IX вв. н.э.): пехлеви, парфянский, хорезмийский, сакский, фарси и др.; нового: персидский, таджикский, курдский, осетинский, памирские языки и др.; древнейший текст на иранских языках — Авеста (первая половина I тыс. до н.э.), представляющий собой собрание поэтических проповедей и откровений легендарного религиозного реформатора Заратуштры, дает самые архаические образцы авестийского языка; на иранских языках говорят около 70 млн. человек; 4) тохарская группа, объединяющая восточно-тохарский и западно-тохарский языки, которые были распространены на севере Восточного Туркестана (V— VIII вв. н.э.), оба языка кочевых иранских племен ныне мертвые; 5) иллирийская группа (северо-западная часть Балкан и юго-восток Италии), включающая иллирийский и мессапский мертвые языки (VI—I вв. до н.э.); письменные памятники не засвидетельствованы, следы их восстанавливаются по ономастике; 6) греческая группа, объединяющая языки трех хронологических периодов: древнего (XV— IV вв. до н.э.): древнегреческий, язык поэм Гомера (этот архаичный язык гомеровского эпоса VIII-VII вв. до н.э. является одним из важнейших источников реконструкции индоевропейского праязыка); среднего до XV в. н.э.: среднегреческий или византийский, который был государственным языком Византийской империи и восточно-православной церкви; нового: новогреческий в двух вариантах — книжном и разговорном; всего на греческом языке говорят около 12 млн. человек; 7) италийская группа (Апеннинский п-ов), объединяющая языки нескольких хронологических периодов: древнего XVI в. до н.э. — I в. н.э.: латинский, фалискский, оскский, умбрский (все языки мертвые); среднего: народная латынь и формирующиеся на ее основе романские диалекты; нового: романские языки, которые делятся на пять подгрупп: галло-романскую (французский и провансальский языки), иберо-романскую (испанский, каталанский, галисийский, португальский), итало-романскую (итальянский, сардинский, самый архаичный из романских языков, и мертвый далматинский язык, на котором говорили до XIX в. на восточных берегах Адриатического моря), рето-романскую (руманшский, один из государственных языков Швейцарии, фриульский на северо-востоке Италии), балкано-романскую (румынский, молдавский, аромунский) и др.; всего на романских языках говорят около 600 млн. человек; 8) кельтская группа (на крайнем западе Европы — от Ирландии и Шотландии на Севере до Пиренейского п-ова на юге), в которой выделяется три подгруппы: а) галльская: галльский язык; б) бриттская: валлийский, бретонский и мертвый корнс-кий языки; в) гойдельская: ирландский, шотландский и др.; в первом тысячелетии до н.э. кельтские языки были широко распространены на территории Западной Европы, однако с началом романизации (когда латынь постепенно заменила во Франции галльский) они стали приходить в упадок, и выжили лишь на северо-западных окраинах Европы как малые языки; всего на кельтских языках говорят около 6 млн. человек; 9) германская группа, в которой выделяются три подгруппы: а) восточногерманская: готский, бургундский, вандальский, гепидский, герульский — все языки мертвые; б) западногерманская: немецкий, английский, идиш (или новоеврейский на основе верхненемецких диалектов с элементами древнееврейского, славянских и др. языков), нидерландский, люксембургский, фризский (север Нидерландов), африкаанс (один из официальных языков ЮАР); в) северногерманская или скандипанская: исландский, фарерский (распространен на Фарерских островах, автономная область Дании) — самые архаичные из всех языков германской группы, шведский, норвежский, датский и др.; всего на германских языках говорят около 450 млн. человек; 10) балтийская группа, в которой выделяются две подгруппы: а) западнобалтийская: прусский, ятвяжский, куршский, голадский языки — все языки мертвые; б) восточнобалтийская: литовский, отличающийся особой архаичностью, до сих пор сохраняющий древние глагольные и именные окончания, свойственные латыни и греческому, что делает его ценным источником при реконструкции индоевропейского праязыка, латышский, латгальский; всего на балтийских языках говорит 1,5 млн. человек; 11) славянская группа, в которой вычленяют три подгруппы: а) южнославянскую: старославянский (мертвый) — первый литературный язык славян, созданный первоучителями святыми братьями Кириллом и Мефодием, болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский языки; б) западнославянскую: чешский, словацкий, польский с кашубским диалектом, верхнелужицкий, нижнелужицкий, полабский (мертвый) языки; в) восточнославянскую: русский, украинский, белорусский языки; всего на славянских языках говорит около 250 млн. человек. К индоевропейской семье языков относятся и языки, находящиеся «вне групповой классификации», т.е. не имеющие других близкородственных языков. Это армянский (древнейшие памятники которого датируются V в. н.э., однако первое упоминание об Армении встречается в хеттских надписях XVI в. до н.э.), фригийский (в северо-западной части Малой Азии, древнефри-гийские надписи относятся к VIII—III вв. до н.э.), фракийский (в восточной части Балкан и на северо-западе Малой Азии, древнейшие надписи датируются VI—III вв. до н.э.), венетский в северо-восточной Италии и прилегающих к ней областях Словении и Австрии (древнейшие надписи VI—I вв. до н.э.), албанский (первые памятники с XV в.). Вопрос о хронологических рамках индоевропейского праязыка и его локализации в истории языкознания не имеет однозначного решения. Наиболее распространенная в индоевропеистике точка зрения, что область первоначальной локализации индоевропейского языка (или точнее его диалектов) лежала в полосе от центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусских степей). Вместе с тем в последнее время после фундаментального исследования Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванова («Индоевропейский язык и индоевропейцы». М., 1984) все больше утверждается мнение, согласно которому центр иррадиации индоевропейского праязыка находился на Ближнем Востоке (в пределах Восточной Анатолии, Южного Кавказа и северной Месопотамии) в соседстве с носителями картвельских, афразийских (семито-хамитских) и, вероятно, дравидских и урало-алтайских языков. II. Уральская семья языков, включающая две группы: 1) финно-угорскую, куда входят: а) прибалтийско-финские языки: финский, ижорский, карельский, вепсский, составляющие северную группу, и эстонский, ливский, водский языки, образующие южную группу; б) волжские языки: марийский и мордовские языки (эрзянский и мокшанский); в) пермские: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий языки; г) угорские: венгерский, хантыйский, мансийский языки; д) саамский; 2) самодийскую: ненецкий, энецкий, нганасанский и практически исчезнувший селькупский (юг Красноярского края) языки. Всего на уральских языках говорит около 24 млн. человек. III. Афразийская (или афро-азиатская) семья, объединяющая пять групп языков, на которых говорит более 220 млн. человек: 1) семитские языки (Зап. Азия и Африка, севернее Сахары) включают в себя несколько групп: северно-восточную, куда входит мертвый аккадский язык, язык семитов-скотоводов, пришедших в междуречье Тигра и Евфрата и поселившихся в его южной области Аккад (древнейшие надписи на этом языке, выполненные шумерской клинописью, относятся к XXV в. до н.э.); северо-западную, куда входят мертвые угаритский, эблаитский, аморейский, древнееврейский (или ханаанейский), сохранившийся в книгах Библии (Ветхий ЗаветXII—III вв. до н.э.), атакже в надписях на глиняных черепках в Палестине VIII в. до н.э. — II в. н.э., финикийско-пунический и арамейский (бывший своеобразным международным языком Палестины, Сирии и Месопотамии, на этом языке говорил Иисус Христос), а также живые иврит и ассирийский; центральную, куда входит арабский со множеством диалектов и мальтийский; южную, включающую бесписьменные языки мехри, шахри и сокотри, а также джибба-ли, тиграи, амхарский, харари и мертвые языки минейский, сабейский, катабанский, эфиопский, гафат); 2) египетские языки: мертвый с V в. древнеегипетский (язык-долгожитель, непрерывную историю его можно проследить на протяжении 47 веков, первые памятники письменности его относятся к концу четвертого — началу третьего тысячелетия); развившийся на его основе в III в. коптский язык, который просуществовал до XVII в., уступив место арабскому, в настоящее время коптский язык остается церковным языком египетских христиан; 3) берберо-ливийские (многочисленные языки и диалекты берберских народов Северной Африки и Сахары); 4) чадские, куда входят более ста пятидесяти языков и диалектов, распространенных в центральном Судане, в районах, примыкающих к озеру Чад на территории Северной Нигерии, Северного Камеруна, республики Чад; крупнейший из них — хауса, широко используемый в качестве средства межэтнического общения; 5) кушитские: эту группу языков представляют языки северо-восточной части Африки — от тропика до экватора: Судана, Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Танзании; крупнейшие из них — сомали и оромо; IV. Кавказские языки, объединяющие в своем составе три семьи языков, на которых говорят более 6 млн. человек: западно-кавказскую семью (на территории Абхазии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Турции): абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхе-кий язык (в Турции), все языки младописьменные; восточно-кавказскую семью (на территории Чечни, Ингушетии, Дагестана, Грузии и на севере Азербайджана), которая распадается на пять групп: нахскую (чеченский, ингушский и бацбийский язык в Грузии); аварскую (аварский, андийский, цезс-кий); лакскую (лакский язык в Дагестане); даргинскую (даргинский язык в Дагестане); лезгинскую (лезгинский и табасаранский языки), а также еще около 40 малых, иногда одноаульных, бесписьменных языков; южно-кавказскую (картвельскую) семью (на территории Грузии, частично в Турции, Иране), в которую входят: грузинский, занский с чанским (в Турции) и мегрельским диалектами, лазский (на северо-востоке Турции), сванский языки. Генетически изолированными языками Ближнего Востока и Средиземноморья являются: шумерский язык (на юге Месопотамии, территория современного Ирака) — вымер к началу второго тысячелетия до н.э. Родство шумерского языка с другими языками не установлено. Шумеры были первыми, кто создал свою письменность, первые клинописные тексты относятся к XXIX в. до н.э.; хурритский язык (в северной Сирии и Месопотамии) — вымер к началу первого тысячелетия до н.э., единого мнения о его генетических связях нет, хотя делаются попытки связать хурритский и урартский языки с кавказскими языками. Древнейшие памятники письменности датируются XXV в. до н.э.; урартский язык (на территории Армянского нагорья, у оз. Ван) — мертвый язык, клинописные памятники относятся к IX в. до н.э.; этрусский язык (на территории Апеннинского п-ова) — мертвый язык, генетическая принадлежность которого окончательно не выяснена, первые памятники письменности (некоторые из которых до сих пор не дешифрованы) относятся к VII в. до н.э.; баскский язык (на севере Испании и юго-западе Франции) — один из двух официальных языков страны Басков (автономная провинция Испании), отличается высокой диалектной вариативностью (количество говоров практически равно количеству поселений); бурушаский язык (на севере Кашмира) - бесписьменный. V. Дравидская семья языков (на территории Индийского субконтинента, распространена главным образом в южных штатах Индии, в Пакистане, в Южном Афганистане, в Восточном Иране, частично в Шри-Ланке, в странах Юго-Восточной Азии, в Южной Африке). В нее входят языки телугу, тамильские, каниада, малаялам и др., каждый из которых имеет древнюю литературную традицию и считается официальным языком в одном или нескольких штатах Индии. Генеалогическая классификация этих языков окончательно не разработана. В настоящее время доказано родство дравидских языков с эламским (некогда существовавшим в южной части Иранского нагорья, известным по клинописным табличкам XXIII — IV вв. до н.э.). VI. Юкагиро-чуванская семья языков (на территории северовосточной Якутии, частично Магаданской области). Исчезнувшая семья близкородственных языков, ассимилированных эвенками, якутами, чукчами и русскими. Единственный представитель этой семьи языков юкагирский язык в бассейнах рек Колыма и Ала-зея. Сохранились также диалекты колымский и тундренный, отличающиеся рядом фонетических, морфологических и лексических черт. Предполагают генеалогическую связь этих языков с уральскими и алтайскими языками. VII. Алтайская семья. Макросемья языков, объединяющая на основе предполагаемой генетической сопринадлежности следующие группы языков: 1) тюркскую группу, в которой выделяется несколько ветвей: а) булгарская, куда входят мертвые булгарский и хазарский языки и потомок булгарского чувашский язык; б) огузская ветвь, включающая туркменский, трухменский, турецкий, азербайджанский, гагаузский, кашкайский, силарский, а также мертвые языки сельджукский, староосманский, половецкий и печенежский; в) кыпчакская ветвь, включающая казахский, ногайский, каракалпакский, киргизский, алтайский, татарский, башкирский, крымско-татарский, караимский, карачаево-балкарский, кумыкский; г) карлукская ветвь, включающая новоуйгурский и узбекский; д) уйгурская ветвь, куда входят древнеуйгурский, тувинский, тофаларский, карагасский, якутский, долганский, хакасский, шорский, чулымский; 2) монгольскую группу, объединяющую монгольский, бурятский, баргутский, калмыцкий, дагурский, могольский, дунснм-ский, ойратский и др. языки; 3) тунгусо-маньчжурскую группу (группа близкородственных языков Дальнего Востока и Сибири: эвенкийский, эвенский, удэгейский, нанайский, гольдский, ульчский, маньчжурский — язык последних китайских императоров и др.). В эту семью языков включают также изолированные корейский и японский языки (хотя попытки доказать родство японского языка с алтайскими языками пока не дали окончательных результатов). VIII. Чукотско-камчатская семья языков (на которых говорит коренное население Чукотки и Камчатки), объединяющая чукотский, корякский, алюторский, ительменский и др. языки; все эти языки подверглись сильному влиянию со стороны русского языка, и число их носителей сократилось; наиболее стойким оказался чукотский язык, на котором говорит сейчас около 12 тыс. человек; IX. Енисейская семья языков (распространенная по берегам Енисея и его притоков), включающая живые кетский и сымский языки, а также мертвые коттский, арийский, ассанский языки. Генетически изолированные языки Сибири и Дальнего Востока: - нивхский (распространен в устье Амура и на севере о. Сахалин); - айнский (на о. Хоккайдо и Хонсю), который под натиском японского языка в настоящее время вышел из живого употребления. X. Китайско-тибетская семья языков, одна из крупнейших языковых семей мира, насчитывающая более ста языков от племенных до национальных. Традиционно выделяют две ветви: 1) восточную, объединяющую китайский и дунганский языки; иногда в эту группу включают каренские языки, распространенные на границе Таиланда и Бирмы; древнейшие памятники письменности китайского языка относятся к XIII в. до н.э.; 2) западную (тибето-бирманские языки: тибетский, бирманский, невари, трипури, манипури, низо, качинский язык): основные языки этой ветви — тибетский (на котором говорят 4 млн. человек) и бирманский (22 млн. человек), оба языка имеют письменность, восходящую к индийскому письму и обладают древней литературной традицией (появление первых памятников письменности на тибетском языке относится к 600 г. н.э., а на бирманском — к 1100 г. н.э.). В настоящее время среди языков Восточной Азии наметилась тенденция выделять в самостоятельную семью языков группу малоизученных родственных языков национальных меньшинств Китая и Таиланда мяо-яо, известных главным образом в провинции Хунань, а также таи-чжуанскую группу, объединяющую тайский язык (официальный язык Таиланда), чжуанский (китайская провинция Гуанси), лаосский (официальный язык Лаоса), шанский (распространен в Шанском нагорье, на северо-востоке Бирмы) и др. языки. XI. Австроазиатская семья, в которой выделяются восемь языковых групп, каждая из которых представлена многочисленными диалектами. Большая территориальная разбросанность этих языков свидетельствует о том, что некогда они занимали обширную зону на юго-восточном азиатском континенте, но были разделены из-за продвижения на юг народов, говорящих на тайских языках. Самыми известными представителями этой семьи языков являются вьетнамский и кхмерский языки, на которых говорят также в Камбодже. На Андаманских островах лингвистами зафиксирован генетически изолированный андаманский язык, генеалогические корни которого изучаются. XII. Австронезийская семья языков является частью гигантской языковой семьи Индийского и Тихого океанов, в нее входят четыре группы языков: 1) индонезийская (включающая более трехсот языков, среди которых индонезийский, филиппинские, тагальский, мальгаш-ский, малайско-яванские языки и др.); 2) полинезийская (тонганские, маорийский, самоанский, таитянский, гавайский и ядерно-полинезийские языки); 3) меланезийская (объединяющая более четырехсот языков: языки фиджи, ротума, Соломоновых островов, Новой Каледонии); 4) микронезийская (языки науру, кирибати, понапе, маршал-льскиеи др.). Микронезийские, полинезийские и меланезийские языки образуют группу океанийских языков. XIII. Папуасская семья, объединяющая около тысячи многочисленных и генеалогически неоднотипных языков Новой Гвинеи и близлежащих островов Тихого Океана. Генетически изолированная эскимосско-алеутская семья языков, распространяющаяся на два континента — Азию и Америку, охватывающая северные берега Аляски, Канады, побережье Гренландии, Чукотский п-ов, о. Беринга. Генеалогическая классификация языков продолжает развиваться и уточняться (особенно в связи с изучением индейских языков, объединяющих крупные семьи языков Северной Америки — надене, салишская, алгонкинская, ирокезская и др.; Центральной Америки — тано-ацтекская, майя, отомангская; Южной Америки — чибча, аравакская, Карибская и др.). Сложная в языковом отношении картина представлена и в Африке (к югу от Сахары), отсутствие старых письменных текстов, исторических сведений о миграциях и контактах народов, плохая документированность сотен малочисленных языков затрудняет их изучение, однако общие контуры генеалогической классификации этих языков постепенно вырисовываются. Самыми крупными языковыми семьями языков Африки являются две — конго-сахарская макросемья и нило-сахарская, а также обособленно стоящая койсанская семья языков. Общая картина генеалогической классификации языков еще далека от завершения. Она не гарантирует пока точности деления семей на группы и подгруппы, особенно происходящих из промежуточных праязыков. Дальнейшее уточнение генеалогической классификации достигается путем изучения ареальных связей контактирующих языков и диалектов, а также выяснения древних отношений между «макросемьями» в связи с проблемой объединения отдельных языковых семей в макросемью ностратичес-ких (< лат. noster 'наш') языков, включающую евразийские (индоевропейские, уральские, алтайские) языки, афразийские, картвельские и дравидские языки, распространение которых по Евразии, как предполагают ученые, относится к концу последнего ледникового периода, приблизительно 15000 лет тому назад. Существующие генеалогические и типологические классификации языков, построенные на разных основаниях, не перекрывают друг друга и далеко не совпадают. Языки одного и того же морфологического типа могут иметь различное происхождение и принадлежать разным семьям (например, грузинский и казахский языки являются агглютинативными языками, однако они принадлежат разным языковым семьям: грузинский — к картвельской, а казахский — к алтайской), и, наоборот, в пределах одной и той же семьи языков могут оказаться языки разного морфологического строя (например, русский и английский языки входят в индоевропейскую семью языков, однако русский язык — это язык, обладающий богатой морфологией, т.е. язык флективного синтетического типа, а в английском языке форм словоизменения почти нет, т.е. это язык ярко выраженного аналитического строя). Рекомендуемая литература 1. Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире. М., 1998. 2. Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства. М., 1954. 3. Иванов В.В. Языки мира //Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 4. Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков. М., 1954. 5. Морфологическая типология и проблемы классификации языков. М.-Л., 1965. 6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, ra.VI. 7. Структурная типология языков. М., 1966.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |