Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегрированные процессы в менеджменте




 

Организация - это группа людей, которая соответствует нескольким обязательным требованиям. К ним относятся:

1. Наличие не менее двух людей.

2. Наличие у них одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые осознанно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, т.е. группы, которые возникают спонтанно, но где люди выступают во взаимодействии друг с другом достаточно регулярно и тоже объединены общей целью.

Для организации процесса управления производством необходимо сформулировать стратегию, инновационную и социальную политику организации, оценить ее возможности, конкурентные преимущества, разработать бизнес-план, организационную и производственную структуру, обосновать методы управления и т.д. Эти вопросы легче увязать в систему и определить очередность выполнения работ после построения системы менеджмента организации.

Качество и эффективность функционирования организации во многом определяются научной обоснованностью управленческого решения по перечисленным выше направлениям деятельности. Научная обоснованность решения, в свою очередь, определяется количеством и глубиной применяемых принципов, научных подходов, методов менеджмента. Поэтому первую — главную — подсистему системы менеджмента организации мы назовем «Подсистема научного сопровождения».

Далее необходимо сформулировать цели организации в области повышения качества, ресурсосбережения, организационно-технического развития, социального развития организации, охраны окружающей природной среды. Назовем эту подсистему целевой подсистемой.

Для реализации целей организации необходимы нормативно-методологические документы, ресурсы, т.е. все то, что относится к компонентам входа системы. Эту подсистему назовем обеспечивающей.

Материализация целей организации осуществляется на стадиях жизненного цикла объектов производства, включающих: стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производство товаров и услуг, их сервисное обслуживание у потребителей. Эта подсистема называется управляемой.

Управляющие воздействия на объекты управления оказывает персонал (менеджеры и специалисты), который разрабатывает управленческие решения по всем предыдущим компонентам подсистем и организует их реализацию. Эту подсистему называют управляющей.

Перечисленные 5 подсистем системы менеджмента составляют ее внутреннюю структуру. Внешнее окружение системы менеджмента организации включает следующие компоненты: внешняя среда, вход, выход, обратная связь.

В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури организация определяется как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей организации. В учебнике «Менеджмент» О.С. Виханского и А.И. Наумова под организацией понимается систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Люди объединяются в организацию для достижения таких целей, которые они не могли бы достичь, действуя в одиночку. Главной причиной создания самых различных организаций является потребность в общем действии на основе признания и подчинения или солидарности между людьми. Исторический опыт показывает, что организованное меньшинство достигает больших результатов, чем неорганизованное большинство. Макс Вебер, представитель классической школы и автор бюрократической концепции управления, определял организацию как совокупность социальных отношений - закрытых либо с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими представительной властью. Появление бюрократического типа организации связано с разделением управленческого труда и возникновением особой группы персонала - профессиональных менеджеров. Характерными чертами бюрократической организации являются наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главными в организации являются различного рода «бюро», основные функции которых остаются неизменными и не зависят от мнения работников. Управление осуществляется с помощью письменных предписаний по общим правилам. Прием на работу производится по профессиональным и образовательным характеристикам. Денежное вознаграждение и пенсионные выплаты строго фиксированы и находятся в строгом соответствии с местом работника в иерархии. Продвижение сотрудников связано с выслугой лет и оценкой вышестоящих руководителей. От работников требуется преданность служебному долгу, а не какому-либо начальственному лицу. Места в аппарате управления распределяются на контрактной основе с заранее оговоренными условиями. Все работники подчиняются единой дисциплине, контроль за исполнением осуществляется путем отчетности о проделанной работе. Бюрократические организации были достаточно популярны в 30-40-е гг. XX столетия, но в настоящее время в силу определенных ограничений бюрократическая модель организации в чистом виде в современных бизнес - структурах не используется. К недостаткам подхода М. Вебера можно отнести высокую инертность построения идеальной организации и отсутствие внимания к личности работника. С позиций теории системного анализа организация рассматривается как система. Сторонники системного подхода исходят из существования универсальных закономерностей управления в природе, обществе, механизмах и автоматах.

Виды организации

В современной литературе существуют разные подходы к классификации организаций. Так, М. Вебер, изучая хозяйственные организации, выделил следующие их виды:


•собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;
•неэкономические организации, выполняющие экономические функции («экономически активные»), например, государств или церковь;
•экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), например, профессиональные цехи или гильдии;
•организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.


Другой исследователь социологии организаций А. Этциони выделил три основных вида организации по способам подчинения и утверждения контроля:

- принудительные

- утилитаристские

- символические

Принудительные организации основываются на прямом (физическом, военном) насилии над человеком или угрозе его применения, отсутствие насилия является формой вознаграждения. Наиболее яркими примерами такого рода организаций служат армейская и тюремная системы.
Утилитаристские организации предполагают объединение своих членов на базе материального интереса, и все современные хозяйственные организации относятся в первую очередь к этому типу.
Символические организации основываются на солидарности, проистекающей из общей моральной или идеологической базы. Примерами таких организаций являются церковь, различные политические партии.
В классификации по историческим типам выделяют следующие формы хозяйственных организаций:

община, корпорация, ассоциация. Община представляет собой территориальную или кровнородственную общность с формальным равенством членов, общей собственностью, нерасчлененностью многих внутрихозяйственных функций, со всеобщим неформальным подчинением некоторому традиционному порядку, распространяющемуся на большинство сторон труда и жизни. Примером такой организации может служить традиционная крестьянская община.
Корпорация - это относительно замкнутая организация, обладающая более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким распределением внутренних обязанностей, более формальным административным порядком. Одним из наиболее ярких примеров корпорации является средневековый профессиональный цех. Специфическими чертами, отличающими корпоративную организацию, являются монополизм, замкнутость, иерархичность, подчинение индивида групповым интересам и распределение полномочий в форме привилегий.
Монополизм. Корпорация является по своей сути монополией, которая распоряжается некими ограниченными ресурсами и не допускающая к ним других субъектов. Корпорацию отличает жесткое закрепление за нею набора ресурсов и определенных рыночных ниш.
Замкнутость. Относительная закрытость служит наиболее надежным инструментом защиты ресурсов корпорации. М. Вебер утверждал, что корпоративную группу определяют «социальные отношения, которые по определенным правилам закрывают или ограничивают прием посторонних».
Иерархичность. Корпорация предполагает строго иерархическую структуру, при этом иерархии по своему характеру могут быть различными. Распределение рангов в иерархии осуществляется на базе трех оснований: наследственности, назначения сверху, выдвижения снизу.
Места в корпорации могут не только формально наследоваться по сословным и кастовым признакам, но и распределяться на основе расовой, половой или религиозной дискриминации, принципы которой формально не закреплены. Признаками бюрократической системы являются назначение на должность и снятие с должности сверху при соблюдении установленных формальных процедур и строгость иерархической структуры.
При деспотическом типе регулирования высшая власть, следуя своим прихотям и игнорируя формальные процедуры, приближает или отдаляет своих подчиненных и подданных.
При выдвижении снизу, в случае формальных демократических выборов, за избранником закрепляется ряд делегированных ему полномочий. При неформальном лидерстве выдвиженец каждый раз должен узурпировать полномочия заново.
Подчинение индивида групповым интересам. По выражению М. Вебера, корпорация есть «принудительная ассоциация». Подчинение человека интересам корпорации начинается еще до того, как индивид допускается в ее ряды. Существуют различные способы «заслужить» членство в организации, например, протекция, безвозмездная отработка, демонстрация лояльности, дисциплинированность и т.п. Корпорации всегда стремятся к возможно более полному подчинению индивидов, взамен предоставляя своим членам защиту и доступ к определенному набору вознаграждений Распределение полномочий в форме привилегий. Привилегии в организациях корпоративного типа предполагают специфический способ распределения на всех уровнях иерархии. Каким бы ни был статус ее члена, последний обязательно причастен к некоторым благам или допущен к каналам распределения, недоступным для «человека с улицы».

В любой корпорации существуют три социальных слоя:


• управляющие, обладающие властью и имеющие все доступные для организации привилегии;
• полноправные исполнители, которые составляют основную массу работающих, не обладающие властью, но имеющие доступ к какому-либо ограниченному кругу привилегий;
• депривилегированные исполнители не располагают ни властью, ни привилегиями.


Для того чтобы стать полноправным членом организации, необходимо отвечать трем условиям: постоянное членство в корпорации (иногда для этого требуется определенный трудовой стаж); послушание и личная лояльность по отношению к руководству; выражение преданности корпоративным целям и ценностям. Те работники, которые не удовлетворяют какому-либо из этих условий, образуют слой депривилегированных исполнителей, к которым относятся проходящие предварительную подготовку ученики и стажеры; совместители и временные работники, не входящие в штат; маргиналы (лица, принятые на работу без надлежащих документов, ранее судимые или деквалифицированные работники). Эта группа лиц подвергается дискриминации в оплате, распределении различных благ, а их увольнение может быть осуществлено управляющим в любой момент и без соблюдения формальностей, предусмотренных трудовым законодательством.
Таким образом, корпорация представляет собой замкнутую иерархическую организацию, являющуюся монопольным распорядителем определенных ресурсов, подчиняющую своих членов групповым интересам и вознаграждающую их в форме привилегий.
Ассоциация строится как открытое и относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную свободу. Ассоциация создается под специальные задачи и ее деятельность не выходит за их рамки. Примером ассоциации могут служить современные общества потребителей. Отечественная типология хозяйственных организаций предлагает четыре модели отношений между руководителями и подчиненными в зависимости от способа утверждения авторитета.
Бюрократизм (руководитель в роли начальника). Характерными чертами этой модели являются административная иерархия; жесткое распределение обязанностей, принятие решений руководителем; наличие системы контроля и формальные, деперсонифицированные деловые контакты по вертикали.
Патернализм (руководитель в роли хозяина). Эта модель организации основывается на четкой иерархии и предполагает, что права хозяина неоспоримы, им принимаются все решения и устанавливается контроль над исполнителями. Организация труда имеет достаточно гибкий характер; допускается взаимозаменяемость, ответственность коллективная; единство организации достигается за счет личного влияния хозяина. Взаимоотношения имеют личный характер, и все личные, внерабочие проблемы персонала становятся предметом заботы хозяина.
Фратернализм (братство; руководитель в роли лидера). Эта модель характеризуется сглаженной иерархией; коллегиальным принятием решений; ориентацией на осознанное исполнение; доверием в отношениях, взаимопомощью, неформальным характером отношений.
Партнерство (руководитель в роли координатора). Иерархия в этой модели явно не выражена; решения принимаются на основе общего и конструктивного обсуждения; персонал понимает смысл принимаемых решений и выполняет их в ходе самостоятельной работы; за исполнителями закрепляются конкретные функции, но текущий контроль отсутствует, существует общая координация; отношения деперсонифицированы и переведены на служебно-контрактную основу; особой преданности руководству не требуется, необходимо только качественно выполнять свое дело.
Все существующие организации в менеджменте также подразделяются на формальные и неформальные.
Формальные организации (группы) - это группы людей, объединение которых произошло по воле руководства для достижения организационных целей. Приведенные определения организации справедливы для формальной организации, но существуют также и неформальные организации, группы, которые формируются спонтанно внутри формальных организаций. Неформальные организации (группы) представляют собой стихийно образовавшиеся группы людей, вступающих в регулярное взаимодействие и имеющих определенные цели (цель).
В формальных организациях рабочие отношения регламентируются специальными инструментами административного управления (приказами, распоряжениями), нормативными документами. Главной функцией формальной организации является достижение поставленных менеджментом целей.
В неформальных организациях (группах) отношения между членами не регламентируются никем и ничем. Они складываются на основе личных дружеских отношений, симпатий, склонностей и интересов, не определенных организационной структурой. Неформальные группы существуют внутри каждой формальной организации, и каждый работник может одновременно быть членом нескольких неформальных образований. Наиболее часто среди неформальных групп формируются диады, триады и квартеты. Реже встречаются группы более крупных размеров. Обычно число членов колеблется от двух до пяти человек. Самой распространенной неформальной группой является диада, в которой на основе конъюнктивных связей могут объединиться друзья, партнеры, коллеги, лица, которые играют роль лидера и ведомого. В диадах, основанных на дизъюнктивных (разделительных) связях, действуют два антагониста. В основе этого объединения механизм взаимного отталкивания.
Неформальные группы могут существенно влиять на политику принятия решений формальной организации. С ростом числа членов власть неформальной группы усиливается, и они могут продвигать вперед или тормозить развитие формальной организации. Задача менеджера - контролировать, минимизировать негативное влияние этих групп и попытаться объединить цели неформальной и формальной организации.


Основными причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения, являются:


•потребность в принадлежности;
•взаимопомощь;
•потребность в защите;
•потребность в общении;
• симпатия.
К основным признакам неформальной организации можно отнести социальный контроль, сопротивление переменам и неформальных лидеров. В случае нарушения членами группы групповых норм (групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения) нарушители подлежат исключению из группы или их ждет отчуждение. Социальный контроль может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации.
В неформальных организациях всегда отмечается тенденция к сопротивлению переменам, поскольку они могут представлять угрозу дальнейшему существованию неформальной организации.
Часто неформальные организации имеют своих неформальных лидеров, которые выдвигаются из среды членов этих групп. Остальным членам группы отводится роль ведомых, последователей, исполнителей и т.д. Отличие неформальных лидеров от формальных состоит в том, что формальный руководитель использует делегированные ему официальные полномочия и действует в отведенной ему функциональной области. Неформальные лидеры опираются на поддержку членов своей группы, и сфера их влияния может выходить за пределы формальной организации. Основными функциями неформального лидера являются достижение целей группы, поддержание и укрепление ее существования.
В теории менеджмента организации рассматриваются как открытые или замкнутые (закрытые) организационные системы.
Организации с замкнутой системой являются самообеспеченными и не нуждаются в связях с внешней средой. Они не способны быстро реагировать на изменение внешних факторов, и им требуется много времени для того, чтобы перестроиться. Открытым организационным системам, чтобы выжить, необходимо взаимодействие с окружающей внешней средой, и они готовы к изменениям внешних условий. В рамках классической школы - научного менеджмента Ф. Тейлора, административного подхода А. Файоля и теории бюрократии М. Вебера - воздействие окружающей среды на организацию фактически не рассматривалось. Предполагалось, что условия внешней среды являются вполне предсказуемыми и неопределенность внутри организации может быть устранена путем планирования и жесткого управления целью организаций традиционного типа являлась эффективность. Основной целью открытых организаций служит выживание в постоянно меняющихся условиях внешней среды.


В 70-е гг. XX в. организации стали рассматривать как открытые системы, обладающие такими свойствами, как энтропия, синергизм и взаимозависимость подсистем. Для всех открытых систем характерно взаимодействие с окружающей средой и равенство конечных результатов.

Согласно теории систем деятельность организации описывается в соответствующих терминах: входящие ресурсы, трансформация ресурсов, выходящие ресурсы, обратная связь и внешняя среда.

Под входящими ресурсами понимается все, что используется в производстве товаров и услуг: материалы, люди, финансы, информация и другие ресурсы. Процесс трансформации ресурсов - это использование производственных технологий для превращения входящих ресурсов в выходящие, т.е. готовые товары и услуги. Обратная связь необходима для осуществления корректирующих воздействий в соответствии с полученной информацией о результатах деятельности организации.
Энтропия или динамическое равновесие является универсальным свойством всех систем, которое отражает их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти. Для выживания организации должны постоянно осуществлять мониторинг внешней среды, адаптироваться к происходящим в ней переменам, находить новые ресурсы. Такое взаимодействие организации и среды позволяет уменьшить энтропию.


Организации также подразделяются на простые и сложные. Простая организация имеет одну цель, разделяемую всеми ее членами. Сложные организации имеют множество взаимосвязанных целей, которые необходимо эффективно увязать с наименьшими затратами.

 

5. Внешняя и внутренняя среда организации

 

Любая организация располагает внутренней и внешней средой.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В разных организациях ставятся разные цели. Например, для того чтобы получить прибыль, "бизнес" должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность. Некоммерческие организации, имея разнообразные цели, больше внимания уделяют социальной ответственности.

Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других её подразделений.

 

Структура - внутренняя переменная.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Существуют две основные концепции структуры:

1. Специализированное разделение труда

2. Сфера контроля

Специализированное разделение труда

В большинстве современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труди по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени - возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху Вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

Вертикальное разделение труда, т.е. определение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

 

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.

Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления.

Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи делят на три категории:

а) работа с людьми (задача мастера);

б) работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);

в) работа с информацией (задачи казначея корпорации).

 

Технология. Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис предлагает широкое сходное описание: "Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях". Таким образом, технология - это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала.

 

Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

Три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:

а) поведение отдельных людей;

б) поведение людей в группах;

в) характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

 

Способности - это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству (интеллектуальные способности и некоторые физические данные), а также приобретаются с опытом. Предрасположенность и одаренность тесно связаны со способностью. Способности проявляются и формируются в деятельности.

Ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, или что безразлично в жизни. Приобретаются посредством обучения.

Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо.

Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение.

Восприятие - это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие определяет, испытывает ли человек потребность, и каковы его ожидания в данной ситуации.

Предрасположенность, одаренность тесно связаны со способностью. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Отношение, по определению психолога Дерил Бема, "то, что нравится, и то, что не нравится, как нашу неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или к любым воспринимаемым аспектам окружающей нас среды". Отношения формируют наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияют на поведение.

 

Социотехнические подсистемы. Внешние переменные сильно влияют на организацию. И взаимосвязанность внутренних переменных правильнее было бы рассмотреть как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные называют социотехническими подсистемами, т.к. имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

 

Внешняя среда организации

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и их технологии, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, социально-культурная среда, релевантные по отношению к операциям организации.

Характеристики внешней среды

 

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию

3. Подвижность: относительная скорость изменения среды

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности

 

 

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Пол сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

 

Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: "Потребитель - король на рынке".

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

 

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.

Международное окружение.

Развитие управления международным бизнесом. Управление международным бизнесом распространяется на сферы деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы через национальные границы. К перемещаемым ресурсам относятся сырье, капитал, люди и технология. Если говорить о товарах, то это могут быть готовые компоненты, продукты, полуфабрикаты. В разряд перемещаемых услуг попадают бухгалтерский учет, юридическая и банковская деятельность. Перемещаются и специалисты - в первую очередь технические и менеджеры.

Разновидность международного бизнеса.

Экспорт. Самый простой путь проникновения на международные рынки - экспорт продукции, т.е. её продажа в другие страны.

Лицензирование. Предприятие может продать лицензию на производство своей продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах.

Совместные предприятия. Организация совместного предприятия заключается в том, что две или большее число компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

Прямые капиталовложения. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.

Многонациональные корпорации владеют и управляют предприятиями в других странах.

Факторы международной среды.

Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни.

Экономика. К числу некоторых экономических факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского процента, ВНП, налогообложение и общий уровень экономического развития. Есть и другие, относящиеся к международной среде, хотя и не имеющие чисто экономической природы, факторы: численность населения, уровни грамотности и профессиональной подготовленности, качество и количество природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.

Законы и госрегулирование. Подобно тому, как организации зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться с множеством законов и регулирующих актов.

Политическая обстановка. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса.

Опыт показывает, что успешно работающие организации заранее определяют цель деятельности, которую должны осознать и поддерживать все члены компании. Миссия, политика и цель компании являются определяющими и способствуют динамичности и высокому уровню активности, долговечности, ориентированности на потребителя. Если цель поддерживается всем коллективом, следовательно, она достижима, реальна.

Австралийский психолог Франке в годы войны, попав в немецкий концлагерь (еврей), изучал психологию выживания. Он установил, что более успешно при сравнительно одинаковых условиях выживали узники, имевшие четкую цель выжить (сбежать, дождаться освободителей и т.д.). Цели должны быть осознаны и реальны. Успех организации обеспечивается единением всех работников для достижения цели; лидером-руководителем, обеспечивающим внимание работникам и потребителям, при необходимости умеющего рисковать; вовлекать всех в дело; развитием человеческого и материального потенциала; вложением инвестиций в людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.